Влияние условий обработки шинных резиновых смесей на молекулярную массу каучуковых составляющих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Фролов, В. А. Влияние условий обработки шинных резиновых смесей на молекулярную массу каучуковых составляющих / В. А. Фролов, С. А. Меркулов, Е. Н. Рыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 360-361. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9279/ (дата обращения: 16.11.2024).

Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн. т. при ежегодном приросте не менее 7 млн. т. Из этого количества в мире только 23 процента покрышек находят применение (экспорт в другие страны, сжигание с целью получения энергии, механическое размельчение для покрытия дорог и др.). Остальные 77 процентов использованных автопокрышек никак не утилизируется, ввиду отсутствия рентабельного способа утилизации [1].

Одним из самых перспективных и экономически выгодных направлений утилизации резиносодержащих отходов, в частности изношенных шин, является использование полученного в ходе их переработки вторичного сырья (регенерата) в дорожном строительстве [2–7]. При этом существенно снижается себестоимость и улучшаются физико-механические характеристики: повышенная стойкость к образованию трещин и упругость увеличивается на 20–30 %, растет уровень шумопоглощения, коэффициент морозоустойчивости, что сказывается положительно на материале, срок службы которого увеличивается в 2–3 раза. [8]

Регенерация резины — физико-химический процесс. Существуют различные способы получения регенерата, отличающихся характером и интенсивностью воздействия на резину, а также природой и количеством участвующих в регенерации резины веществ. При регенерации резины происходят следующие процессы: деструкция углеводородных цепей; структурирование вновь образовавшихся молекулярных цепей; уменьшение содержания свободной серы, использованной для вулканизации резины; деструкция серных, полисульфидных связей, модификация молекулярных цепей каучука; изменение углеродных цепей. Это свидетельствует о сложности физико-химических процессов, лежащих в основе регенерации [7].

С целью выявления влияния молекулярной массы каучуковых составляющих материала, полученного при регенерации, на физико-механические характеристики дорожного вяжущего было проведено исследование влияния условий предварительной обработки на микросмесителе типа Брабендер модельных резиновых смесей используемых для изготовления боковой и протекторной частей автопокрышек на молекулярную массу каучуковых составляющих. В процессе обработки резиновой смеси изменялась скорость вращения рабочих органов (четырехлопастные роторы) от 9 об/мин. до 60 об/мин. и время обработки от 1 минуты до 15 минут. Рабочая камера предварительно нагревалась до 55°C.

Для оценки молекулярной массы каучуковой составляющей использовался метод капиллярной вискозиметрии [9]. Оценка молекулярной массы проводилась на растворах резиновой смеси в хлороформе, полученных в ходе экстракции. [10] Экспериментальные данные представлены на таблице 1.

Таблица 1

Изменение молекулярной массы модельных шинных резиновых смесей при различных режимах предварительной обработки на смесителе Брабендер

Время обработки (мин)

N об/мин

М

1 измерение

М

2 измерение

М

3 измерение

Среднее значение

1

9

3,19*105

3,201*105

3,152*105

3,181*105

3

9

2,147*105

2,122*105

2,159*105

2,143*105

5

9

2,055*105

2,131*105

2,012*105

2,066*105

7

9

3,111*105

3,145*105

3,091*105

3,116*105

10

9

3,87*105

2,702*105

3,566*105

3,718*105

15

9

2,264*105

2,312*105

2,294*105

2,291*105

1

20

3,033*105

3,898*105

3,902*105

3,911*105

3

20

3,484*105

3,423*105

3,43*105

3,457*105

5

20

4,62*105

2,529*105

3,593*105

3,581*105

7

20

3,216**105

3,352*105

3,299*105

3,345*105

10

20

3,296*105

3,375*105

3,191*105

3,287*105

15

20

2,124*105

2.171*105

2.144*105

2.146*105

1

30

4,068*105

3,942*105

3,988*105

3,999*105

3

30

2,727*105

2,701*105

2,717*105

2,715*105

5

30

2,603*105

2,684*105

2,713*105

2,666*105

7

30

3,111*105

3,137*105

3,122*105

3,123*105

10

30

2,055*105

2,042*105

2,012*105

2,036*105

15

30

1,875*105

1,945*105

1,892*105

1,904*105

1

60

3,898*105

3,982*105

3,924*105

3,934*105

3

60

3,538*105

3,558*105

3,544*105

3,546*105

5

60

2,777*105

2,698*105

2,732*105

2,735*105

7

60

2,93*105

3,12*105

2,81*105

2,953*105

10

60

2,078*105

2,125*105

2,001*105

2,068*105

15

60

2,904*105

2,915*105-

-

2,904*105

Анализ экспериментальных данных показывает, что в процессе обработки резиновых смесей могут происходить процессы как структурирования, приводящие к увеличению молекулярной массы каучуковых составляющих, так и механодеструкции, снижающие их молекулярную массу. Поэтому для получения модельной смеси с заданной молекулярной массой необходимо выбирать определенные условия ее обработки.

В настоящее время проводятся исследования по определению оптимальной величины молекулярной массы каучуковых составляющих модельных смесей и регенерата на физико-механические характеристики дорожных вяжущих, модифицированных данными эластомерами.

Литература:

1.         ООО «Стимул-Экология» rvf.ruupload/files/2010/exposition/stimek…rus.pdf

2.         Беляев, П. С. Решение проблемы утилизации полимерных отходов путем их использования в процессе модификации дорожного вяжущего/П. С. Беляев, О. Г. Маликов, С. А. Меркулов, Д. Л. Полушкин, В. А. Фролов// Строительные материалы. 2013.- № 10, С. 38–41.

3.         Belyaev,V. P. Improving Energy Efficiency of Bitumen Modification with Reclaimed Crumb Rubber/ V. P. Belyaev, O. G. Malikov, S. A. Merkulov, P. S. Belyaev, D. L. Polushkin, V. A. Frolov// Components of Scientific and Technological Progress.- 2013, № 1 (16) — с. 75–77.

4.         Беляев, П. С. К вопросу о комплексном решении проблем экологии и качества дорожных покрытий/Беляев П. С., Маликов О. Г., Меркулов С. А., Полушкин Д. Л., Беляев В. П.//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского.- 2012. № С39. С. 184–189.

5.         Belyaev,V. P. Bitumen Modification with Recycled Polymeric Materials / V. P. Belyaev, O. G. Malikov, S. A. Merkulov, D. L. Polushkin, V. A. Frolov, P. S. Belyaev// Глобальный научный потенциал. — 2013, № 9 (30). — с. 29–33.

6.         Беляев, П. С. К вопросу получения резино-битумного концентрата для асфальтобетонных дорожных покрытий из изношенных автомобильных шин/Беляев П. С., Забавников М. В., Маликов О. Г.//Вестник Тамбовского государственного технического университета.- 2008. Т. 14. № 2. С. 346–352.

7.         Беляев, П. С. Получение резинобитумных композиционных материалов/ Беляев П. С., Забавников М. В., Маликов О. Г.- Saarbrucken (Германия): LAP LAMBERT Academic Publiighing, 2012. — 145с.

8.         Стройка.ru. Современные строительные материалы. www.stroyka.ru/.

9.         А. Я. Малкин. Диффузия и вязкость полимеров. Методы измерения, М., 1979.10.

10.     Практикум по химии и физике полимеров /Е. В. Кузнецов, С. М. Дивгун, Л. А. Бударина и др. — М: Химия, 1997,-256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): молекулярная масса, время обработки, предварительная обработка, процесс обработки, регенерация резины, смесь, составляющая.


Похожие статьи

Влияние молекулярной массы каучуковых составляющих резиновых смесей на физико-механические показатели дорожных вяжущих

Влияние технологических примесей на механические свойства обрабатываемость литых углеродистых сталей

Влияние реакционно-активных добавок на прочностные свойства пластифицированного цементного камня

Влияние химического состава легированных железоуглеродистых сплавов на триботехнические свойства антифрикционных материалов для подшипников скольжения

Влияние импульсного электромеханического упрочнения на износостойкость подвижных сопряжений

Влияние размера резиновой крошки на технологические параметры получения резино-битумного вяжущего

Влияние поверхностного напряжения на морфологическую устойчивость многослойного пленочного покрытия при поверхностной диффузии

Влияние содержания микрокремнезема на повышение прочности реакционно-порошковых бетонов

Влияние способа изготовления газобетона на его физико-механические свойства и структуру

Оценка длительности сохранения гидрофобных свойств металлоорганических гидрофобизаторов в строительных материалах при различных условиях твердения

Похожие статьи

Влияние молекулярной массы каучуковых составляющих резиновых смесей на физико-механические показатели дорожных вяжущих

Влияние технологических примесей на механические свойства обрабатываемость литых углеродистых сталей

Влияние реакционно-активных добавок на прочностные свойства пластифицированного цементного камня

Влияние химического состава легированных железоуглеродистых сплавов на триботехнические свойства антифрикционных материалов для подшипников скольжения

Влияние импульсного электромеханического упрочнения на износостойкость подвижных сопряжений

Влияние размера резиновой крошки на технологические параметры получения резино-битумного вяжущего

Влияние поверхностного напряжения на морфологическую устойчивость многослойного пленочного покрытия при поверхностной диффузии

Влияние содержания микрокремнезема на повышение прочности реакционно-порошковых бетонов

Влияние способа изготовления газобетона на его физико-механические свойства и структуру

Оценка длительности сохранения гидрофобных свойств металлоорганических гидрофобизаторов в строительных материалах при различных условиях твердения

Задать вопрос