Творчество является основным элементом в структуре человеческого интеллекта. Для оценки творческих способностей существуют многочисленные методы и критерии. По различным методам учеными проведены множество исследований в разных странах на различные объекты. Однако количество работ, исследованных творческих способностей в России, в том числе в Поволжье, до настоящего времени ограничено.
Поэтому в данной работе проведено исследование творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье.
Таблица 1
Критерии теста «TSD-Z» К. К. Урбана и их расшифровка
№ |
Критерии |
Расшифровка критерия |
1 |
Cn |
Continuations — расширение основной детали |
2 |
Cm |
Completion — дополнение элементов |
3 |
Ne |
New elements — добавление новых предметов |
4 |
Cl |
Connections made with a line — соединение отдельных деталей, фигур |
5 |
Cth |
Connections made to produce a theme — соединение элементов по теме |
6 |
Bfd |
Boundary breaking this is fragment dependent — выход за рамки рисунка, связанный с рисованием мелкой детали |
7 |
Bfi |
Boundary breaking that is fragment dependent — выход за рамки, связанный с продолжением какого-либо предмета за пределами пространства рисунка, ограниченного квадратом |
8 |
Pe |
Perspective — адекватное пространственное отражение предметов |
9 |
Hu |
Humour and affectivity — выразительность рисунка |
10 |
Ua |
Unconventionality — изменение ракурса листа, рисование на его обратной стороне |
11 |
Ub |
Unconventionality — абстрактность, фантазийность изображений |
12 |
Uc |
Unconventionality — соединение фигур с символами, буквами или цифрами |
13 |
Ud |
Unconventionality — отсутствие повторений заданных деталей в изображениях |
14 |
Sp |
Speed — время выполнения |
Для исследования использован тест «TSD-Z», предложенный психологом К. К. Урбаном. Выбор данного метода объясняется его высокой прогрессивностью, эффективностью и стабильностью в процессе исследования. Сущность метода заключается в том, что творческая способность студентов оценивается по суммарной оценке выполнения рисунка, основаны на 14 критериев (таблица 1).
Исследование проведено на 100 студентов, проживающих в Поволжье. Студенты дорисованы два рисунка А и В, представленные на опросном листе с заданными несоединенными элементами. Оценки студентов определяются по качеству выполненного рисунка по шкале от 1 до 6 баллов. Оценки студентов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Оценки студентов по критериям теста «TSD-Z» К. К. Урбана
Критерии (%) Баллы |
Cn |
Cm |
Ne |
Cl |
Cth |
Bfd |
Bfi |
Pe |
Hu |
Ua |
Ub |
Uc |
Ud |
Sp |
1 |
0 |
0 |
3 |
12 |
11 |
0 |
0 |
37 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
20 |
8 |
18 |
0 |
0 |
18 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
3 |
0 |
0 |
32 |
21 |
18 |
0 |
0 |
13 |
9 |
23 |
11 |
8 |
0 |
0 |
4 |
15 |
15 |
31 |
19 |
6 |
0 |
0 |
4 |
3 |
- |
- |
- |
- |
0 |
5 |
60 |
60 |
10 |
8 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
- |
- |
- |
- |
0 |
6 |
25 |
25 |
1 |
3 |
2 |
25 |
20 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
Результаты теста «TSD-Z», приведенные в таблице 2 показаны следующие особенности творческих способностей студентов в Поволжье:
- высокая способность внимания и интереса к творческой информации;
- высокая способность открытого восприятия информации и захватывания, обработки, совершенствования информации;
- средняя способность расширения, создания новых элементов, их изменения, фантазии по темам для оформления общей структуры в творчестве студентов;
- низкая способность превышения пределов, традиционного опыта и принятия риска в творчестве студентов;
- низкая способность гибкости в процессе изменения, превращения информации об объектах, отражениях многомерных пространства в процессе творчества студентов;
- очень низкая способность создания и готовности к участию представления уникальных юмористических эмоций в творчестве студентов;
- низкая способность активности, использования новых необычных методов в процессе творчества;
- низкая способность к воображению, представленная способностью превращения настоящих ситуаций, отражения информации, абстрактных изображений, новых и уникальных символов в процессе творчества;
- очень низкая способность к независимости от информации, от данных условий и свободного представления, эффективного выполнения творческих идей;
Путем обработки данных, приведенных в таблице 2, определены уровни творческих способностей (А…К) студентов, проживающих в Поволжье (таблица 3).
Таблица 3
Уровень творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье
Уровень(%) Рисунок |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е+К |
А |
23 |
36 |
22 |
14 |
4 |
1 |
В |
25 |
44 |
24 |
7 |
9 |
1 |
А+В |
21 |
39 |
22 |
8 |
9 |
1 |
где: А — низкий уровень; Б — ниже среднего уровня; В — Средний уровень; Г — выше среднего уровня; Д — относительный уровень; Е — высокий уровень; лучший уровень.
Для наглядности построена кривая распределения студентов на различных уровнях творческих способностей (рис. 1).
На рисунке 1 показано, что у большинства студентов низкий уровень творческих способностей (72 % студентов на уровнях А, Б, В). Количество студентов, имеющихся творческую способность на повышенных уровнях, составляет 28 %.
Рис. 1. Кривая распределения студентов на уровнях творческих способностей
В результате исследований сделан вывод о том, что творческая способность студентов, проживающих в Поволжье, находится на низком уровне.
Литература:
1. Нгуен Зуй Ту (2006), Испытание теста ТSD — Z K. K. Урбана с приложения за границей и Вьетнам, Ханой — Вьетнам (код: 02.02.6/55 DH.2006).
2. K. K. Urban anh Hans G. Jellent (1994); “Test zum Schoepferischen Denken Zeichnerisch (TSD — Z). SWETS Test services.