Статья посвящена причинам формирования аддиктивного поведения, взаимосвязи и взаимодействию биологических, психосоциальных и средовых факторов при формировании данного негативного феномена, а так же роли и значению образовательной среды, как средства профилактики зависимых форм поведения среди учащейся молодежи.
Ключевые слова: аддикция; зависимые формы поведения; образовательная модель профилактики аддиктивного поведения.
Термин аддикция пришел из английского языка (addiction – англ., склонность, пагубная привычка, зависимость), который, в свою очередь, был заимствован из латыни. За последние годы этот термин изменил свое значение. Первоначально он использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как кофеин, никотин, алкоголь, наркотики. Дальнейшие исследования определили более широкий взгляд на аддикцию как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека. Так же следует отметить, что наряду с термином «аддикция» используются сочетания «аддиктивное поведение», «аддиктивное состояние», «зависимость». В отечественной литературе, аддиктивное поведение чаще означает, ситуацию, когда болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.
В общефилософском понимании профилактика (от греческого «prophylaktikos» – предохранительный) есть предупреждение возникновения какого-либо процесса, явления или действия. В общенаучной трактовке, как отмечает профессор Л.Г. Буйнов «профилактика – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [1; 3]. Применительно к процессу формирования аддикций, как подчеркивает М.С. Матусевич «профилактика понимается как комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению аддикции, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий аддикции» [4].
Обобщив зарубежные и отечественные исследования данного феномена, можно выделить два основных направления научного поиска, отличающиеся взглядом на причины формирования аддиктивного поведения.
Первое направление можно условно назвать психобиологическим. Его представители отводят главную роль в формировании аддиктивного поведения генетическим и психическим факторам и сосредотачивают свои усилия на реализации методов медицинской и психологической профилактики, в основном уделяя внимание коррекционной работе. В рамках данного направления можно выделить целый ряд теорий.
Так, с позиции психоанализа (3.Фрейд) аддиктивное поведение есть подчинение принципу удовольствия, которому не могут противостоять слабые «Эго» и «Супер-эго». Супер-эго – это дополнительная система контроля внутри самого человека, в разумном развитии которой 3. Фрейд видел способ предупреждения отклонений в поведении личности. Оно формируется на основе механизма идентификации – дети учатся поведению в соответствии со своим полом и нормами, демонстрируемыми значимыми для них людьми. При потере контроля над поведением, он восстанавливается на основе приобретенного инсайта, выбора путей решения проблемы и их реализации, приводящей к замене зависимого поступка альтернативным выбором. Исходя из этого, основой профилактики зависимого поведения является трансформация бессознательного сознательным, то есть усиление Эго, чтобы поведение человека основывалось не на требованиях инстинктов, а на требованиях реальности.
Психосоциальная теория (Э. Эриксон, Б Ньюман) видит в появлении аддиктивного поведения результат неразрешенного конфликта зависимости автономности, с которым ребенок впервые сталкивается еще в раннем детстве.
Согласно позициям адлерианской школы, аддиктивное поведение можно объяснить стремлением человека преодолеть комплекс неполноценности, вызывающий желание «бегства от жизни». А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования. В его преодолении человек на протяжении всей жизни формирует свой индивидуальный стиль поведения. В данном отношении аддикция проявляется стилем жизни, не отвечающим общественным нормам. Адлер полагал, что все жизненные проблемы имеют социальный характер, а способности человека считал социально обусловленными и предназначенными для использования в жизни общества. Предупреждение развития нежелательных жизненных стилей он видел в психологической и обучающей работе с родителями и с учителями, в обучении диагностике проявлений небольших ошибок в прототипе и их исправлению. Коррекция более трудных случаев относится к компетенции психолога, работающего в системе образования.
Схожую теорию выдвигает Э. Берн, рассматривая аддикцию с точки зрения трансактного анализа и выделяя в качестве причины аддиктивного поведения результат развития принципа «я хочу» наравне с избеганием ответственности. Осознание своего жизненного неэффективного сценария, выработка нового сценария, ведущего к эффективности и успеху, могут быть методами психологического консультирования подростков на основе трансактного анализа. Включение подростков в просоциальную группу – это средство предупреждения развития нежелательного сценария на основе усвоения в группе эффективных трансакций, позволяющих решать жизненные проблемы с учетом не только своих интересов, но и интересов других людей, общества в целом.
Альберт Эллис, являясь сторонником когнитивной бихевиоральной психологической концепции, считает, что аддиктивное поведение – это результат иррациональных убеждений. Очень часто люди не проявляют настойчивости в выражении своих мыслей, убеждений и чувств лишь потому, что уверены в отсутствии у них подобного права и права проявлять достоинство. Это иррациональное базовое убеждение, приводящее к эмоциональным расстройствам. Такой способ мышления ведет к пассивному, подражательному поведению, что само по себе, может представлять опасность для детей и подростков в ситуации негативного влияния социума. По мнению Эллиса, процесс профилактики включает решение следующих задач: выявление убеждений, являющихся причиной отсутствия настойчивости в выражении своих мыслей и чувств; «атака» иррациональных убеждений; формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений; формирование нового комплекса убеждений, ведущих к активному поведению; тренировка нового поведения; его применение в ситуациях, вызывающих тревожность.
Второе направление можно назвать социально-средовым. Оно связано с рассмотрением социальных причин аддиктивного поведения, исходя из чего, основными методами профилактической работы являются методы изменения сферы жизнедеятельности субъекта.
Социально-средовая теория, построенная на трансакциональной модели превенции А.Д. Самероффа, рассматривает поведение человека в качестве результата его взаимодействия со средой. Ученый исходит из предположения, что риск аддиктивных расстройств может быть вызван не только характеристиками индивида, имеющего те или иные предпосылки таких расстройств, и характеристиками воздействующей на него среды, но и специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик. В таком случае проявляющаяся дестабилизация взаимоотношений личности и среды ведет к психосоциальным расстройствам и может проявляться в виде аддиктивного поведения.
На основе данной теории Г. Паттерсон выстраивает модель антисоциального поведения, отмечая повышение несогласованности между личностью и социумом в подростковом возрасте, реализующуюся через протестное поведение как основной способ взаимодействия со средой. Главным методом преодоления этого антисоциального поведения является формирование адаптивных копинг-стратегий, обусловленных теорией превентивных буферов, основанной на выявлении и включении в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.
На идее социальной обусловленности аддикции А. Бандура разрабатывает теорию социального научения, согласно которой личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учится определенным формам поведения. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления. В таком случае профилактика аддикций предполагает использование следующих методов: формирование устойчивости к социальному давлению; психологические «прививки» против негативного информационного воздействия; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых.
Следует отметить, что особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает именно в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. Во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества, как стремление к развитию и самопознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции: делают попытки в самоопределении. Вот почему так важна роль школы, которая является основным институтом социализации подрастающего поколения, в вопросах профилактики различных форм зависимого поведения.
Одними из наиболее эффективных методов профилактики аддиктивного поведения является использования здоровьсберегающих технологий, которые по мнению Л.И. Сыромятниковой «направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру» [13]. В этом контексте профессор Л.Г. Буйнов пишет: «здоровьсбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться с использованием методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья» [2].
Образовательная модель профилактики должна строиться на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях аддикций. При этом профилактика аддиктивного поведения в широком смысле имеет отношение к избеганию проблем, связанных с возникновением и развитием зависимости. В этом аспекте перспективным направлением является использование методов коррекции функционального состояния школьников. Л.А. Сорокиной разработаны три группы методов, направленные на коррекцию функционального состояния школьников, что играет одну из решающих ролей в профилактике зависимого поведения, как отражения нарушения физиологических процессов в организме [6; 9]. Так, использование психофизиологических методов коррекции в образовательной модели профилактики должно быть направлено на оптимизацию деятельности центральной нервной системы, психоэмоциональных на баланс эмоционального настроя и психологических процессов, а дидактических на формирование образовательных результатов в области здоровьсбережения [5; 7; 8].
Так же стоит отметить эффективность использования в образовательной модели профилактики аддиктивного поведения способов повышения умственной работоспособности, как катализатора интегративного качества личности, способствующего адекватному восприятию реальности и отказу от деструктивного поведения. Наиболее перспективными методиками нам кажутся разработанные группой авторов под руководством профессора Л.Г. Буйнова [10; 11; 12].
В заключение хочется отметить актуальность комплексного подхода к реализации программ профилактики аддиктивного поведения, где учитывается многоаспектность процесса развития ученика, как в соматическом, так и психологическом компоненте. Этот факт требует от педагога внимательности и использования методик адекватных современной социальной ситуации и психосоматическому статусу учащегося.
Литература:
1. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.
2. Буйнов, Л.Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л.Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27 – 50.
3. Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.
4. Матусевич, М.С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // М.С. Матусевич, А.П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360-364.
5. Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.
6. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.
7. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л.А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А.И. Герцена», СПб, 2012 – 85 с.
8. Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.
9. Сорокина, Л.А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29-32.
10. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2435617 23.03.2010
11. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. и др. RUS 2437689 04.06.2010
12. Сорокина, Л.А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Сорокина Л.А. RUS 2453346 27.04.2010
13. Сыромятникова, Л.И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375-377.