В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)
Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям, является дополнительное образование детей. Оно решает задачи становления и развития сущностных сил личности, ее фундаментальных способностей, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, способного к самообразованию и саморазвитию.
Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия [5, с.3].
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что система дополнительного образования детей в наилучшей степени способствует созданию той самой атмосферы комфортности и уюта – «ситуации успеха», по Л.С. Выготскому, партнерских отношений между педагогом и обучающимся, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и социальному становлению личности. Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, В.П. Голованов, В.А. Горский, Д.Н. Грибов, О.И. Донина, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.В. Кузнецов, В.А. Карнаухов, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Д. Татьянченко, И.И. Фришман и др.
В системе образования России учреждения дополнительного образования детей рассматриваются многими исследователями как многоуровневые социокультурные системы со своей особой, гуманистически обогащенной средой, в которой осуществляются субъектно-развивающие образовательные и воспитательные программы.
В работах, выполненных по различным проблемам дополнительного образования детей, отражены отдельные аспекты, важные для понимания социально-педагогической сущности учреждений дополнительного образования детей: история становления (В.А. Горский, Н.А. Морозова, М.О. Чеков), воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей (В.А. Березина, Г.П. Буданова, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, И.Д. Демакова, В.О. Кутьев, М.Н. Поволяева, А.Б. Фомина); развитие функций УДОД (Л.Н. Буйлова, Б.В. Куприянов); полисферность дополнительного образования детей (В.П. Голованов); развитие педагогического коллектива учреждений дополнительного образования детей (М.М. Вострикова, В.А. Гуров, И.В. Романец, С.Б. Серякова), управление коллективом учреждений дополнительного образования детей и системой дополнительного образования в школе (Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л.Н. Папенина, Ю.В. Степанов, А.И. Щетинская), качество дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова), социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждений дополнительного образования детей (Н.А. Соколова) и др. Психологическим проблемам сопровождения детства и деятельности учреждений дополнительного образования детей посвящены работы А.Г. Асмолова, В.И. Панова, В.И. Слободчикова и др.
Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, включая сферы общения, деятельности и самопознания, исследовали Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и др. Проблемами межсубъектных отношений и общения в совместной деятельности занимались Г.М. Андреева, М.Ю. Арутюнян, Г.С. Батищев, М.С. Каган, Е.Ф. Клименко, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмина, Ю.А. Макаров, С.А. Тарновский, С.А. Цветков, Е.В. Цуканова, И.М. Юсупов, Я. Яноушек и др. Вопросы самопознания и самореализации личности исследовали И.А. Донцов, В.В. Ковров, А.Ю. Круглова, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Петрова, И.В. Дубровина, И.Д. Фрумин и др [5, с.4].
Психолого-педагогические исследования о влиянии образовательной среды на становвление личности проведены такими исследователями как Ю.С. Мануйлов, В.Н. Дружинин, В.А. Козырев, В.В. Рубцов. В работах М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. предложены некоторые условия формирования среды. В исследованиях С.Д. Дерябо, В.А. Орлова, В.И. Панова, В.А. Ясвина представлены отдельные решения проблемы моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизы.
Несмотря на то, что в науке наработан определенный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что проблема развития образовательной среды учреждения дополнительного образования, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки
Несомненный интерес в связи с этим представляет развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования в так называемых «закрытых городах» – закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). ЗАТО является уникальным образованием, унаследованным от времен ядерного противостояния великих держав и создания в начале 50-х годов в системе оборонных отраслей оружейно-ядерного комплекса СССР [4, с.17].
Территории неравнозначны по многим признакам их классификации и закрытые территории имеют ряд существенных отличий. Так, в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) согласно ФЗ от 14.07.92 г. № 3297-1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» действуют определенные ограничения, которыми невозможно пренебрегать. В этих условиях вопрос развития образовательной среды учреждения дополнительного образования приобретает особое значение и возникает необходимость выявления, систематизации и изучения существенных особенностей с целью эффективного решения задач создания благоприятных условий для жизнедеятельности на данной территории.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) обладают явно выраженной спецификой, сохраняют значительный научно-технический, интеллектуальный, оборонный потенциал; при соответствующих условиях ЗАТО могут стать полюсами инновационного и экономического и культурного развития для прилегающих территорий. Тем не менее, не смотря на многочисленные усилия со стороны федеральных и региональных властей, будущее ЗАТО все еще достаточно неопределенно [1, с.4].
Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три основные сферы, в которых происходит процесс развития и самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания, синтез которых наиболее продуктивен в системе дополнительного образования, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Общение как сфера образовательной среды учреждения дополнительного образования детей неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми. Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я», который складывается под воздействием многочисленных взаимоотношений и социальных влияний. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, выполняющая функцию предоставления возможности индивиду для образования и приобретения социального опыта, представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении, и является важнейшим фактором самореализации детей и подростков [5, с. 5].
Особый научный интерес представляют процессы развития и самореализации личности, происходящие в образовательной среде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые представляют собой ограниченное социальное пространство. Их специфика обусловлена особым статусом ЗАТО, являющихся научно-образовательно-инновационными комплексами, где в локально ограниченном пространстве сосредоточен глобальный по ресурсам и технологиям научный потенциал. В то же время закрытость и обособленность не способствует гармоничному развитию и успешной самореализации личности молодого человека [3, с.6].
Воспроизводственные процессы в ЗАТО носят локально замкнутый характер. Поэтому необходимо формирования качественной образовательной среды, позволяющий преодолеть излишнюю регламентацию жизнедеятельности в ЗАТО, компенсировать научно-техническую составляющую социально-гуманитарной, обеспечив гармоничное развитие личности, за счет обеспечения социального запроса населения и интересов детей.
Созданные искусственно, закрытые города, характеризуются не только особым статусом, но и специфической социальной системой. Особое режимное положение ведет к изоляции городского населения от окружающих территорий не только в географическом, но и в административном аспекте, формируя особенную ситуацию.
Исследование социальной специфики закрытых городов крайне проблематично вследствие недоступности информации, поэтому они мало изучены. Научные работы о закрытых городах имеют главным образом, экономическую направленность и мало описывают социальные процессы [2, с. 47].
К основным принципам развития образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, учет которых необходим для организации процесса самореализации детей и подростков, относятся: принцип центрации на личности ребенка (ориентации на его интересы, потребности и возможности, становления его как субъекта своей деятельности и жизнедеятельности в целом); принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому продвижение ребенка в развитии его творческого потенциала нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными результатами, а не с успехами других учащихся; принцип целостности,предполагающий гармоничное развитие всех личностных свойств обучаемых; принцип социальной направленности,означающий ориентацию на развитие социально адаптивной и в то же время социально автономной личности, готовой к активным социальным действиям по преобразованию окружающей среды; принцип культуросообразности, предполагающий введение ребенка в мир культуры и самоопределение в ней; принцип реализации личностно-деятельностного и субъектного подходов, согласно которым ведущим условием развития творческого потенциала обучаемых выступает их включение в разнообразные виды творческой деятельности, обеспечивается субъектная позиция воспитанника посредством самостоятельного и совместного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов, выстраивается система отношений педагогов с воспитанниками на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала учащихся [5, с.8].
По данным ru.wikipedia.org число ЗАТО на 2013 год 44 и по данным переписи 2010 года там проживало 1252207 человек, это означает, что каждый 115-й россиянин живет в закрытом населенном пункте [7]
Литература:
1. Комаров А. Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 2006
2. Маслова А. Н. Организация центров региональной библиографии. – Спб. 2010
3. Пустынникова Л. В. Особенности социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саранск. 2011
4. Степанов Ю.Н., Жмайло А.И. Кадровый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск. ИЦ ФГУП «ПО МАЯК» 2009
5. Фадеева А. П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ульяновск 2010.
6. http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области
7. ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия (интернет ресурс)