Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 1675 раз

Библиографическое описание:

Ребко, Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах / Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 850-851. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9249/ (дата обращения: 18.12.2024).

Рассмотрены особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Проанализированы основные направления преподавания безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, преподавание безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавра образования, высшее профессиональное образование.

Несмотря на положительные изменения последнего десятилетия, ситуация в области безопасности жизни и деятельности человека остается нестабильной. Ежедневно в мире происходят сотни чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Результатом данных ЧС становятся человеческие жертвы, нарушения экологического равновесия, ущерб природой среде и инфраструктуре, существенные материальные потери [2].

Идея преподавания основ безопасности жизнедеятельности в 1991 году послужила началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний Безопасность жизнедеятельности. Сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизнедеятельности каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего педагога, обладающего качествами личности безопасного типа поведения.

Современная система вузовского образования претерпевает серьезные концептуальные преобразования, что приводит, в частности, к существенному изменению характера преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Сокращается количество аудиторных занятий, увеличивается удельный вес самостоятельной работы, которой в трудоемкости учебной дисциплины отводится существенное место. По мнению, Е. П. Суворовой, «изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит не столько в трансляции знаний, как это было прежде, сколько в организации и руководстве самостоятельной работы обучаемого, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и результата».

Новый стандарт образования — дает достаточно большую свободу, но для администрации вузов, факультетов и каждого конкретного преподавателя данная свобода, в первую очередь — ответственность. Если раньше, дидактические единицы четко определяли тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», то сегодня содержание определяется компетентностями и конкретным результатом. Поэтому важно спроектировать содержание курса таким образом, чтоб студент смог охватить максимальный спектр знаний о современных опасностях и угрозах, а вместе с этим и постичь способы противодействия им.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование определяет требования к уровню подготовки выпускников педагогического вуза и задачи, которые должен уметь решать будущий учитель. Также в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать следующие задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности:

-          готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

-          способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества (ОК-3);

-          способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

-          готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-          готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].

Факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена активно совершенствует практику преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина включена в список обязательных для изучения на всех факультетах университета, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Педагогическое образование и входит в базовый компонент. Главные направления совершенствования преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» соответствуют Программе стратегического развития Герценовского университета на 2011–2015 гг.:

1.                  Разработка дополнительных образовательных программ по БЖД, благодаря которым, студент имеет возможность более глубоко изучить то или иное природное, техногенное, социальное опасное явление, а вместе с этим познакомиться с традиционными, новыми и передовыми способами защиты человека от существующих опасностей и угроз.

2.                  Развитие дистанционной поддержки образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, широкое использование активных и интерактивных форм, удаленных заданий, в том числе для самостоятельной работы. В настоящее время, при поддержке Ресурсно-информационного отдела РГПУ им. А. И. Герцена, на факультете разработано три дистанционных курса. Настоящие курсы размещены на базе платформы Moodle (Moodle.herzen.spb.ru), «студенты-герценовцы» при желании могут свободно освоить каждый из них на абсолютно бесплатной основе.

3.                  Дополнительная учебно-методическая и научно-исследовательская подготовка преподавателей. Общеизвестно, что «безопасность» является одной из важнейших категорий современной жизнедеятельности [3]. Следовательно, преподаватель педагогического вуза должен выполнить двойную задачу: формировать у студента «личность безопасного типа поведения» и одновременно, научить его (студента) формировать «личность безопасного типа поведения» у своих будущих учащихся. При этом, совершенно не важно учителем какого предмета в будущем будет студент, т. к. «безопасный тип поведения» — это формат жизни, который должен стать нормой.

4.                  Привлечение специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня нельзя говорить о безопасности категориями прошлого века — чрезвычайные ситуации требуют от человека действий — слаженных, конкретных и правильных. Привлечение к образовательному процессу практических работников образования и сфер безопасности жизнедеятельности (МЧС, МВД, НАК и др.) неуклонно приводит к повышению интереса и, как следствие, качества получаемых знаний и сопутствующих им умений.

5.                  Разработка и создание учебной литературы нового поколения — литературы соответствующей современной законодательной базе РФ и международных сообществ, направленной как на теоретическое, так и практическое освоение курса, в том числе электронных учебников.

6.                  Разработка новых подходов к самостоятельной работе студентов (в том числе в дистанционном формате). Сегодня можно констатировать, что трудности студентов связаны со слабой подготовкой к выполнению самостоятельных работ, низкой мотивацией, недостатком навыка работы с литературой, отсутствием интереса к выполняемой работе, нечеткими критериями оценки качества самостоятельной работы. Часто виды самостоятельной работы становятся однообразными и не обеспечивают в полной мере овладение умением решать профессиональные задачи, особенно «научить» действиям при ЧС различного характера.

7.                  Непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области безопасности жизнедеятельности. Количество угроз и опасностей в современном мире неуклонно растет и, чем стремительнее будет развиваться наука и общество, тем больше потенциальных опасностей и угроз будет возникать.

В заключении, необходимо отметить, что качество высшего профессионального образования напрямую зависит от качества профессорско-преподавательского состава. Сегодня, важно искать новые способы непрерывного повышения квалификации преподавателя на разных уровнях, развивать систему дистанционной поддержки читаемых курсов.

Литература:

1.                  Подготовка бакалавров образования в области антитеррористической деятельности — Станкевич П. В., Ребко Э. М. / Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Северо-западного федерального округа. Российской Федерации: труды научно-практического семинара. — СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. — 76 с.

2.                  Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 162. C. 156–162.

3.                  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ № 537 от 02.05.2009г.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, высшее профессиональное образование, область безопасности жизнедеятельности, педагогический вуз, Безопасность жизнедеятельности, дистанционная поддержка, образовательный процесс, опасность, Педагогическое образование, профессорско-преподавательский состав.


Ключевые слова

высшее профессиональное образование, безопасность жизнедеятельности, преподавание безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавра образования, высшее профессиональное образование.

Похожие статьи

Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования

В статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение. На основе изучения научной и учебно-методической литературы, ...

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы

В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Методика преподавания юридических дисциплин в вузе

Исследованы особенности методики преподавания правовых дисциплин в высших учебных заведениях. С этой целью проанализирован процесс обучения, раскрыто содержание термина «методика преподавания». Рассмотрены и определены методы правового обучения. Охар...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Особенности занятий спортивным туризмом в вузе

В статье рассмотрены возможности развития спортивного и оздоровительного туризма в вузах. Виды спортивного туризма и перспективы его развития.

Похожие статьи

Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования

В статье рассматриваются задачи обеспечения преемственности в профессиональном образовании обучающихся профессиональных колледжей и вузов на примере направления образования машиностроение. На основе изучения научной и учебно-методической литературы, ...

Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы

В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Методика преподавания юридических дисциплин в вузе

Исследованы особенности методики преподавания правовых дисциплин в высших учебных заведениях. С этой целью проанализирован процесс обучения, раскрыто содержание термина «методика преподавания». Рассмотрены и определены методы правового обучения. Охар...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Особенности занятий спортивным туризмом в вузе

В статье рассмотрены возможности развития спортивного и оздоровительного туризма в вузах. Виды спортивного туризма и перспективы его развития.

Задать вопрос