В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на основе его гуманизации и демократизации.
Ключевые слова: реформирование системы образования; ценность человека; уважение к личности; всестороннее развитие личности, гуманизм, демократизация, права и свободы человека, гуманистический подход.
Сегодня в нашей республике придается огромное значение непрерывному обогащению содержания процесса общего среднего образования, что, в свою очередь, требует от педагогов высокого профессионализма.
В годы независимости в результате в результате реформ, осуществляемых в сфере образования, стало возможным формирование всесторонне развитой личности, обладающей прочными знаниями, самостоятельной и свободно мыслящей. Говоря о реформировании системы образования, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов утверждал, что реформа образования необходима для демократических изменений, создания нового общества и как внутренняя движущая сила и что, не изменив систему образования, невозможно изменить сознание человека, а значит и его образ жизни [1].
Прежде чем охарактеризовать принципы гуманизма, необходимо раскрыть само понятие. В словаре «Независимость: толковый научно-популярный словарь» мы находим этимологию и толкование понятия: «инсон» (араб.) — человек, парвар (фарси) — забота, внимательное отношение; лик (узб.) — аффикс, придающий слову оттенок обобщенности; соединенные вместе части образуют слово «инсонпарварлик», значение которого рассматривается, как: забота о человеке, ценность человека, свобода, проявление всесторонних способностей, счастье, обеспечение равноправия, справедливое отношение к человеку, создание условий для гармонизации личности [2].
Известно, что идеи гуманизма имеют давнюю историю. В произведениях устного народного творчества стран Востока они выражались в мечте о человеческом счастье, достижении свободы и справедливости. В трудах выдающихся мыслителей Абу Наср Фараби, Абу Райхон Беруни, Абу Али ибн Сино, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захриддина Мухаммада Бобура были выдвинуты идеи самостоятельности, свободы человека, его ценностей, всестороннего развития личности и гуманизма. Наряду с этим, в произведениях известных деятелей науки и искусства первостепенное значение придавалось проявлению дружбы, заботы о человеческих судьбах, благополучии народа и страны, вопросам воспитания молодого поколения.
Гуманистическая направленность присуща также исламской духовности и назиданиям. Например, помощь бедным, нуждающимся людям, странникам, проявление щедрости по отношению к ним, различные подаяния считаются мерилом благородного человека.
Идеи гуманизма освещены в популярной форме в некоторых литературных источниках Европы в 15–16 веках. А на Востоке этим вопросам уделялось большое внимание уже в 9–10 в.в. Пожалуй, появление гуманистических идей можно связать с возникновением исламской релегии. Так, уже в Каране и Хадисах значительное место отводилось взглядам о человеке и его правах.
Понятие «гуманизм» очень объёмное, широкое. Вопросы гуманизма во все времена считались наиболее значимыми. На Востоке гуманизм трактовался как убежденность, справедливость, дружелюбие, взаимоуважение, преданность народу, миролюбие, любовь к родине, толерантность, терпимость, трудолюбие, верность.
С достижением независимости проблеме гуманизма стало уделяться особое внимание. В Конституции Узбекистана (статья 18) записано: «Все граждане Республики Узбекистан имеют равные права и свободы, независимо от пола, национальности, языка, вероисповедания, общественного положения, личного статуса — все ответственны и равны перед законом» [3]. 41-я статья Конституции утверждает всеобще право на получение образования, при этом отмечено, что получение бесплатного общего образования гарантируется государством. Следовательно, в нашей стране установлено право на бесплатное образование.
Вышесказанное является подтверждением того, что дело воспитания и образования молодого поколения возведено в ранг государственной политики. Вместе с тем, гуманизацию процесса образования следует рассматривать в неразрывной связи с гуманизацией существующей системы.
Гуманизация процесса образования является важной педагогической ценностью. К сожалению, в эпоху тоталитаризма власть учителя была безграничной, его функции ограничивались лишь передачей готовых знаний, а ученик был просто послушным исполнителем. Именно поэтому одним из основных принципов современного образования является гуманистический и демократический характер обучения и воспитания.
Актуальность проблемы гуманизации образовательного процесса в современных условиях обусловила необходимость исследования теоретических и практических аспектов внедрения принципов гуманизма в систему образования:
Организуя образовательный процесс на принципах его гуманистической направленности, важно изучить и проанализировать идеи и взгляды наших великих предков, использовать педагогическое наследие, выдвинутые в свое время теории и положения о гуманизме, а также — современный педагогический опыт.
В учебно-познавательном процессе в системе общего среднего образования, в частности- в содержании учебных материалов по историческим дисциплинам следует опираться на гуманистический подход как основной дидактический принцип.
За годы независимости коренным образом изменилось содержание системы образования в республике. Созданы новые учебные программы, учебники и учебные пособия на основе национальных и духовных ценностей нашего народа, разработаны Государственные образовательные стандарты, где особое внимание уделено современным формам учебно-воспитательных работ с учетом новых требований к учащимся.
Одним из первых шагов на пути к независимости страны стало возрождение духовности и повышение ее значимости, совершенствование системы образования и воспитания, усиление его национальной направленности, приведение в соответствие с современными требованиями и выведение на мировой уровень.
В процессе своего исследования мы глубоко изучили и проанализировали учебные материалы по истории для 5 класса (на основе учебника). Кроме того, нами были проанализированы в исследуемом направлении образовательные стандарт по предмету, учебные планы, учебные программы, рабочие программы учителей педагогический опыт с целью выявления гуманистической направленности обучения.
В реформируемом образовании основной акцент сделан на формировании гармонично развитой личности, воспитании молодого поколения, овладевающего современными знаниями, свободно мыслящего, обладающего сознательной дисциплиной.
Анализируя состояние образования в республике в преддверии его коренного реформирования, руководитель нашего государство подчеркивая, что многие методы, которыми пользовались в прошлом, не отвечают требованиям сегодняшнего дня и что на основе идеологии прошлого невозможно добиться каких-либо положительных сдвигом. В этом контексте были определены первоочередные задачи, стоящие перед системой образования, в числе которых обеспечение непрерывности и преемственности всех ступеней образования, развитие системы образования на принципах гуманизации и демократизации.
Совершенно очевидно, что в реализации намеченных задач особое место занимает организация и проектирование учебно-воспитательного процесса, основанного на гуманистических принципах и одним из важных направлений решения названной проблемы является создание условий и механизмов обеспечения образовательного процесса.
Опорный учебный план для общеобразовательных школ как один из компонентов Государственного образовательного стандарта является важным нормативным документом, на основе которого осуществляется финансирование системы образования и конкретной школы. В опорном учебном плане выделено количество учебных часов на изучение каждого учебного предмета, достаточное для доведения до учащихся содержания в рамках определенного курса. Содержание обучения каждой учебной дисциплине в каждом классе устанавливается государственным стандартом.
В отношении содержания обучения истории следует отметить, что в усовершенствованном государственном стандарте и учебниках, которые в течение ряда лет проходили экспериментальную проверку, линия на гуманизацию образования просматривается более отчетливо. К сожалению, в отдельных случаях обнаруживается недостаточное внимание к изучаемому нами вопросу. Мы планируем изложить свою позиция в этом аспекте в последующих работах.
Литература:
1. Баркамол авлод орзуси. Тошкент: Шарк, 1999. — с. 84.
2. Мустакиллик: изохли илмий-оммабоп лугат. Иккинчи нашри. Тошкент: Шарк, 2000. — с. 69.
3. Узбекистон Республикасининг Конституцияси. Тошкент: Адолат, 1992 г