В статье раскрываются проблемы обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение экологической информации.Проанализировав вопросы законодательного регулирования данного права, автором предложены пути решения для эффективной реализации права граждан на получение достоверной экологической информации.
Ключевые слова: конституционное право, экологическая информация.
Экологические проблемы, такие как загрязнение атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод в результате хозяйственной деятельности человека, приобретают все большее значение во всем мире. В России в условиях реформирования экономики и роста промышленного производства, практически не сопровождающегося обновлением производственной техники предприятий и разработкой эффективных малоотходных технологий, вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. С неизменной стабильностью устанавливаются факты экологических правонарушений, противоречащих конституционному праву граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим в правовой науке особенно актуальными становятся вопросы регулирования экологических прав человека. Важным средством обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду является его взаимосвязь с правом на получение соответствующей экологической информации.
Право на информацию является одним из основополагающих прав личности. Оно вытекает из естественных прав каждого человека на жизнь и свободу. Это право закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [1, 135].
Данное право находит подтверждение в Конституции Российской Федерации, п.4 ст.15 закрепляет приоритет международного права. [1, 7].. Таким образом, используя эту статью, граждане Российской Федерации, могут применять нормы международного права, в том числе и Всеобщую декларацию прав человека. Конституция Российской Федерации содержит множество норм, регламентирующих право граждан на получение информации, а также механизмы реализации этого права. Так, часть 2 ст.24 Конституции РФ предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Статья 29 Конституции гласит, что право на доступ к информации является неотчуждаемым правом человека и гражданина. Статьей 41 определена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. И, наконец, статья 42 провозгласив право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепила право гражданина на достоверную информацию о ее состоянии.
Российское законодательство содержит достаточно большое количество законодательных актов, обязывающих органы государственной власти и местного самоуправления соблюдать конституционное право граждан на получение информации, в том числе и экологической.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [3] определил основные направления государственной политики в сфере информатизации. В статье 8 Закона наложено вето на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Помимо этого, Законом предусмотрено обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации. В случае неправомерного отказа в доступе к информации или предоставления заведомо недостоверной информации, предусмотрено право на возмещение понесенного ущерба. Следует согласиться с выводами Кутузова В. И., что доступ к информации является формой и гарантией контроля общества за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и контроля состояния окружающей среды [4,51].
Статья 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] возлагает ответственность на органы государственной власти и органы местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Законом, также закреплено право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Реализация данного права может быть осуществлена гражданами (юридическими лицами) посредством направления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также иные организации запроса о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, и принимаемых мерах по ее охране.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [6] является одним из немногих, в котором непосредственно указывается, что предусматриваемый в нем механизм правового регулирования представляет собой средство реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду [7].Статья 6 указанного Закона обязывает органы государственной власти субъектов РФ информировать население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. Статья 9 предусматривает информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной деятельности на территории соответствующего муниципального образования; информирование органов прокуратуры о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статьей 19 Закона предусмотрена обязанность экспертной комиссии государственной экологической экспертизы принимать решения о реализации объекта с учетом общественного мнения. Однако, как правило, на практике, население не располагает информацией о предстоящей государственной экологической экспертизе того или иного объекта.
Помимо Конституции РФ и рассмотренных выше Федеральных законов правовое регулирование оборота экологической информации осуществляется многочисленными законодательными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Федеральным законом от 09.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 21 октября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и т. д.
Экологическая информация — явление многостороннее и неоднозначное, проблемы правового регулирования информационных отношений являются предметом повышенного интереса. В юридической науке предпринято множество попыток сформулировать понятие экологической информации, однако, до настоящего времени, законодательно данный термин не закреплен. Это порождает определенные трудности в правоприменительной практике.
В содержании права на доступ к информации выделяют следующие элементы: объект права, субъект права, правовые возможности субъекта права. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, соблюдение конституционного права на доступ к экологической информации. Предметом является экологическая информация. Поскольку данное право носит не индивидуальный, а социальный характер субъекты данного права определены законодателем довольно широко (физические и юридические лица, общественные объединения и неправительственные природоохранные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, правоохранительные органы и т. д.)
Необходимо отметить, что сокрытие или искажение экологической информации влечет наступление административной ответственности по основаниям, установленным ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ [8]. Кроме того, статьей 237 (глава 25) Уголовного кодекса [9] предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Вместе с тем, как справедливо отмечает О. С. Карху, согласно формальному критерию ст. 237 УК РФ не входит в состав главы 26 «Экологические преступления», но поскольку в результате совершения предусмотренного в ней деяния вред причиняется жизни или здоровью людей либо окружающей среде, преступление носит экологический характер. Эта позиция не оспаривается ни уголовно-правовой, ни эколого-правовой доктринами [10, 17].
Проанализировав действующее законодательство можно сделать следующий вывод: в Российском законодательстве достаточно подробно регламентируются процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации. Однако вследствие высокого уровня эколого-правового нигилизма населения граждане имеют лишь общее представление об экологических проблемах [4, 115]. Несмотря на то, что закон обязывает органы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы принимать решения о реализации объекта с учетом общественного мнения, не всегда данное мнение берется в расчет и должностные лица не обязаны обосновывать свой отказ. Все это приводит к тому, что реализация права на получение экологической информации представляет собой очень серьёзную проблему, что в свою очередь, не позволяет реализовать и другие конституционные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Все вышеперечисленное подтверждается относительно небольшой судебной практикой, отсутствием чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией.
Думается, что для эффективной реализации данного права необходимо введение легитимного понятия экологической информации, принятия специализированного законодательства, что позволит относить информацию именно к категории экологической и, в свою очередь, позволит субъектам экологических правоотношений отстаивать свои конституционные права в судах; законодательно закрепить процедурные гарантии своевременности уведомления общественности о намечаемых экологически значимых решениях; вменить в обязанность государству воспитание экологического сознания граждан, с целью умения отстаивать свои экологические права и профилактики противоправного поведения; предусмотреть систему поощрений граждан и юридических лиц за достоверную информацию об экологических преступлениях, предусмотренных главой 26 УК.
Литература:
1. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, от 14 июня 1992 г.) // Международное право. Сб. документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.
3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ: 1995. — № 8.Ст. 609; 2003. — № 2. — Ст. 167.
4. В. И. Кутузов, А. А. Попов — Доступ к экологической информации: правовые аспекты Брянск: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004.
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ от 02.07.2013г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.; 2013г. № 14 Ст.1648.
6. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. Федерального закона от 17.02.09 № 314-ФЗ) // Собрание законодательства РФ: 1995. — № 48. — Ст. 4556; 2009. — № 15. — Ст. 1780.
7. «Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (постатейный) (под ред. М. М. Бринчука) (дата обращения: 29.11.2013); доступ из справ.-правовой системы [КонсультантПлюс].
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. Федерального закона № 294 от 02.11.2013г.) // Собрание законодательства РФ:2002г. № 1 Ст.1; 2013г. № 14 Ст.1666.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в редакции от Федерального закона № 302 от 02.11.2013г.)// Собрание законодательства РФ: 1996 № 25 Ст.2954; 2013г. № 30 С.4078
10. О. С. Карху — Юридическая ответственность за нарушение законодательства об экологической информации// Автореф. дис. канд. юрид. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp.