Конкуренция – необходимый элемент рыночного механизма, так как без нее невозможно формирование полноценного рынка. Соответственно, как и для всякого другого рынка, для рынка ценных бумаг характерно наличие конкурентных отношений между его участниками. Однако вопросы конкуренции на рынке ценных бумаг разработаны значительно слабее, чем на товарном рынке.
Competition – an essential element of the market mechanism, as without it is impossible to form a full-fledged market. Accordingly, as for any other market for the securities market characterized by the presence of competitive relations between its participants. However, issues of competition in the securities market developed significantly weaker than in the commodity market.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, рынок ценных бумаг, управление операционными рисками, конкурентная стратегия банка, крупнейшие участники торгов.
Keywords: competitive advantage, the securities market, operational risk management, competitive strategy of the bank, the largest bidders.
К числу основных конкурентных преимуществ отечественных банков перед иностранными относятся развитые филиальные сети, хорошоузнаваемые бренды, глубокое понимание потребностей своих клиентов идоверие с их стороны. Принципиальным является то, что эти преимущества носят не временный характер, а выступают корневыми факторами конкурентоспособности российских банков. Значимость фактора развитых филиальных сетей и узнаваемого брендаподтверждается независимыми социологическими исследованиями. Например, согласно отчету “Сберегательное поведение населения России в 2010 г.”, подготовленному Независимым институтом социальной политики (Фонд “Индекс потребительских настроений в России”), на рынке частныхвкладов безусловным лидером остается Сбербанк, а его привлекательность вглазах населения с 2010 г. возросла с 56 до 59% голосующих “за”.
В настоящее время основным преимуществом иностранных банковявляется возможность получать дешевое фондирование от материнскихбанков за рубежом, что позволяет им предлагать конкурентоспособныепроцентные ставки по кредитам. Кроме того, иностранные банки привыходе на российский розничный рынок уже располагают готовыми банковскими технологиями, в то время как российские банки вынужденыразрабатывать свои банковские технологии самостоятельно, что сопряжено с затратами времени и материальных ресурсов. Вместе с тем технологическое преимущество иностранных банков нередко является относительным, так как практика показывает, что разработанные за рубежомбанковские технологии в неадаптированном виде работают в России далеко не всегда.
Однако иностранные банки имеют определенные преимущества перед российскими[1] – временного характера; в то время как конкурентныепреимущества российских банков носят фундаментальный долгосрочныйхарактер. По мере дальнейшего снижения инфляции в России отечественные банки будут сближаться с иностранными банками по стоимости фондирования [2].
Одним из ключевых преимуществ является ноу-хау иностранных банков в области информационных технологий и управления кредитнымирисками, в то время как российские банки имеют недостаточный опыт вналаживании системы управления рисками, основанной на отличительных характеристиках продукта и технологий, необходимых для их предоставления (так называемая “фабрика кредитов”). При этом в данный момент ситуация меняется: банки начали “импортировать” западные технологии и методологии для управления рисками в сфере потребительскогокредитования [3].
Иностранные банки, в принципе, могут привносить какие-то новыетехнологии и продукты на рынок, но российский рынок уже в этом отношении зрелый. Поэтому вне зависимости от того, иностранный это банкили российский, приход любого нового банка в итоге просто предоставляет клиенту более широкий выбор услуг и продуктов.Такая ситуация активнее создает конкурентную среду на рынке длявсех банков, от чего клиент только выигрывает. Рынок в целом такжедолжен извлекать пользу, поскольку эта атмосфера подстегивает сами банки предлагать лучшие продукты, отвечающие потребностям конкретного региона. Среди существенных конкурентных отличий работы серьезногоигрока можно отметить его отношение к клиентам, понятное ценообразование и скорость предлагаемых решений, в том числе и для самых нестандартных и сложных задач, широту продуктовой линейки. Основнымифакторами, оказывающими сильное влияние на ведение бизнеса в стране, являются законодательные риски. Однако то, что в России работаетвсе большее количество банков с участием иностранного капитала, подтверждает, что макроэкономическая обстановка в России стабилизируется и банковская система становится более зрелой [4].
Задача коммерческого банка в каждой конкретной стране – понятьиндивидуальные особенности того или иного рынка, адаптировав услугитаким образом, чтобы они максимально удовлетворяли клиентов. На примере CitiBank мы можем сказать, что одним из преимуществ является то, что CitiBank – это глобальная финансовая корпорация с многолетней историей, и, выходя на новый рынок, мы имеем уникальную возможностьпредложить широкий спектр продуктов и услуг, разработанных на масштабных платформах и уже опробованных в других странах в течение долгого времени. Выход на новый рынок всегда требует определенной подготовки: требуется время на получение необходимых разрешений со стороны регулирующих органов, тестирование клиринговой системы, а также на выбор места для открытия отделений, подбор и обучение персонала, анализ рынка и подготовку запуска всей линейки продуктов и услуг натом уровне, который соответствует международным стандартам Citi. Также отличительной особенностью российского рынка является егоочень высокий темп развития, а значит, необходимо приспосабливаться иразвивать бизнес с большей скоростью. Например, во многих странах CitiBank выходил на рынок потребительского кредитования, лишь проработав в регионе не один десяток лет, поскольку должна сформироватьсякритическая масса так называемого среднего класса, которым эти продукты будут востребованы. Компания проработала в России всего восемьлет, когда было принято решение о начале работы с физическими лицами.Это уникальная ситуация, ни на одном столь большом рынке в миретакого не было.
Конкурентные отношения между профессиональными участникамироссийского фондового рынка необходимо рассматривать в рамках следующих отраслей [5]:
- участники торгов по ценным бумагам;
- организаторы торгов по ценным бумагам;
- депозитарии;
- реестродержатели;
- агентства информации о рынке ценных бумаг.
Клиентами участников торгов по ценным бумагам являются население, иностранные инвесторы и институциональные инвесторы, к которым относятся коммерческие банки, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и фирмы, желающие задействовать временно свободные денежные ресурсы. Конкуренция между участниками торгов по ценным бумагам заключается вспособности каждого из них склонить инвесторов воспользоваться услугами именно этого участника.
В качестве основных барьеров входа на рынок услуг участников торгов по ценным бумагам, устанавливаемых ФСФР России, можно выделить лимиты на количество сертифицированных специалистов в штатефирмы и размер собственного капитала фирмы.Риск неоказания участником торгов по ценным бумагам предлагаемых им услуг в полном объеме – это неопределенность в отношении выполнения принимаемых этой фирмой на себя обязательств, что можетповлечь за собой частичную или полную потерю клиентом денежных ресурсов, инвестированных в ценные бумаги. К рискам неоказания фирмой предлагаемых ею клиентам услуг относятся вероятность ее разоренияи вероятность использования привлекаемых для инвестирования в ценные бумаги денежных ресурсов в целях самой фирмы, не совпадающих синтересами клиентов и без их согласия. Однако, по словам вице-президента ЗАО “ММВБ” Марины Медведевой, российский фондовый рынок привлекателен, прежде всего, высоким уровнем ликвидности, надежности и высокотехнологичности своих инфраструктурных элементов – фондовых бирж, расчетно-депозитарных систем. По объему торгов ФБ “ММВБ”занимает 17-е место среди мировых биржевых площадок.
На ММВБ сейчас приходится более 50 % оборотов торгов всеми видами ценных бумаг на российские активы. На ФБ “ММВБ” стали активно выходить инвесторы-нерезиденты: до 30 % объема сделок в 2009 г. совершались нерезидентами. А это значит, что, для того чтобы компании-эмитенту при проведении IPO получить доступ к специфической инвесторской базе, инвесторам-нерезидентам нет необходимости проводить размещение за рубежом. Инвесторы-нерезиденты смогут купить их акции напрямую на ФБ “ММВБ” [6]. Кроме того, как отмечал генеральный директор фондовой биржи “ММВБ” Алексей Рыбников, по итогам 2007 г. российскими эмитентами было привлечено более 30 млрд. долл., при этом 38% всего объема размещений пришлось исключительно на российскиеплощадки, а двойные IPO составили 52% от объема размещений.
Указанные факты, безусловно, улучшают общую картину состоянияфондового рынка России и снижают уровень риска.У российских и иностранных банков одинаковые шансы “выжить” нароссийском рынке при условии постоянной работы над качеством услуг ивыводом на рынок новых продуктов. Все-таки клиент выбирает банк покачеству услуг, многообразию предлагаемых продуктов и степени надежности, а не только по принципу “российский-иностранный” [7].
В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков приобретает особое значение; этосправедливо в контексте конкуренции не только между российскими банками(национальными, региональными и местными), но также между российскими и иностранными кредитными организациями. Так, на долю 5 крупнейших кредитных организаций приходится 48 % совокупных активовроссийского банковского сектора, при этом ряд крупнейших участниковрынка (Сбербанк РФ, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Банк Москвы) прямо или косвенно находится под контролем государства. В то жевремя активы кредитных организаций, не входящих в число первых 200по РФ (т. е. более 80 % от их общего количества), формируют не более 6 %от общего объема активов национальной банковской системы.
Цель определения рынка в том, чтобы помочь оценить рыночнуювласть фирмы (или группы фирм). Это значит, что оно должно быть сделано в терминах ограничений исследуемой фирмы (или группы фирм),даже если нет единственного полностью удовлетворительного ответа навопрос относительно определения рынка [8].
Таким образом, конкурентные возможности российских банков, относящихся к различным сегментам банковского рынка, существенно отличаются друг от друга. Перечень банков, способных эффективно осуществлять кредитование реального сектора экономики в необходимых масштабах (и, что немаловажно, на конкурентных условиях), на сегодня невелик. Основная доля малых и средних банков специализируется на удовлетворении потребностей сравнительно узкой группы клиентов в финансово-кредитных услугах (партнеры по бизнесу, небольшие региональныеи местные предприятия). Следует особо отметить, что деятельность значительной части данных банков характеризуется низкой степенью прозрачности, что также является существенной проблемой для современнойРоссии.
Другая важная проблема развития отечественного банковского сектора – недостаточный уровень конкурентоспособности российских кредитных организаций в условиях усиления конкуренции с иностранными банками. Вряде стран с переходной экономикой (Венгрия, Польша, Чехия и др.) нерезиденты контролируют свыше 90 % банковских активов. Для России указанная доля на сегодня не столь высока: по данным Центрального банка, долянерезидентов в совокупном капитале российской банковской системы составляет не более 20 %. Тем не менее, данный показатель может значительновырасти в ближайшее время в случае вступления России в ВТО и последующей либерализации рынка банковских услуг. В качестве значительной угрозы для национальной банковской системы следует рассматривать возможность перехода крупнейших российских предприятий (особенно ориентированных на внешнеторговые операции) на обслуживание в иностранные. Основные конкурентные преимущества иностранных банков состоят в наличии мощной ресурсной базы, что определяет возможность осуществлять кредитование субъектов экономики в крупных масштабах, причем по невысоким процентным ставкам. Кроме того, банки-нерезиденты владеют передовыми технологиями обслуживания клиентов, которые, как правило, являются недоступными для большинства российских банков.
Следует отметить, что необходимость решения вышеуказанных задачприобрела особую актуальность для преодоления последствий финансового кризиса, серьезно ударившего по отечественной банковской системев 2008-2009 гг. Резкое ухудшение ликвидности и снижение капитализациироссийских банков предопределили острую необходимость выработки комплекса мер, направленных не только на повышение конкурентоспособности российских банков (в условиях как позитивной, так и негативной внешнейсреды), но и на обеспечение их финансовой устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе. В частности, речь идет о разработке и реализацииполитики, направленной на поддержание капитализации и ресурсной базыбанков, совершенствование механизма их рефинансирования, а также снижение уровня зависимости отечественной банковской системы от конъюнктуры внешних финансовых и сырьевых рынков. Кроме того, особую актуальность набирает проблема становления современного рынка ценных бумаг в связи с формированием в России постиндустриального общества [9].
Вышеуказанные тенденции и определяют необходимость совершенствования системы мер, направленных на повышение конкурентоспособностии финансовой устойчивости российских банков в современных условиях. Сбербанк ожидает, что иностранные кредитные организации, покидающие сейчас российский рынок, начали возвращаться в страну в 2014 г. [10] “Очень интересный тренд, если говорить о конкуренции, – это уход зарубежных банков”, – сказано на форуме Института Адама Смитав ходе выступления “Розничные банковские услуги в России”.
Сбербанк и ВТБ, оба – государственные банки, крупнейшие банки в России по объему активов, набирают влияние. У Сбербанка – порядка 20 тыс. розничных отделений, и он активно движется в сторону инвестбанкинга. ВТБ, некогда бывший советский банк для внешней торговли, имеет более 530 отделений по всей стране, и его инвестбанковское подразделение является крупнейшим андеррайтером при продажах облигаций и акций. 22 февраля 2012 года ВТБ достиг соглашения о покупке доли правительства Москвы в Банке Москвы за 3,5 млрд. долл., сделка стала самым крупным приобретением, осуществленным кредитором в России.
По мере того как отечественные банки растут и укрепляются, онивыдавливают иностранных конкурентов. Swedbank сокращает свой розничный бизнес в России, потому что он не достиг нужных масштабов,чтобы стать прибыльным, отмечает Томас Бактеман, представитель стокгольмской кредитной организации. Группа RabobankGroup из Нидерландов попросила Центральный банк РФ аннулировать ее лицензию в прошлом месяце, с тем чтобы Группа могла сконцентрироваться на болеемногообещающих рынках, таких как рынки Индии и Китая [11].
Уходят те, кто не достиг, по мнению Тарасова (Прайм-ТАСС), какого-то синергетического барьера от развития розничного бизнеса в России.Так, с российского рынка уже ушли российские дочки Rabobank, Santander, о ликвидации розничного бизнеса заявил HSBC, еще ряд банков такжеприняли решение свернуть розничный бизнес в России. По мнению эксперта, ситуация на российском банковском рынке не настолько плоха,чтобы уходить с него именно сейчас, потому что своим выходом иностранные игроки фиксируют убыток, в то время как рынок начинает идтивверх. Единственное объяснение для ухода с российского рынка, по словам Тарасова, заключается в том, что у зарубежных игроков просто нехватает управленческого ресурса.
Западные банки некогда рассматривали Россию как огромный неразвитый рынок. Сейчас некоторые иностранные кредиторы меняют свое мнение. В прошлом году как минимум шесть европейских и американскихбанков объявили о планах сократить или вообще закрыть свои операции встране. MorganStanley продал свое местное ипотечное подразделение в прошлом году, а испанский BancoSantander отказался от обслуживания физических лиц в декабре. Британский Barclays объявил в середине февраля, чтозакрывает свое розничное подразделение в России, которое он приобрел за745 млн. долл. в 2008 г. “Вспомогательные бизнесы не являются частью нашего портфеля”, – отметил Ханс-Йорг Рудлофф, председатель подразделения Barclays по инвестиционно-банковской деятельности.
Литература:
1. Вишневер В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка // Вопр. экономики и права. 2011. № 3. С. 49-53.
2. Йонах Й. Дискуссия: конкуренция российских и иностранных банков // TheRetailFinance. 2011. 12. URL: http://www.rfinance.ru/magazine/?id=81&aid=86&tid=14.
3. Кузнецова Н.Г., Кошель Н.В. Развитие инструментария маркетинга как элемента регулирования рынка банковских услуг // Экон. науки. 2012. №1. С. 47-49.
4. Михайлов А.М. Институциональные отношения, интересы и правовые нормы //Вопр. экономики и права. 2010. № 5. С. 12-16.
5. Николаева Н. Дискуссия: конкуренция российских и иностранных банков // TheRetailFinance. 2011. 12. URL: http://www.rfinance.ru/magazine/?id=81&aid=86&tid=14.
6. Паит И.Я. К вопросу формирования конкурентной стратегии коммерческого банка// Финансовая аналитика. 2011. № 8. С. 13.
7. Прайм-ТАСС Сбербанк: иностранные банки, покидающие рынок РФ, начнут возвращаться в 2013 году. URL: http://www.banki.ru.
8. Тарасов Д. Дискуссия: конкуренция российских и иностранных банков // TheRetailFinance. 2011. 12. URL: http://www.rfinance.ru/magazine/?id=81&aid=86&tid=14.
9. Удалова Л.В. Управление величиной коммерческих банков как механизм формирования конкурентных преимуществ в условиях применения конкурентных стратегий Портера // Экон. науки. 2011. № 4. С. 14.
10. Цаплев Д.Н. Современные методы исследования межбанковской конкуренции на основе транзакционного подхода // Вопр. экономики и права. 2012. № 5. С. 24.