Встатье рассматривается современное состояние земельного фонда Алматинской области и пути его эффективного использования по 20 административно — территориальным единицам, отличающиеся между собой специфическими природно-хозяйственными условиями
Ключевые слова:земельный фонд, площадь, запас земли, сельскохозяйственные угодия, инвентаризация.
Территория Алматинской области составляет 223,792 тыс.км2 или 6,1 % от всей территории республики. В области имеется 20 административно-территориальных единиц, в т. ч. 16 сельских районов, 3 города областного: Талдыкорган, Капчагай, Текели и 1 город республиканского значения — Алматы. На территории области существуют 3 природные зоны — пустынная, предгорно-пустынно-степная и среднеазиатская горная область.
Каждая из этих зон отличается специфическим комплексом природно-хозяйственных условий, предопределяющих особенностей и своеобразие использования земель.
В структуре земельного фонда области за последние 22 года произошли существенные изменения. Площадь земель категории сельскохозяйственного назначения с 2001 по 2012 годы уменьшилась на 676,1 тыс.га. Вместе с этим произошло увеличение площади земель категории сельскохозяйственного организации (совхозов, колхозов) при образовании земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для функционирования различных форм хозяйствования на земле.
На 32,1 тыс.га. уменьшение земель категории сельскохозяйственного назначения обуславливается ликвидацией крупных сельскохозяйственных организации (совхозов, колхозов) при образовании земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для функционирования различных форм хозяйствования на земле. Площадь земель населенных пунктов увеличилась в результате передачи земель сельскохозяйственного назначения в фонд запаса и черту сельских населенных пунктов в целях обеспечения населения пастбищными и сенокосными угодьями, развития личного подсобного хозяйства и огородничества. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения уменьшились в результате передачи земель обороны в сельскохозяйственное использование и запас оптимизацией землепользования транспорта и промышленных предприятий при проведении земельной реформы и переоформлений прав на землю.
Таблица 1
Структура земельного фонда Алматинской области
№ |
Наименование зон |
Всего земель, тыс.га. |
В том числе |
Средний балл бонитета |
|
Сельскохозяйственные |
Из них |
||||
пашня |
|||||
1 2 3 |
Пустынная Предгорно-пустынно-степная Среднеазиатская горная область |
10496,4 7151,3 4731,5 |
7777,7 6143,9 2474,5 |
- 9197 258,7 |
6 30 48 |
Всего |
22379,2 |
16396,1 |
1178,4 |
28 |
Площадь земель лесного фонда уменьшилось на 971,7 тыс.га., земли особо охраняемых территорий соответственно увеличилось на 658,0 тыс.га. за счет создания новых заповедников и расширения существующих на землях лесного фонда и запаса.
Увеличение категорий земель запаса произошло в основном за счет земель сельскохозяйственного назначения, а так же земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. В структуре земельного фонда 22379,2 тыс.га. сельскохозяйственного угодья занимает 7832,0 тыс.га. или 34,6 %, в т. ч. пашня 44,0 %, залежь 0,4 %, сенокосы 1,0 % пастбища 28,0 %. Эффективность работы службы землеустройства, в первую очередь характеризует интенсивностью использования земель сельскохозяйственного назначения.
В области площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 7832,0 тыс.га. Пашня как наиболее ценный вид сельскохозяйственных угодий занимает 989,1 тыс.га. или 12,6 %. Значительное сокращение площадей пашни произошло вперед с 1990 по 2001 годы, из пашни были исключения: 594,9 тыс.га. земель низкого качества засоленные эродированные, каменистые почвы и пески. С 2001 по 2012 годы площадь пашни на землях сельскохозяйственного назначения уменьшилось на 37,6 тыс. га, вследствие раздела землепользования колхозов и совхозов на земле доли и процесса формирования новых форм землепользования.
В настоящее время площадь пашни на земле в категориях сельскохозяйственного назначения за счет орошаемых полей. Если в 2001 г. площадь по сравнению с 1990г. уменьшилось на 40,4 тыс.га., то в 2012 г. Увеличилось на 140,0 тыс.га. что указывает на востребованость орошаемых земель — площадь его 572,2 тыс.га. или 7,3 % и сенокосных угодий 470,8 тыс.га. или 6,0 %, в агроном секторе. Но использование последних в настоящее время нерентабельно в связи с их отдаленностью и недоступностью, поэтому увеличился уделенный весь близлежащих фермам улучшенных сенокосов на 19,2 тыс.га., почти в 3,5раза по сравнению с 1990г.
Самый большой удельный вес в общей площади сельскохозяйственных угодий составляет пастбища — 14663,8 тыс.га. из них на землях сельскохозяйственного назначения 6264,6 тыс.га. или 79,9 %. Большая часть пастбищ расположенных в пустынных и предгорных пустынно–степенной зоне области и имеют низкую продуктивность и обводненность — 2041,7 тыс.га. пастбищ сбиты. Наиболее интенсивно процессы деградации пастбищ развиваются на участках, прилегающих к населенным пунктам и источникам водопоя.
Таблица 2
Распределение земельного фонда по сельскохозяйственным угодьям, тыс.га.
Категории земель |
Площадь всего |
Площадь с/х угодий |
В том числе |
||||
Пашня |
Многолетние насаждения |
Залежь |
Сено косы |
Пастбища |
|||
Земли с/х назначения |
7832,0 |
7739,6 |
989,1 |
20,4 |
79,6 |
230,5 |
6264,6 |
Земли населенных пунктов |
846,3 |
751,4 |
42,5 |
5,7 |
0,2 |
18,9 |
679,7 |
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного нес/х назначения |
297,2 |
282,3 |
2,7 |
0,7 |
- |
0,2 |
98,2 |
Земли особо охраняемых природных территорий |
1086,7 |
574,2 |
0,1 |
1,4 |
- |
1,8 |
570,9 |
Земли лесного фонда |
4077,7 |
19994,4 |
0,3 |
0,8 |
0,5 |
34,7 |
1957,8 |
земли водного фонда |
193,4 |
23,6 |
- |
- |
- |
0,6 |
23,0 |
Земли запаса |
8020,0 |
5290,8 |
12,3 |
2,4 |
12,7 |
193,9 |
5068,6 |
Итого земель: |
22393,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
В т. ч. используемые за пределами области |
2,6 |
2,4 |
0,9 |
_ |
0,1 |
0,4 |
1,0 |
Территория области |
22379,2 |
16396,1 |
1080,9 |
30,8 |
66,7 |
470,8 |
14663,8 |
Таблица 3
Динамика площадей сельскохозяйственных угодий, тыс.га
Наименование сельскохозяйственных угодий |
Годы |
Изменения к: |
|||
1990 |
2001 |
2012 |
1990 |
2012 |
|
Площадь сельскохозяйственных угодий |
16497,6 |
16433,7 |
16396,1 |
-101,5 |
-37,6 |
В т. ч. |
|||||
Пашня — всего |
1659,1 |
1100,5 |
1080,9 |
-614,2 |
-19,6 |
Из нее: орошаемая |
472,6 |
432,2 |
512,2 |
+99,6 |
+140,0 |
Многолетние насаждения |
32,2 |
34,9 |
30,8 |
-1,4 |
-4,1 |
Залежь |
6,5 |
337,1 |
66,7 |
+60,2 |
-270,4 |
Сенокосы — всего |
471,5 |
468,3 |
470,8 |
-0,6 |
+2,5 |
Из них улучшенные |
5,5 |
6,6 |
24,7 |
+19,2 |
+18,1 |
Пастбища — всего |
14292,3 |
14473,5 |
14739,1 |
+446,8 |
+265,6 |
Из них улучшенные |
131-,5 |
98,6 |
4365,4 |
+4233,9 |
-4266,8 |
Огороды и служебные наделы |
8,2 |
7,8 |
- |
-0,4 |
Это происходит вследствие сосредоточения большого количества скота в обжитых местах, что ведет к перезагрузке и сбою пастбищных участков. В то же время отдаленные и отгонные пастбищные участки остаются невостребованными.
В области есть опыт проведения совместного проекта Правительства Республики Казахстан, Глобального экологического фонда, Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане и Германского общества по международному сотрудничеству «Устойчивое управление пастбищными ресурсами для повышения благосостояния сельского населения и сохранения экологической целостности», реализованного на территории Жамбылского района в период 2009–2011 гг. Данный проект ничего нового не предлагает, но, вместе с этим, является посылом для практического решения поручения Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева Правительству от 12 января 2012г. разработать программу по развитию кормопроизводства и животноводства.
Для этого считаем необходимым провести полную инвентаризацию всех сельскохозяйственных земель; провести инвентаризацию обводненных пастбищ с паспортизацией всех существующих обводнительных сооружений; определить кормовую емкость пастбищ, провести их паспортизацию и разработать пастбище обороты.
Согласно ст.50 Земельного кодекса РК и Постановления правительства РК № 1071 от 22.10.2003 г. установлены максимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения, но не оговорены минимальные.
Поэтому считаем необходимым приостановить бесконечную сегментацию земельных участков крестьянских хозяйств, особенно в категории земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.
Также, для эффективного использования сельскохозяйственных земель местные исполнительные органы вправе согласно ст.65 Земельного кодекса РК требовать у землепользователей не только с правом аренды, но и правом собственности, рационального, целевого использования и охраны земель с использованием технологии сельскохозяйственного производства, соответствующих санитарным и экологическим нормам Республики Казахстан. Ведь, ст.97 п.3. Земельного кодекса гласит, что сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (ст.90 настоящего Кодекса). Поэтому необходимо запретить необоснованное изменение целевого назначения этих земель и их нецелевое использование. Решение этих проблем позволит укрепить авторитет землеустроительной службы и повысит эффективность использования потенциала земельных ресурсов области.
Литература:
1. Земельный кодекс РК — Алматы, 2003 г.
2. Абдраимов Б. Ж. Земельное законодательство и судебная практика // Земельное законодательство Республики Казахстан: Сборник нормативно-правовых актов (с комментариями) / Сост.: Байсалов С. Б., Стамкулов А. С. и др. — Алматы: 1998.
3. Интернет (www.http.google. kz).