Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 19507 раз

Библиографическое описание:

Букреева, С. Н. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века / С. Н. Букреева, И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 738-740. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9151/ (дата обращения: 16.11.2024).

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя не предъявлять новые требования к образованию в целом и к уроку в частности. Важным является разобраться, что есть современный урок. В связи с введением государственных образовательных стандартов второго поколения на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В этом контексте методика преподавания иностранного языка также претерпела изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности, а следовательно, и требования к современному уроку изменились. Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя. В своей статье мы решили проанализировать понятие «современный урок», а именно:

1.                Познакомиться с основными понятия «современный» и «урок», а также осветить главные отличия традиционного и современного уроков;

2.                Проанализировать факторы, влияющие на успешное проведение современного урока, а именно рассмотреть:

-     принципы организации современного урока,

-     условия создания благоприятного микроклимата на уроке;

3.                Представить основные требования к современному преподавателю.

1. ПОНЯТИЯ «СОВРЕМЕННЫЙ» И «УРОК».

Итак, начнём с рассмотрения основных понятий, а именно рассмотрим значения слов «современный» и «урок». Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний.

+

УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету.

СОВРЕМЕННЫЙ — стоящий на уровне своего века, не отсталый.

+

УРОК — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, мы приходим к выводу, что:

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

При этой структуре система дидактических средств перестраивается, и к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования; их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер.

Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Стоит подчеркнуть, что сегодня образовательные учреждения становятся не столько источником информации, сколько учат учиться; учитель сегодня не является лишь проводником знаний. Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Все вышеперечисленное позволяет гибко варьировать структуру урока. Вместе с тем варьирование структуры урока не должно быть стихийным. На любом уроке учебный процесс состоит из определенных логически связанных этапов, которые отражают логику процесса обучения.

Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок - это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Итак, познакомившись с понятием «современный урок», мы рассмотрим факторы, влияющие на успешное проведение современного урока.

2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации:

-          принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;

-          принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения;

-          принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей ученика и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития;

-          принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.

2.2. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА НА УРОКЕ

Безусловно, современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь благоприятный психологический микроклимат.

Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:

-       ситуация открытости

Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.

-       ситуация успеха

Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе.

-       ситуация поддержки

С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.

-       ситуация коммуникации

Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.

Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый стремлением представить ученику максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда и интенсивного духовного развития каждого ребёнка. На таком уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Современный учитель должен демонстрировать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих и методических наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики и технологии его подачи.

Итак, современный преподаватель:

-       Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения,

-       Руководствуется принципами организации современного урока,

-       Создаёт условия для благоприятного микроклимата на уроке,

-       Использует на уроке разноуровневое обучение,

-       Учит работать самостоятельно,

-       Организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению,

Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Каким должен быть современный урок — решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС преподаватель обязан не просто развивать ЗУН (или используя современную терминологию УУД), но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.

Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, урок, благоприятный микроклимат, успешное проведение, принцип организации, условие создания, учебный процесс, самостоятельная постановка, современный преподаватель, современный учитель.


Задать вопрос