Особенности сбалансированного взаимодействия специальных физических качеств и их «утилизация» в упражнениях гимнастического многоборья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 14.02.2014

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Умаров, М. Н. Особенности сбалансированного взаимодействия специальных физических качеств и их «утилизация» в упражнениях гимнастического многоборья / М. Н. Умаров, Г. М. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1066-1068. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9277/ (дата обращения: 16.11.2024).

В представленной статье рассматриваются вопросы организации и проведения контрольных испытаний по двигательной подготовке и их реализация в спортивно-техническом мастерстве юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования.

Проблема исследования. Согласно мнения Ю. К. Гавердовского и соавт. [2], В. Н. Платнова, М. М. Булатовой [3], Е. Ю. Розина [5], М. Н. Умарова [6] обеспечение специально-двигательной деятельности (СДП) юных спортсменов, при выполнении упражнений на снарядах во многом определяется сбалансированным взаимодействием базовых физических качеств и, в первую очередь: подвижностью в суставах, проявление силовых и координационных способностей, решительностью и смелостью.

Сопоставительный анализ данных специальной литературы [1,2,4,5,6,7] и материала педагогических наблюдений позволил установить, что между величиной интегрального показателя специально — физической (CФП) и технической (ТП) подготовленностью гимнастов, формированием устойчивого двигательного навыка и успешностью поэтапного овладения программой высших разрядов отмечается в целом тесная взаимосвязь (r=0,879).

Выявленное очерчивает проблемное поле, связанное с изучением вопроса повышения уровня СФП и её «утилизация» в спортивно-техническом мастерстве гимнасток 12–13 лет.

Организация исследования. Гимнастки 12–13 лет, привлеченные к участию в исследованиях, были условно поделены на две подгруппы. Учащиеся СДЮСШОР № 14 (8 — гимнастки 1-го разряда и 7 — КМС) составили экспериментальную (ЭГ), а СДЮСШОР № 4 (8 — гимнастки 1-го разряда и 7 — КМС) контрольную группу (КГ).

Последовательно, эффективность «утилизации» результатов экспериментального варианта развития специально-физических способностей юных гимнасток в качестве и надежности соревновательных комбинаций определялась по трем критериям:

-          динамики прироста показателей СФП;

-          количеству и качеству выполненных соревновательных комбинаций на видах многоборья;

-          результативности соревновательной деятельности.

Материалы предварительных исследований позволили в скорректированном виде классифицировать функциональную нагрузку по СФП для гимнасток исследуемого возраста, и условно подразделить ее на четыре группы:

1.                  Максимальная нагрузка (100 %) определяется по наилучшему результату, показанному при выполнении упражнений без пауз, «до отказа»;

2.                  Субмаксимальная нагрузка составляет 3/4 от максимального результата;

3.                  Умеренная, средняя нагрузка равна 1/2 от максимального показателя;

4.                  Малая, низкая нагрузка определяется как 1/4 от максимума.

Максимальные нагрузки (с заданиями на работу «до отказа») использовались нами в контрольных испытаниях и соревнованиях по СФП, в круговых тренировках ударного типа. Субмаксимальные и умеренные — в занятиях учебно-тренировочных групп (11–12 лет) и группах спортивного совершенствования (12–13 лет). СФП с малыми и умеренными нагрузками были рекомендованы к использованию в виде разминки, как средство физической реабилитации и восстановления гимнасток после длительной высокоинтенсивных нагрузок и ответственных соревнований.

Результаты исследования. Материалы анализа результатов предварительного тестирования по СФП (апрель — 2011) гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группы показали, что достоверных различий между результатами исследуемых групп не обнаружено (рис. 1, 2)

Рис. 1. Результаты контрольных испытаний по специально-физической подготовленности юных гимнасток экспериментальной группы.

Рис. 2. Результаты контрольных испытаний по специально-физической подготовленности юных гимнасток контрольной группы.

Согласно данным рисунков 1,2 и табл. 1 прирост всех, без исключения показателей СФП гимнасток экспериментальной группы более значим (на 23,2 %), и к завершающему этапу подготовки (IV-2012) достоверно превзошел данные контрольной группы (на 13,0 %).

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний по специально-физической подготовленности гимнасток исследуемых групп до и после завершенияэксперимента((балл, Х±δ)

Показатели

ЭГ

КГ

t

Р

до

после

до

после

1.

Координационные способности

7,10±0,35

9,40±0,21

7,0±0,45

8,55±0,77

2,1

<0,05

2.

Хореографическая подготовка

7,27±0,40

9,55±0,22

7,40±0,41

8,75±0,53

2,1

<0,05

3.

Скоростно-силовые качества

7,35±0,50

9,15±0,34

7,40±0,59

8,15±0,81

2,4

<0,05

4.

Гибкость, подвижность в суставах

8,90±0,55

9,60±0,11

8,75±0,45

9,35±0,24

1,1

>0,05

5.

Статическая сила

7,01±0,40

8,55±0,31

7,0±0,43

7,60±0,91

2,2

<0,05

6.

Динамическая сила

6,63±0,20

9,15±0,24

6,70±0,35

7,90±0,87

2,8

<0,01

7.

Специальная выносливость

6,79±0,40

9,05±0,27

6,79±0,30

8,0±0,78

2,75

<0,01

8.

Средняя за СФП

7,29±0,40

9,20±0,24

7,30±0,43

8,33±0,70

2,0

<0,05

В то же время, отмечено «отставание», от общей динамики поступательного развития СФП, показателей статической силы гимнасток. Видимо, это обусловлено недостатком времени работы над совершенствованием данного качества.

В целях определения практической значимости разработаной программы по СФП и её «утилизации» в спортивно-техническом мастерстве юных гимнасток в конце педагогического эксперимента были проведены контрольные соревнованиях по гимнастическому многоборью (табл.2).

Согласно данным таблицы 2 повышение уровня технической подготовленности гимнасток ЭГ в первую очередь обусловлено рациональным распределением высокоинтенсивной, специализированной нагрузкой, средствами СФП и графиком проведения контрольных прикидок по СФП и соревнований по многоборью в микро, и мезоциклах, позволяющих эффективно контролировать и на их основе корректировать учебно-тренировочный процесс подготовки юных гимнасток.

Таблица 2

Результаты соревнований по гимнастическому многоборью гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группы до и после завершения эксперимента (балл, Х±δ)

Виды многоборья

ЭГ

КГ

t

Р

до

после

до

после

1.

Прыжок

11,20±0,47

13,05±0,35

10,65±0,55

12,25±1,27

2,1

<0,05

2.

Брусья р/в

11,08±0,50

12,85±0,47

11,15±0,45

12,0±1,15

2,0

<0,05

3.

Бревно

11,23±0,70

13,35±0,55

11,05±0,75

12,05±1,17

2,7

<0,05

4.

Вольные упражнения

10,97±0,60

13,53±0,39

11,0±0,80

12,50±0,94

2,2

<0,05

6.

Средняя за СТП

11,20±0,60

13,19±0,41

10,96±0,63

12,20±1,01

2,2

<0,05

5.

Сумма за многоборье

44,48±2,27

52,78±1,76

43,85±2,55

48,8±4,53

2,2

<0,05

При этом необходимо отметить, что целенаправленная работа над повышением «школы» движений (координационная, на 24,5 % и хореографическая подготовка, на 22,7 %), рациональное распределение по времени и месту средств СФП в разделах учебно-тренировочного занятия, в день и недельных микроциклах, а также реализация разработанного комплекса упражнений СФП направленных на развитие силовых способностей (на 23 %) и специальной выносливости (на 25 %) позволили гимнасткам экспериментальной группы не только существенно повысить уровень специально-физической подготовленности, но и выполнить квалификационные требования кандидатов в мастера (7 — КМС) и мастеров спорта (5 — МС).

В процессе сопоставительного анализа итоговых результатов выявлено, что разработанные комплексы подводяще-развивающих упражнений по физической подготовке, рекомендованные для гимнасток экспериментальной группы, не утрачивают своего значения и на последующих этапах многолетней подготовки. Изменяются лишь форма, методы их использования и дозировка с учетом индивидуального подхода в подготовке каждой спортсменки.

Согласно рассмотренным выше данным контрольных испытаний по СФП прирост всех, без исключения показателей физической подготовленности гимнасток ЭГ более значимы (при Р≤0,01), и к завершающему этапу подготовки достоверно превзошли данные КГ (при Р≤0,05).

Экспериментально установлено, что:

-          целенаправленная работа над повышением «школы» движений (координационная, на 24,5 % и хореографическая подготовка, на 22,7 %);

-          рациональное распределение упражнений СФП и их оптимальное соотношение по объему и интенсивности в разделах учебно-тренировочных занятий в день и недельных микроциклах;

-          развитие силовых способностей (на 23 %) и специальной выносливости (на 25 %) позволили гимнасткам ЭГ не только существенно повысить уровень физической подготовленности, выполнить квалификационные требования КМС и МС, но и приступить к освоению упражнений высшей группы трудности предложенных техническим комитетом FIG на предстоящее четырехлетие (2011–2012).

Литература:

1.         Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: Физкультура и спорт, 2004. — 326 с.

2.         Гавердовский Ю. К.,в соавт. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. — М.: Советский спорт, 2005. — 420 с.

3.       Платонов В. Н., Булатова М. М. Физическая подготовка спортсмена. — К.: Олимпийская литература, 1995. -. 320 с.

4.         Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.

5.         Розин Е. Ю. Физическая подготовка гимнасток: Учебное пособие. РГАФК, 2002.-137 с.

6.         Умаров М. Н., Хасанова Г. М. Технология оценки специальной физической подготовленности юных гимнасток // «Фан спортга».-Ташкент, 2010. -№ 3. — С. 21–24.

7.         Хасанова Г. М. «Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования» Дисс. … канд. пед. Наук. — Ташкент: УзГИФК, 2011. — 137с.

Основные термины (генерируются автоматически): гимнастка, экспериментальная группа, контрольная группа, специальная выносливость, специально-физическая подготовленность, хореографическая подготовка, рациональное распределение, спортивно-техническое мастерство, спортивное совершенствование, целенаправленная работа.


Похожие статьи

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Конспект образовательной деятельности по плаванию «Морские звёздочки» в подготовительной группе (с элементами аквааэробики и синхронного плавания)

Данная методическая разработка образовательной деятельности по плаванию способствует укреплению здоровья, развитию основных физических качеств, проявления двигательных умений и навыков в нестандартных условиях, формирует понимание соблюдения правил п...

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности гимнасток экспериментальной и контрольной группы

В процессе исследований экспериментально подтверждена оптимальная структура и рациональное распределение средств тренировки в микро,- и предсоревновательном мезоцикле. Показана эффективность разработанной программы и её влияние на результат выступлен...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры

В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть...

Разработка методических материалов по физике для курсантов на период адаптации в ведомственном вузе

В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в ведомственном вузе и способствующий повышению эффективности преподавания физики как базовой дисциплины.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Психодидактична готовність майбутніх учителів початкової школи до використання дидактичних ситуацій

В статье рассмотрены вопросы использования дидактических ситуаций в подготовке будущих учителей начальной школы. Охарактеризованні основные психолого-дидактические проблемы использования дидактических ситуаций. Определено, что важным условием использ...

Похожие статьи

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Конспект образовательной деятельности по плаванию «Морские звёздочки» в подготовительной группе (с элементами аквааэробики и синхронного плавания)

Данная методическая разработка образовательной деятельности по плаванию способствует укреплению здоровья, развитию основных физических качеств, проявления двигательных умений и навыков в нестандартных условиях, формирует понимание соблюдения правил п...

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности гимнасток экспериментальной и контрольной группы

В процессе исследований экспериментально подтверждена оптимальная структура и рациональное распределение средств тренировки в микро,- и предсоревновательном мезоцикле. Показана эффективность разработанной программы и её влияние на результат выступлен...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры

В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть...

Разработка методических материалов по физике для курсантов на период адаптации в ведомственном вузе

В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в ведомственном вузе и способствующий повышению эффективности преподавания физики как базовой дисциплины.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Психодидактична готовність майбутніх учителів початкової школи до використання дидактичних ситуацій

В статье рассмотрены вопросы использования дидактических ситуаций в подготовке будущих учителей начальной школы. Охарактеризованні основные психолого-дидактические проблемы использования дидактических ситуаций. Определено, что важным условием использ...

Задать вопрос