Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Проскурина, З. А. Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть / З. А. Проскурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 959-961. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9190/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, комбинированная.

Ключевые слова: полисемантичные и моносемантичные слова, дериваты, словообразовательное гнездо, отражённая полисемия, развитая полисемия, комбинированная полисемия.

В русском языке существуют слова не только моносемантичные, имеющие одно значение, но и полисемантичные, многозначные. Полисемия свойственна как непроизводным, так и производным словам. О полисемии производного слова учёные стали говорить лишь во второй половине XX в., но решалась проблема полисемии учеными неоднозначно. Некоторые лингвисты вообще отрицают необходимость самостоятельного изучения многозначности производных слов. Так, по мнению Ю. Д. Апресяна, словообразовательные процессы могут приводить к возникновению многозначности, но они не заслуживают исследования, так как полисемия производного слова «является побочным продуктом этих процессов и в качестве вторичного явления не нуждается в самостоятельной характеристике. В дальнейшем мы исключаем её из рассмотрения» [1, с. 191]. Вследствие такой точки зрения специфика многозначности производного слова и порождающие её процессы остаются малоизученными.

О. П. Ермакова, напротив, считает, что «лексическое значение производных слов имеет право на отдельное самостоятельное изучение, так как принципиально отличается от значения непроизводных слов» [2, с. 6]. В лексическом значении производного многозначного слова всегда присутствует отпечаток словообразовательного значения, что и отличает многозначное производное слово от многозначного непроизводного слова.

Семантика производных слов в последние годы изучается весьма интенсивно. Работа над составлением словообразовательных и толково-словообразовательных словарей подтолкнула лингвистов к необходимости более внимательного изучения словообразовательной полисемии в производном слове.Вопросами полисемии производного слова занимались Д.Н. Шмелев, А.Н. Тихонов, Е.С. Кубрякова, В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, П.А. Соболева, Н.А. Пугиева, М.Н. Янценецкая и др.Наиболее полная классификация полисемии производного слова разработана И.А. Ширшовым в статье «Типы полисемии в производном слове» (1996). Он предложил гнездовой критерий, суть которого состоит в том, что «если разные значения производного мотивируются одним производящим и, следовательно, принадлежат одному словообразовательному гнезду, то это явление следует квалифицировать как словообразовательную полисемию» [7, с. 58]. Лингвист выделяет несколько типов полисемии: развитая, отражённая, аффиксальная, наращённая, поликоррелятивная, комбинированная.

Развитая полисемия возникает, когда производное слово мотивируется одним производящим, но имеет прямое и переносное значения. При развитой полисемии прямое значение производного слова возникает в процессе словообразовательного акта, а переносное – на базе производного.

Отражённая полисемия наблюдается, когда производящее слово имеет несколько значений. При соединении таких производящих с одним и тем же аффиксом все эти несколько значений (или их часть) передаются производному.

Аффиксальная полисемия возникает в производном слове за счет многозначности аффикса. При этом производящее или имеет в языке одно значение, или в словообразовании используется одно из его значений.

Наращённая полисемия образуется на базе фразеологического наращения. Лексические значения производных слов с этим видом полисемии различаются фразеологическими наращениями, не имеющими выражения в структуре производного.

Поликоррелятивная полисемия возникает в результате соотносительности разных значений деривата с разными производящими. «Производные, разными своими значениями обращенные к разным производящим одного гнезда, не распадаются на омонимы, а остаются внутри него, оказываются скрепленными общей корневой морфемой» [7, с. 63].

Комбинированная полисемия представляет собой сочетание друг с другом вышеперечисленных типов полисемии. Например: отражённая полисемия может сочетаться с развитой [3, с. 205-208].

Среди комбинированной полисемии В. Н. Мусатов выделяет 9 её типов: 1) отражённая и развитая; 2) отражённая и наращенная; 3) развитая и наращённая; 4) развитая и аффиксальная; 5) отражённая и аффиксальная; 6) аффиксальная и наращённая; 7) отражённая, развитая, наращённая; 8) отражённая, развитая, аффиксальная; 9) развитая, аффиксальная, наращённая [4, с. 28].

На первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть встречается только один из типов комбинированной полисемии: развитая и наращённая.

Многозначная вершина глагола играть в современном русском языке имеет 7 значений.

ИГРА́ТЬ, несов. 1. Забавляться, Резвиться. Играть в куклы. 2. Проводить время в соревновании или в каком-н. занятии, служащем для развлечения, отдыха. Играть в футбол. Играть в карты. 3. Исполнять что-л. Играть на скрипке. Играть пьесу. 4. Относиться к кому-чему-л. легкомысленно. Играть людьми. 5. Легко, без видимых усилий действовать каким-л. инструментом. Играть топором. 6. Пениться, искриться. Вино играет. 7. Сверкать, переливаться. Бриллиант играет. [8, с. 345].

Все эти 7 значений участвуют в словообразовательном процессе. От этого полисемантичного слова образуется на первой ступени деривации 26 производных слов [6, с. 198-199].

В настоящей статье рассмотрены слова, образованные только суффиксальным способом. Эти слова являются другими частями речи. Всего их шесть. Из них 3 существительных, 3 прилагательных.

Все суффиксальные существительные (игра, игралище, игрок) имеют несколько значений.

ИГРА́, [игр(а-ть) – игр-ø-а]. 1. Действие по глаголу играть (во всех знач.). Игра в куклы. Игра в футбол. Игра на скрипке. Игра людьми. Игра топором. Игра шампанского. Игра бриллианта. 2. Комплект предметов, которым играют (во 2 знач.). Настольные игры. 3. Интриги, тайные замыслы. Политическая игра. 4. Создание типичных для профессий ситуаций. Деловая игра. Военная игра.

Слово игра имеет 4 значения. В первом во втором случаях наблюдается отраженный тип полисемии. В третьем и четвертом – комбинированный тип полисемии (развитая и наращенная).

ИГРА́ЛИЩЕ, (книж. устар.). 1. Тот, кем играют (в 4 знач.), послушное орудие чужой воли. Игралище страстей. Игралище судьбы. 2. Место, где играют (во 2 знач.).

В деривате игралище – отраженный тип полисемии и в первом, и во втором значениях.

ИГРО́К, [игр(а-ть) – игр-ок]. 1. Тот, кто играет (во 2 значении) во что-л. Игрок в футбол. Игрок в карты. 2. Человек, азартно играющий в карты или рулетку. Отчаянный игрок. 3. разг. Тот, кто играет (в 3 значении) на музыкальном инструменте. Игрок на свирели.

Слово игрок имеет 3 значения. В первом и третьем значениях выделяется отраженный тип полисемии. Во втором – развитой тип полисемии.

Из прилагательных 2 слова моносемантичные (игральный, игристый) и одно слово имеет два значения (игривый).

ИГРИ́ВЫЙ, [игр(а-ть) – игр-ив-ый]. 1. Любящий играть (в 1 значении). Игривый котенок. 2. Веселый, шутливый. Игривый тон.

Слово игривый имеет два значения. В первом случае наблюдается отраженный тип полисемии. Во втором – развитой тип полисемии. В данном случае прилагательное игривый употребляется в переносном значении.

Слова игральный, игристый моносемантичные.

ИГРА́ЛЬНЫЙ, [игра(ть) – игра-льн-ый]. Предназначенный играть (во 2 значении). Игральные карты.

ИГРИ́СТЫЙ, [игр(а-ть) – игр-ист-ый]. Такой, который играет (в 6 значении), пенящийся. Игристое вино.

Первая ступень словообразовательного гнезда с вершиной играть содержит 4 полисемантичных именных суффиксальных производных и 2 моносемантичных деривата. У полисемантичных дериватов встречаются отражённый, развитой и комбинированный типы полисемии. Комбинированная полисемия представлена сочетанием развитого и наращенного типов полисемии. Анализ материала показывает, что на первой ступени деривации словообразовательного гнезда с вершиной играть среди именных производных наиболее часто встречается отраженный тип полисемии.

Литература:

1.                  Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М., 1974. – 472 с.

2.                  Ермакова О. П. Проблемы лексической семантики производных и членимых слов: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1977. – 36 с.

3.                  Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.

4.                  Мусатов В.Н Словообразовательная полисемия отглагольных суффиксальных существительных в современном русском языке. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 448 с.

5.                  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987. – 797 с.

6.                  Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1978. – 727 с.

7.                  Ширшов И.А. Типы полисемии в производном слове // ФН. – 1996. – №1. – С. 55-66.

8.                  Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М., 2004. – 1023 с.

Основные термины (генерируются автоматически): производное слово, словообразовательное гнездо, игра, комбинированная полисемия, отраженный тип полисемии, слово, отраженная полисемия, развитая полисемия, словообразовательная полисемия, переносное значение.


Ключевые слова

словообразовательное гнездо, полисемантичные и моносемантичные слова, дериваты, отражённая полисемия, развитая полисемия, комбинированная полисемия., комбинированная полисемия

Похожие статьи

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...

Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Коннотативные особенности лексики заголовочных комплексов как элемент перцепции медиатекста о террористическом акте на базе деривационного процесса у добавочного экспрессивного значения

В статье отражены подходы к исследованию особенностей коннотативных значений лексики заголовочных комплексов медиатекстов о террористических актах с учетом экспрессивного добавочного значения, образованного деривацией лексемы.

Потенциальные слова, образованные на базе междометий

Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...

Междометия и другие части речи: грамматическая омонимия

В статье представлена грамматическая омонимия междометий служебным и знаменательным частям речи. Отмечены случаи синкретизма звукоподражательных слов и междометий. Особое внимание автор уделяет омонимии междометий, появляющейся на базе оценочных суще...

Метонимические значения оценочно-характеризующих существительных с семантическим компонентом необычность/новизна/значимость в русском языке

В статье рассмотрена специфика функционирования метонимического переноса при сопоставлении прямого и переносного значения оценочно-характеризующих существительных с семантическим компонентом необычности, новизны, значимости.

Семантические группы единиц с архисемой «размышление» в узбекском и немецком языках

В данной статье сопоставляется семантическое поле единиц с архисемой «размышление» в узбекском и немецком языках. В данное лексико-семантическое поле входят не только лексемы-глаголы, но и лексемы-существительные, лексемы-прилагательные, лексемы-наре...

Славянский апеллятив бе́рег и мотивированные микротопонимы

В статье рассматриваются лексико-семантические, словообразовательные особенности микротопонимов Ровенской области Украины, мотивированных славянским апеллятивом бе́рег.

Аффиксальная валентность второго и третьего шагов деривации английских конверсификсов (транспозификсов)

В статье количественно описана аффиксальная валентная деривация конверсификсальных типов 2-го и 3-го шагов деривации. Выявлены модели префиксальный и суффиксальный деривации. Приведены примеры валентности 2-го и 3-го шагов.

Похожие статьи

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...

Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Коннотативные особенности лексики заголовочных комплексов как элемент перцепции медиатекста о террористическом акте на базе деривационного процесса у добавочного экспрессивного значения

В статье отражены подходы к исследованию особенностей коннотативных значений лексики заголовочных комплексов медиатекстов о террористических актах с учетом экспрессивного добавочного значения, образованного деривацией лексемы.

Потенциальные слова, образованные на базе междометий

Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...

Междометия и другие части речи: грамматическая омонимия

В статье представлена грамматическая омонимия междометий служебным и знаменательным частям речи. Отмечены случаи синкретизма звукоподражательных слов и междометий. Особое внимание автор уделяет омонимии междометий, появляющейся на базе оценочных суще...

Метонимические значения оценочно-характеризующих существительных с семантическим компонентом необычность/новизна/значимость в русском языке

В статье рассмотрена специфика функционирования метонимического переноса при сопоставлении прямого и переносного значения оценочно-характеризующих существительных с семантическим компонентом необычности, новизны, значимости.

Семантические группы единиц с архисемой «размышление» в узбекском и немецком языках

В данной статье сопоставляется семантическое поле единиц с архисемой «размышление» в узбекском и немецком языках. В данное лексико-семантическое поле входят не только лексемы-глаголы, но и лексемы-существительные, лексемы-прилагательные, лексемы-наре...

Славянский апеллятив бе́рег и мотивированные микротопонимы

В статье рассматриваются лексико-семантические, словообразовательные особенности микротопонимов Ровенской области Украины, мотивированных славянским апеллятивом бе́рег.

Аффиксальная валентность второго и третьего шагов деривации английских конверсификсов (транспозификсов)

В статье количественно описана аффиксальная валентная деривация конверсификсальных типов 2-го и 3-го шагов деривации. Выявлены модели префиксальный и суффиксальный деривации. Приведены примеры валентности 2-го и 3-го шагов.

Задать вопрос