Одним из приоритетных направлений образовательной политики является создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Как указано в Концепции профильного образования, «профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [1]. В современных условиях осуществления перехода среднего полного образования на профильное обучение требуется подготовка учителя безопасности жизнедеятельности, готового к работе в системе профильного обучения, обладающего методическими компетенциями в данной области.
При разработке курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» были учтены основные виды методической деятельности будущего учителя безопасности жизнедеятельности, среди которых значение имеет методическая готовность выпускника к работе в профильных классах по предмету. Актуальность развития профессиональных качеств у будущих специалистов в настоящий момент обусловлена развитием на рынке труда новых требований к ним. В связи с этим одной из задач высших учебных заведений является формирование теоретической базы для построения методической подготовки педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [2]. На 4 курсе бакалавриата многие студенты, выходя на производственную практику, сталкиваются с проблемой методической готовности к работе в профильных классах по безопасности жизнедеятельности [3]. Так, из 10 школ г. Санкт-Петербурга, в которых студенты проходили производственную практику, 7 школ были профильными, а из них 3 школы имели оборонно-спортивный профиль. Поэтому в курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» были предложены и разработаны лекционные и практические занятия по теме «Профильное обучение безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе», на которых бакалавры знакомятся с основными целями и задачами профильного образования; овладевают методикой профильного обучения; проектируют элективные курсы оборонно-спортивного профиля.
На лекционных занятиях студенты знакомятся с теоретическими основами профильного обучения: целями и задачами профильного обучения; принципами и функциями профильного обучения; моделями профильного образования. Целями профильного обучения являются обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам общего образования; создание условий дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; расширение возможностей социализации учащихся; обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору будущей профессии [4; 5].
Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Оно имеет свою специфику: изменяется структура, содержание, организация образовательного процесса, усиливается дифференциация обучения. Дифференциация обучения учитывает интересы, склонности и способности обучающегося, создает возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, расширяет возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Основными принципами профильного обучения учащихся являются: принцип вариативности и альтернативности, которому соответствует построение учебных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения учебного процесса в профильных классах; принцип последовательности и непрерывности, состоящий в последовательной дифференциации учащихся соответственно их интересам, способностям. С методических позиций переход на профильное обучение рассматривается как осуществление дифференциации образования с точки зрения построения новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся. Профильное обучение представляется возможным рассматривать как систему организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
В «Концепции профильного образования» выделены следующие модели организации профильного обучения: модель внутришкольной профилизации, при этом школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовывать на старшей ступени несколько профилей, т. е. быть многопрофильной; модель сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных учреждений.
Теоретические знания, приобретенные студентами на лекционных занятиях, являются необходимой предпосылкой и базой для эффективного освоения и закрепления практических навыков. На лабораторных занятиях по курсу студенты знакомятся с документами в области развития образования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г»., «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2004). Анализ данных документов позволяет студентам самостоятельно определить профильное обучение безопасности жизнедеятельности как систему обучения, направленную на развитие специальных способностей учеников и дальнейшее развитие у них интереса к безопасности жизнедеятельности как области профессиональной деятельности.
Знакомясь с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, студенты обращают внимание на возможность введения нескольких профилей, среди которых и оборонно-спортивный профиль. Данный профиль складывается из курсов трех типов: базовые общеобразовательные предметы; профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы (курсы по выбору).
Студенты знакомятся с методикой организации элективных курсов, входящих в состав оборонно-спортивного профиля. Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой, реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика. На лабораторных занятиях студенты определяют функции элективных курсов: изучение проблем современности; ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности. Студенты выявляют возможности технологий для решения профессиональных задач, оценивают и выбирают необходимые средства при организации профильного обучения [6]. Обращается внимание на то, что элективные курсы являются обязательной составной частью индивидуального учебного плана ученика, и выполняют задачи поддержки профильного курса. Изучив теоретические аспекты данного вопроса, студенты приступают к проектированию элективного курса оборонно-спортивного профиля.
При составлении программы элективного курса студенты соблюдают следующие методические требования:
- курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;
- курс должен способствовать укреплению положительной мотивации, развитию интереса;
- содержание курса не должно дублировать содержание предмета ОБЖ, а должно базироваться на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы.
Тематика и содержание элективных курсов должны иметь социальную и личностную значимость; способствовать социализации и адаптации, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории; поддерживать изучение предмета ОБЖ; обладать значительным развивающим потенциалом; способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков. При планировании и подготовке занятий по элективному курсу следует использовать краеведческий материал, учитывать географические особенности района, его промышленную структуру и опасные хозяйственные объекты.
При проектировании, студенты выбирают разнообразные методы и формы обучения, используемые на элективном курсе. Обращают внимание на то, что ведущими методами элективных курсов являются практические методы, способствующие формированию умений и навыков учащихся; проблемно-поисковые, стимулирующие познавательную активность учащихся. Особое место отводят практическим занятиям, на которых учащиеся отрабатывают навыки безопасного поведения. Разработанные самостоятельно проекты элективных курсов, студенты представляют на лабораторном занятии. Студентами были разработаны следующие программы элективных курсов по оборонно-спортивному профилю: «Спасательное дело», «Введение в туризм», «Терроризм и безопасность», «Социальная безопасность», «Пожарная безопасность» и другие. Основной проблемой для студентов явилось определение тематики элективных курсов, так как они иногда подменяли их внеклассными кружковыми занятиями, объяснить это можно недостаточностью методических знаний по организации внеклассных занятий (данная тема изучается позже). Такие ошибочные работы обсуждались и корректировались, студентами проводился сравнительный анализ элективных курсов, факультативов, кружков по предмету. В отличие от факультативов и кружковых занятий, формирующих предметные компетенции, элективные курсы позволяют показать прикладную направленность предмета, формировать компетентность ученика в области безопасности жизнедеятельности и содействовать его профессиональному самоопределению.
Таким образом, исходя из целей и функций профильного образования, студенты приходят к выводу, что методически грамотно построенный элективный курс способствует саморазвитию личности ученика, что и является в настоящее время приоритетной задачей учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования//Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.-№ 3.-С.3–16.
2. Попова Р. И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности»//Теория и практика общественного развития. 2013. — № 11 — с. 170–173.
3. Костецкая Г. А. Учебно-производственная практика в профессиональной подготовке специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности /Научное мнение: научный журнал [Текст] /Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2012. — № 4. –С.71–75.
4. Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2012. — № 5. — С. 151–158.
5. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования. Текст.: Монография / П. В. Станкевич. СПб.: Издательство «ТЕССА», 2006.
6. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании // Вестник Томского педагогического университета. 2011. № 4 (106). С. 124–128