Рассмотрены особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Проанализированы основные направления преподавания безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, преподавание безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавра образования, высшее профессиональное образование.
Несмотря на положительные изменения последнего десятилетия, ситуация в области безопасности жизни и деятельности человека остается нестабильной. Ежедневно в мире происходят сотни чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Результатом данных ЧС становятся человеческие жертвы, нарушения экологического равновесия, ущерб природой среде и инфраструктуре, существенные материальные потери [2].
Идея преподавания основ безопасности жизнедеятельности в 1991 году послужила началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний Безопасность жизнедеятельности. Сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизнедеятельности каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего педагога, обладающего качествами личности безопасного типа поведения.
Современная система вузовского образования претерпевает серьезные концептуальные преобразования, что приводит, в частности, к существенному изменению характера преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Сокращается количество аудиторных занятий, увеличивается удельный вес самостоятельной работы, которой в трудоемкости учебной дисциплины отводится существенное место. По мнению, Е. П. Суворовой, «изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит не столько в трансляции знаний, как это было прежде, сколько в организации и руководстве самостоятельной работы обучаемого, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и результата».
Новый стандарт образования — дает достаточно большую свободу, но для администрации вузов, факультетов и каждого конкретного преподавателя данная свобода, в первую очередь — ответственность. Если раньше, дидактические единицы четко определяли тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», то сегодня содержание определяется компетентностями и конкретным результатом. Поэтому важно спроектировать содержание курса таким образом, чтоб студент смог охватить максимальный спектр знаний о современных опасностях и угрозах, а вместе с этим и постичь способы противодействия им.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование определяет требования к уровню подготовки выпускников педагогического вуза и задачи, которые должен уметь решать будущий учитель. Также в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать следующие задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества (ОК-3);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].
Факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена активно совершенствует практику преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина включена в список обязательных для изучения на всех факультетах университета, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Педагогическое образование и входит в базовый компонент. Главные направления совершенствования преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» соответствуют Программе стратегического развития Герценовского университета на 2011–2015 гг.:
1. Разработка дополнительных образовательных программ по БЖД, благодаря которым, студент имеет возможность более глубоко изучить то или иное природное, техногенное, социальное опасное явление, а вместе с этим познакомиться с традиционными, новыми и передовыми способами защиты человека от существующих опасностей и угроз.
2. Развитие дистанционной поддержки образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, широкое использование активных и интерактивных форм, удаленных заданий, в том числе для самостоятельной работы. В настоящее время, при поддержке Ресурсно-информационного отдела РГПУ им. А. И. Герцена, на факультете разработано три дистанционных курса. Настоящие курсы размещены на базе платформы Moodle (Moodle.herzen.spb.ru), «студенты-герценовцы» при желании могут свободно освоить каждый из них на абсолютно бесплатной основе.
3. Дополнительная учебно-методическая и научно-исследовательская подготовка преподавателей. Общеизвестно, что «безопасность» является одной из важнейших категорий современной жизнедеятельности [3]. Следовательно, преподаватель педагогического вуза должен выполнить двойную задачу: формировать у студента «личность безопасного типа поведения» и одновременно, научить его (студента) формировать «личность безопасного типа поведения» у своих будущих учащихся. При этом, совершенно не важно учителем какого предмета в будущем будет студент, т. к. «безопасный тип поведения» — это формат жизни, который должен стать нормой.
4. Привлечение специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня нельзя говорить о безопасности категориями прошлого века — чрезвычайные ситуации требуют от человека действий — слаженных, конкретных и правильных. Привлечение к образовательному процессу практических работников образования и сфер безопасности жизнедеятельности (МЧС, МВД, НАК и др.) неуклонно приводит к повышению интереса и, как следствие, качества получаемых знаний и сопутствующих им умений.
5. Разработка и создание учебной литературы нового поколения — литературы соответствующей современной законодательной базе РФ и международных сообществ, направленной как на теоретическое, так и практическое освоение курса, в том числе электронных учебников.
6. Разработка новых подходов к самостоятельной работе студентов (в том числе в дистанционном формате). Сегодня можно констатировать, что трудности студентов связаны со слабой подготовкой к выполнению самостоятельных работ, низкой мотивацией, недостатком навыка работы с литературой, отсутствием интереса к выполняемой работе, нечеткими критериями оценки качества самостоятельной работы. Часто виды самостоятельной работы становятся однообразными и не обеспечивают в полной мере овладение умением решать профессиональные задачи, особенно «научить» действиям при ЧС различного характера.
7. Непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области безопасности жизнедеятельности. Количество угроз и опасностей в современном мире неуклонно растет и, чем стремительнее будет развиваться наука и общество, тем больше потенциальных опасностей и угроз будет возникать.
В заключении, необходимо отметить, что качество высшего профессионального образования напрямую зависит от качества профессорско-преподавательского состава. Сегодня, важно искать новые способы непрерывного повышения квалификации преподавателя на разных уровнях, развивать систему дистанционной поддержки читаемых курсов.
Литература:
1. Подготовка бакалавров образования в области антитеррористической деятельности — Станкевич П. В., Ребко Э. М. / Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Северо-западного федерального округа. Российской Федерации: труды научно-практического семинара. — СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. — 76 с.
2. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 162. C. 156–162.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ № 537 от 02.05.2009г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.