Коренные преобразования, осуществляемые в Республике Узбекистан создали благоприятные условия для формирования отвечающей мировым требованиям системы непрерывного образования на основе выбора своеобразного пути социально-экономического развития общества, принятия Национальной программы по подготовке кадров. Национальная программа по подготовке кадров служит обеспечению преемственности и непрерывности всех ступеней образования. В частности, на основе Национальной программы по подготовке кадров создаются и поэтапно внедряются в процесс обучения государственные образовательные стандарты и учебные программы общеспециальных дисциплин, преподаваемых в средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях. Однако наблюдается недостаточная обеспеченность в процессе подготовки специалиста преемственности содержания профессионального и высшего образования, дублирования и разрывы, не соответствие цели, методов, форм и средств обучения. Указанные недостатки, возникают в результате не обеспеченности последовательности в деятельности педагогических кадров, мастеров обучения и общественных организаций образовательных учреждений, недостаточности уровня их педагогической и профессиональной компетенции, не разработанность. Научно-методических основ диагностирования качества образования на основе его преемственности и непрерывности, отсутствием единой системы оценки в профессиональном и высшем образовании, и определяют необходимость модернизации процесса непрерывного и преемственного обучения специалистов в процессе профессионального и высшего образования, образовательных стандартов и учебных программ общеспециальных дисциплин, в том числе и по направлению технология машиностроения.
Обеспечение преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования становится актуальным требованием времени. Система непрерывного образования ставит перед собой конкретную задачу, состоящую в преемственном развитии профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов, и решения задач непрерывного профессионального и высшего образования в соответствии с данной целью.
Для реализации образовательных целей направления образования Технология машиностроения была разработана модель, обеспечивающая преемственность профессиональных знаний, навыков и умений в процессе среднего специального, профессионального и высшего образования
В толковых словарях понятие “модель” трактуется как: 1) образец какого-либо продукта или производства; 2) уменьшенное отражение или схема определенного предмета; 3) тип или центр конструкции; 4) схема определенного явления или физического объекта.
Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования включает в основном функциональные, структурные, результативные задачи преемственности.
В состав функциональных задач модели входят: образовательные, воспитательные, развивающие, задачи социального стимулирования и гармонизации.
Образовательная задача состоит преемственное овладение специалистами профессиональных знаний, умений и навыков на каждом этапе профессионального и высшего образования.
Воспитательная задача — разъяснение будущим специалистам взаимосвязей между обществом, человеком и природой, преемственное и непрерывное развитие в них навыков хранения материальных и нравственных богатств, норм морали и культуры общения.
Развивающая задачасостоит в последовательном формировании у специалистов теоретических профессиональных знаний, умения самостоятельно мыслить и принимать решения, высказывания своих суждений и мнений.
Социальная задача заключается в формировании опыта совместной деятельности, коммуникативных навыков и культуры общения будущих специалистов.
Стимулирующая задача заключается в воздействии посредством удовлетворения различных потребностей и мотивов специалистов на их трудовую или учебную деятельность.
Задача гармонизации — это обеспечение последовательности, системности и цельности процесса формирования личности в результате реализации сближения, гармонии мотивационных, содержательных, методических и организационных компонентов профессионального и высшего образования.
Целью профессионального и высшего образования чвляется формирование у будущих специалистов не только навыков выполнения определенной работы, профессиональных навыков и умений, но и навыков самостоятельного решения различных жизненных и профессиональных вопросов, мышления по актуальным профессиональным проблемам. Поэтому важной проблемой сегодняшнего дня является преемственность мотивационных, содержательных, методических и организационных компонентов профессионального и высшего образования по направлению технология машиностроения. Данные компоненты составляют вторую — структурную часть модели.
Мотивационные компоненты:познавательные мотивы, творческие мотивы и нравственные мотивы. Важным фактором является непрерывное развитие познавательного интереса будущих специалистов в направлении профессионального и высшего образования Технология машиностроения.
Познавательные мотивы проявляются в интересе будущих специалистов овладевать профессиональными знаниями, потребности в изучении нового в социально-экономических отношениях, в жизни.
Творческие мотивынаходят свое отражение в повышении интереса и потребности будущих специалистов находить выходы из сложных проблемных ситуаций, мыслить в рамках актуальных профессиональных проблем, выражать свою точку зрения, овладевать новыми способами и видами деятельности.
Нравственные мотивы — это стремление будущих специалистов овладевать профессиональными качествами как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, высокой нравственной и профессиональной культурой.
Содержательный компонент в системе непрерывности проявляется в обеспечении пропорциональности целей и задач профессионального и высшего образования. В реализации содержательной преемственности в профессиональном и высшем образовании большое значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов учреждений профессионального среднего специального образования.
Результаты исследований показывают недостаточность уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников учреждений профессионального образования для преемственного развития в системе высшего образования. Причиной тому необходимость продолжения обучения в системе высшего образования при недостаточности формирования начальных профессиональных знаний (понятий, представлений), навыков и умений в профессиональных образовательных учреждениях. Наблюдается неправильное распределение времени на подробное разъяснение тем, наличие дублирования и не обеспеченность межпредметной и внутрипредметной преемственности.
Имеют место повторы (дублирование) в учебных программах и научной литературе, предназначеной для профессионального и высшего образовательного учреждения, что понижает интерес обучаемых не только к предмету, но и к профессии. Поэтому нужно:
- пересмотреть содержание знаний, умений и навыков, которыми специалист должен овладеть в системе профессионального и высшего образования с точки зрения их последовательного и преемственного развития;
- обеспечить систематизацию, обобщение и углубление предоставляемой будущим специалистам в системе профессионального образования знаний, умений и навыков в процессе высшего образования;
- обеспечить отсутствие не уместного дублирования определенных тем в программах, их соответствие виду образования, взаимную пропорциональность теоретической и практической части программ;
- обеспечить изучение тем во взаимосвязи, т. е. с опорой не только на пройденные, но и темы, которые предстоит изучать.
Не отвечает требованиям и пропорциональность (соотнесенность) цели, методов, форм и средств обучения в системе профессионального и высшего образования.
В системе преемственности методический компонентсостоит в раскрытии особенностей и возможности преемственного представления знаний, умений и навыков как между видами образования, так и внутри каждого вида образования, применении на каждом этапе образования форм, методов и средств, инновационных технологий организации учебной деятельности обучаемого. Здесь предусматривается использование преподавателями соответствующих педагогическим, психологическим и возрастным особенностям будущих специалистов, обеспечивающий плавный, преемственный переход к последующему этапу образования методических средств.
В результате проведения различных соревнований, конференций и олимпиад среди будущих специалистов обоих ступеней образования, написания ими рефератов, связанных с социально-экономическими новостями, событиями из жизни страны повышается интерес к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Использование проблемного обучения, развивающих и эфристических педагогических технологий приводит к применению будущими специалистами для творческого решения профессиональных проблем, решения вопросов, самостоятельного поиска новой информации, решения различных задач ранее усвоенных знаний и умений.
Составляющий вторую часть модели организационный компонентотражает деятельность коллектива (преподавателей) образовательного учреждения. Где важным является особое внимание обеспечению организационно-педагогических условий образования, учет преподавателем различий в развитии для полного раскрытия будущими специалистами своих возможностей, владение преподавателем системой педагогического диагностирования, изменение в процессе занятий отношений преподавателя и обучаемых, создание дружеской, творческой атмосферы.
Третью часть модели составляет результативная задача, в которую мы включили когнитивный, деятельностно-практический, и компонент сформированности у будущих специалистов профессиональных качеств и культуры.
Когнитивный компонентхарактеризуется преемственным усвоением будущими специалистами системы профессиональных знаний.
Деятельностно-практический компонентхарактеризуется сформированностью у будущих специалистов следующих навыков и умений в результате правильно организованного с точки зрения преемственности профессионального образования.
Навыки: правильное понимание социально-экономических процессов, происходящих в стране, высказывание своего мнения, активное участие в данных процессах и отвечать за свои поступки; умение видеть проблемы, находить их решения; принимать обоснованное решение, понимание последствий принимаемого решения, и принятие на себя ответственности за них; самостоятельное мышление, умение излагать свое мнение перед большинством; планирование и контроль над своей деятельностью; подготовка к организации своего дела, послушание законам; уверенность в себе, стремление найти свое место в обществе, улучшить свою; работать в группе; объективная самооценка; уважение мнения другого.
Умения:организация практических занятий; практическое применение таблиц, графиков и математической модели; анализ и исследование полученных результатов; критическое мышление; управление проектами; публичное выступление и участие в различных конференциях, другие практические умения.
Одной из задач, стоящих перед системой образования является формирование конкурентоспособной личности, способной решать общественные и личные проблемы самостоятельно и результативно.
Важной проблемой является совершенствование профессиональных качеств и культуры специалистов. Поэтому, в третью часть модели был включен компонентсформированности у будущих специалистов профессиональных качеств и культуры. В результате правильно организованного с точки зрения преемственности профессионального образования у будущих специалистов формируются такие качества, как трудолюбие, бережливость, правдивость, правильность, честность, щедрость, предприимчивость, планирование, личная ответственность, дисциплинированность, совестливость, целеустремленность. Учащиеся овладевают культурой общения, культурой управления, и т. п. составляющими общую культуру специалиста.
Значит, для обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования необходимы:
- сопоставительное изучение, анализ и обобщение стандартов, учебных программ, учебных планов и учебников среднего специального профессионального и высшего образования;
- обеспечение интегративного продолжения преподавания различных учебных предметов, формирования профессиональных знаний, умений и навыков начиная с профессионального колледжа;
- обновление профессионального образования, т. е. разработка системы профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть будущие специалисты на каждом этапе непрерывного и преемственного профессионального образования, формирование их не раздельно, а на основе системного подхода, направленностью на единую цель, и обеспечение между ними функциональной связи и преемственности;
- разработка научно-обоснованных подходов к созданию образовательных стандартов и программ непрерывного и преемственного профессионального образования;
- разработка технологий, служащих обеспечению преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования.
В заключении можно отметить, что педагогическая модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, умений и навыков в системе профессионального и высшего образования по направлению технология машиностроения служит повышению качества и эффективности образовательного процесса, и является важным фактором в развитии профессиональной компетенции будущих специалистов.