В современном мире проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки выходит на первый план. Каждый человек в определенные периоды своей жизни испытывает трудности в связи с освоением нового вида деятельности, переходом к новой ситуации, новым условиям жизни. Критерием успешности адаптации к новым условиям выступает прежде всего степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья человека.
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса — чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Профессиональное развитие в условиях профессионального обучения ведется по трем направлениям:
1. Содержательном — показывает особенности и специфику дисциплин, изучаемых студентами;
2. Динамическом — это направление профессионального развития личности, связанное с приобретением знаний, умений в процессе изучения дисциплины.
Например, дисциплина «Статистика», в которой выделяется, что студент должен знать
- основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- статистические показатели и технику их расчета.
Уметь:
- осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;
- выполнять необходимые расчеты и формулировать основные выводы;
- использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Изучение данного материала должно способствовать формированию у студентов профессионального экономического мышления.
3. Институциональном — это процесс профессионализации, т. е. применение знаний по специальным дисциплинам в будущей профессии студентов.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности [1, с.142]. В период адаптации студентов в учебном заведении необходимо использовать следующие методы мотивации:
а) среди эмоциональных методов мотивации следует выделить: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
б) к познавательным методам мотивации в период адаптации следует отнести: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, развивающая кооперация, «мозговая атака», «структурированные раунды» [2, с.307];
в) волевые методы мотивации: информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Существенное влияние на адаптацию студентов оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Преподавателям необходимо уделять внимание подведению итогов так, чтобы студенты испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем, что облегчает протекание процесса адаптации. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности в период адаптации не вызывает сомнения. Необходимо в оценке давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности студентов, подчеркивать положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлять причины недостатков, а не только их наличие.
Не делать из оценки самоцель для студентов, потому, что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно познавательной деятельности, к деформации развития личности студента и как следствие осложнения в адаптационном процессе.
Также фактором, влияющим на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, является стиль общения преподавателя и студента [5, с.296].
Различные стили формируют различные мотивы. В расчете на положительный результат процесса адаптации необходимо придерживаться демократического стиля, способствующего внутренней мотивации. При использовании данного вида общения преподаватель участвует в учебном процессе в своем собственном статусе, направляя и организуя его. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа со студентами должна протекать в содружестве с сохранением консультационных функций при выполнении практических заданий, без навязывания своего решения, т. е. организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. Здесь присутствует приоритет диалогических форм общения, организация сотрудничества учеников между собой, обращение преподавателя к ученикам по имени, свободное и открытое выражение студентами мнения без опасения критики, стремление преподавателя получать от студентов «обратную связь».
Педагогическая работа со студентами строится на основе технологий конструктивного изменения поведения, позволяющих трансформировать адаптивное поведение студентов в поведение, направленное на творческую самореализацию в учебе.
Необходимо развивать у студентов творческую самодеятельность и самостоятельность многомерного сознания и эмоциональной гибкости, способности самоопределяться и адаптироваться в учебе, жизни, профессии.
Достижение адаптации может происходить разными путями, что и определяет педагогические методы [3, c. 192].
В начальный период адаптации студентов необходимо использовать такие разновидности коллективной работы как:
1) парная, носящая односторонний (сильный студент помогает отстающему) или двусторонний характер (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка).
2) групповая работа в микроколлективах по 3–5-7 студентов в каждом. Эти группы студентов формируются на добровольной основе и являются постоянными на определенный период времени.
Неотъемлемой частью успешной преподавательской деятельности в период адаптации, да и всей педагогической деятельности, является использование активных методов обучения, которые стимулируют познавательную деятельность студента техникума. Строятся они на диалоге и полилоге, которые предполагают свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений — методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся — «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Преподавательская работа в период адаптации должна строиться на следующих принципах:
- принцип добровольности, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития студента;
- принцип доступности и посильности обучения;
- принцип природосообразности: учет возможностей и задатков студентов при осуществлении различных заданий;
- принцип дифференцированностии последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов обучения, разумное увеличение нагрузки;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности в обучении.
В процессе обучения отслеживается динамика развития студента путем промежуточного контроля. Основными формами контроля в период адаптации являются:
а) контроль преподавателя: собеседование, тестирование, выполнение контрольных и зачетных работ;
б) взаимоконтроль.
В период адаптации необходимо использовать коллективные формы учебной работы студентов в органическом единстве с индивидуальной и фронтальной формами занятий; а также метод обучения — свободного выбора; программированного обучения.
К условиям успешного освоения всего объема материала и протекания процесса адаптации можно отнести:
- учет межпредметных связей в освоении деятельности;
- применение инновационных методов познавательной деятельности;
- создание благоприятного психологического климата на занятиях, атмосферы доброжелательности и комфорта, активизирующих творческую деятельность студентов, т. е. доброжелательность, спокойствие, уравновешенность преподавателя; внимательность к студенту и его проблемам; отсутствие своего превосходства над студентами; свободное и легкое вступление студентов в диалог с преподавателем и друг с другом.
Литература:
1. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с. (Серия «Педагогическая школа. XXI век».
2. К. Фопель «Эффективный воркшоп». М.:Генезис. 2003. с. 400
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.
4. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога. М.: МПСИ «Флинта», 1998, с. 363.