Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М. С. Матусевич, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 686-689. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9180/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: психологическая совместимость, эмпатия, идентификация, аттракция, фактор отношения, адаптация, самоконтроль поведения, конгруэнтность, активное слушание.

Необходимость учета психологической совместимости возникла при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия в коллективах, выполняющих деятельность совместно-взаимодействующего типа. Внимание психологов сосредотачивалось на разработке критериев отбора и комплектования экипажей летных кораблей (Ф.Д. Горбов, А.А. Леонов и др.), специалистов экстремального профиля, или как сегодня принято говорить, опасных профессий (В.Ю. Рыбников), производственных коллективов (А.И. Донцов, Н.Н. Обозов и др.), спортивных команд (Р.Л. Кричевский, Г.Д. Бабушкин и др.), воинских подразделений (А.В. Захаров, СВ. Круткин и др.), студенческих групп (А.С. Чернышев, О.И. Матюхина и др.), семейной совместимости (К. Витек, М.Г. Кочуров и др.). Отечественными и зарубежными учеными предложены различные подходы к пониманию сущности психологической совместимости (Р. Винч, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, М. Шоу и др.), выделены ее уровни и виды (Ю.А. Коломейцев, И.С. Кон, В.Н. Панферов, К.К. Платонов и др.), изучены индивидуально-психологические факторы совместимости представителей некоторых профессиональных групп (Ф.Д. Горбов, А.В. Захаров, О.И. Матюхина и др.), рассмотрена взаимосвязь психологической совместимости с рядом других социально-психологических феноменов (Е.В. Кулагина, В.И. Лебедев, Н.В. Поздняк и др.), Так В.Ю. Рыбников для прогноза психологической совместимости специалистов малых функциональных групп рассматривает два симптомокомплекса личностных свойств: социально – психологическую компетентность, которая включает социальную зрелость, социальную ответственность, авторитет и социально- психологическую адаптивность, включающую коммуникативность, адаптацию, самоконтроль поведения. Определены аспекты групповой деятельности, детерминирующие проявление психологической совместимости (М.А. Новиков, В.А. Олефир, Г. Е Поддубный, В.И. Румянцева и др.).

Значительное количество исследований совместимости проводится в профессиональных коллективах (экипажах летных кораблей, производственных бригадах, студенческих группах, спортивных командах, воинских подразделениях и т.д.). Значение приобретает изучение влияния особенностей совместной инструментальной деятельности членов исследуемых групп в проявлении факторов их совместимости. По мнению А.В. Петровского, особенности совместной деятельности группы оказывают значительное влияние на индивидуально-психологические факторы совместимости членов коллектива.

Ряд исследователей психологической совместимости определяют ее через субъективные последствия межличностного взаимодействия (Г.Д. Бабушкин, Ю.А. Коломейцев, Р.Л. Кричевский, СВ. Круткин, Е.В. Кулагина, О.И. Матюхина, Н.Н. Обозов, СЕ. Поддубный, Н.В. Поздняк и др.). Во всех случаях основными признаками совместимости выступают взаимная неисключаемость элементов и позитивный результат их непосредственного взаимодействия. Под психологической совместимостью Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков предложили понимать « понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических интересов» . Такое же объемное определение совместимости, включающее ряд признаков, предложил И.С. Замалетдинов. Психологическая совместимость, по его мнению, заключается в сочетании психофизиологических, характерологических, личностных, социально-психологических, мотивационно-побудительных, профессиональных и других индивидуальных особенностей членов группы, способствующих формированию и сохранению позитивных межличностных отношений, эффективному взаимодействию, поддержанию хорошего самочувствия и настроения, работоспособности и в целом результативности совместной деятельности в ходе целевого группового функционирования

А.Л. Свенцицкий понимает психологическую совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на оптимальном сочетании их свойств. Р.Л. Кричевский и И.Б. Антонова рассматривают психологическую совместимость как «степень взаимного соответствия людей» .

В. Шутц считает психологическую совместимость характеристикой отношений между людьми, результатом которых является взаимное удовлетворение потребностей . Аналогично определяет психологическую совместимость М. Шоу как степень взаимного удовлетворения потребностей и взаимоприемлемости моделей поведения членов группы, детерминированных свойствами личности.

А.В. Петровский под групповой совместимостью понимает социально-психологические характеристики группы, при которых ее члены способны согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и поддерживать соответствующие взаимоотношения, что является одним из важнейших условий создания благоприятного психологического климата. Поддубный С.Е. определяет психологическую совместимость как «оптимальное сочетание личностных и групповых целей (намерений, стремлений) и ожиданий».

На основании предложенных подходов к пониманию психологической совместимости ее можно считать социально- психологическим феноменом, более точно как специфический вид межличностного общения двух и более личностей. Это обстоятельство дает возможность выделить два взаимосвязанных компонента данного социально-психологического феномена: компонент общения и личностный. Компонент общения, а именно его структура – информационная, интерактивная, перцепитивная, представлена в определениях в частности через указание особенностей межличностного взаимодействия совместимых субъектов. Психологическая совместимость, по нашему мнению, является видом общения как деятельности. В связи с этим критерии ее проявления могут определяться с позиции системно-деятельностного подхода. Психологическая совместимость определяется принципом активности, мотивирована степенью удовлетворенности потребностей личности, реализующей данный вид деятельности. Критерием эффективности психологической совместимости должно являться, на наш взгляд, взаимное удовлетворение потребностей общающихся людей. Показателем психологической совместимости в этом случае, по законам общения, будет возникновение взаимной аттракции, то есть положительного эмоционально притяжения друг к другу. Следует отметить, что психологическая совместимость может меняться по мере взаимной удовлетворяемости потребностей. Можно говорить о динамике психологической совместимости во времени и более точно, по нашему мнению, было бы обсуждать психологическую совмещаемость. Более полно психологическую совместимость можно описать, используя двуединый критерий эффективности межличностного взаимодействия: коммуникативное поведения считается эффективным, то есть психологическая совместимость имеет место на данный момент времени, если участники ситуации успешно выполняют стоящую перед ними практическую задачу и одновременно сохраняют положительное отношение друг к другу . Психологическая совместимость может меняться во времени, быть парциальной.

Н.Н. Обозов отмечает, что «в иерархической системе уровней совместимости самые верхние – социально-психологический и социально-идеологический -могут регулироваться сознательно». Происходит взаимная социально-психологическая адаптация, формирование ценностно-ориентационного единства и предметно-ценностного единства. Можно говорить о воспитании и самовоспитании психологической совместимости.

Кроме элементов в структуру психологической совместимости входят также и взаимосвязи между ними, выражающиеся в определенном сочетании рассматриваемых индивидуально-психологических параметров взаимодействующих субъектов. Данное сочетание может характеризоваться: 1) степенью выраженности той или иной характеристики у партнеров (высокий, средний, низкий) и 2) принципом сочетания степеней выраженности соответствующего параметра. Последнее может выражаться в подобии (высокий – высокий), сходстве (высокий – средний) или контрасте (высокий – низкий) степеней выраженности у партнеров изучаемых индивидуально-психологических измерений. При этом подобие совместимых партнеров обозначается, как их конгруэнтность (или взаимное соответствие), а контраст – как комплементарность (или взаимное дополнение).

Рассматривая совместимость как деятельность, можно понять ее основную сущность – опосредованное другим удовлетворение всех актуальных потребностей человека. Это может происходить только через общение. Чем больше потребностей удовлетворяется, тем полнее совместимость. Считая совместимость деятельностью, следует принимать факт управляемости этого процесса. А именно, то, что он носит активный, произвольный характер. Человек может сознательно управлять совместимостью, в том числе и своей. Как сознательная системно организованная структура человек может целесообразно условиям ситуации изменять свою совмещаемость в рамках трехкомпонентной структуры (когнитивной, аффективной, конативной). Эта деятельность может быть названа совмещением с другим человеком, людьми. Итогом этой деятельности является совмещенность. Таким образом, психологическая совместимость как деятельность на уровне личности решает задачи, связанные с совмещаемостью, на уровне процесса деятельности задачи совмещения для достижения результата деятельности-совмещенности. Исследование психологической совместимости с позиций системно-деятельностного подхода предполагает выделение системообразующего фактора, который определяет направление и характер изменения изучаемого процесса. В структуре психической деятельности человека задача характеризуется специфической целью. В ходе достижения этой цели формируется определенный функционалъный орган (по А.А. Ухтомскому, 1978) или функционалъная система (по А.Н. Леонтьеву, 1983), соответствующая конкретным условиям, в которых осуществляется решение задачи, и индивидуальным особенностям действующего субъекта.

Комбинация условий (ситуационных факторов) решения задачи и индивидуально-психологических особенностей решающего субъекта определяет характер мотивационного (активация + усилие) и ресурсного обеспечения процесса решения задачи и тем самым задает специфику постоянно меняющегося функционального органа. Соотношение уровней активации и усилия определяет степень привлечения когнитивных ресурсов, обеспечивающих решение задачи на совместимость. Поэтому возможно выделить их как составляющие функционального органа совместимости, обеспечивающего решение задачи. Сформировавшись из различных процессов в единую систему, психологическая совместимость «далее функционирует как единый орган» (Леонтъев А.Н.). Сформировавшись для решения конкретной задачи, он проявляет определенную стабильность при изменении условий ее решения. Функциональные органы совместимости людей в совместной деятельности образуют функциональную систему межличностной совместимости, в которой, согласно принципу системности, изменение какого-либо элемента влечет изменение всей системы.

Ситуационные и индивидуально-личностные факторы — основные образующие функционального органа решения задачи психологической совместимости.

При решении задачи психологической совместимости происходят модификации функционального органа в виде изменений уровня или качества овладения человеком средствами привлечения определенных когнитивных, эмоциональных и волевых ресурсов, включенных в структуру решаемой задачи. В структуре целенаправленной деятельности человека в рамках системно-деятельностного подхода процесс решения задачи психологической совместимости выступает на уровне сознательного действия. Операциональная структура процесса включает формирование у человека специальных культурных средств для решения задачи психологической совместимости, своего рода «психологических орудий» (Л.С. Выготский). Такими культурными средствами на уровне коммуникативной составляющей являются техники активного слушания, на уровне перцептивной составляющей механизмы эмпатии, идентификации, аттракции и фактор отношения.

Литература:

1.      Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.

2.      Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27 – 50.

3.      Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.

4.      Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение// Молодой ученый. 2012. № 5. С. 397-400.

5.      Макарова Л.П. Соловьёв А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников//Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 494-496.

6.      Соловьев, А.В. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц подвергающихся действию знакопеременных ускорений [Текст]: / А.В. Соловьев, О.В Савчук, И.А. Харитонович // Новости оториноларингологии и логопатологии, Санкт-Петербург, 2002 год – стр. 4.

7.      Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.

8.      Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.

9.      Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая совместимость, решение задачи, межличностное взаимодействие, взаимное удовлетворение потребностей, совместная деятельность, активное слушание, Бабушкин, деятельность, компонент общения, оптимальное сочетание.


Ключевые слова

адаптация, эмпатия, психологическая совместимость, идентификация, аттракция, фактор отношения, самоконтроль поведения, конгруэнтность, активное слушание., активное слушание

Похожие статьи

Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки

Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу н...

Психология педагогического общения и педагогический такт

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Социальное становление личности в гражданском обществе

Коммуникативное поведение в жанре семейных родословных

Статья посвящена анализу практического коммуникативного поведения на базе семейных родословных. Коммуникативное поведение рассматривается в рамках науки о речевом воздействии и общей теории языкового позитива. Приведены и описаны коммуникативные кате...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Психологические особенности педагогических конфликтов

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Digital natives: экзистенциальные вызовы — девиантные ответы

Статья является обобщением опыта работы педагога-психолога, гештальт-терапевта с подростками и семейными системами.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя

В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.

Похожие статьи

Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки

Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу н...

Психология педагогического общения и педагогический такт

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Социальное становление личности в гражданском обществе

Коммуникативное поведение в жанре семейных родословных

Статья посвящена анализу практического коммуникативного поведения на базе семейных родословных. Коммуникативное поведение рассматривается в рамках науки о речевом воздействии и общей теории языкового позитива. Приведены и описаны коммуникативные кате...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Психологические особенности педагогических конфликтов

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Digital natives: экзистенциальные вызовы — девиантные ответы

Статья является обобщением опыта работы педагога-психолога, гештальт-терапевта с подростками и семейными системами.

Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя

В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.

Задать вопрос