Филиал в г. Кисловодске является структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» [1].
В 1999 году в филиале решением Ученого совета РГЭА были образованы две кафедры:
- информационных технологий (ИТ);
- гуманитарных и социально-экономических.
В 2003 году из кафедры ГСЭД была выделена кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита (БАА); а в 2005 году кафедра ГСЭД была переименована в кафедру правовых и гуманитарных дисциплин (ПГД).
Таким образом, по каждой из трех специальностей ВПО имеется выпускающая кафедра:
- кафедра ИТ — специальность «Прикладная информатика в экономике»;
- кафедра БАА — специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
- кафедра ПГД — специальность «Юриспруденция».
В нашем исследовании поставлена задача определить востребованность выпускников специальности «Прикладная информатика в экономике» (кафедра ИТ) в регионе Кавказских Минеральных Вод. Исследование проведем на основании данных сводной таблицы первичного трудоустройства по специальности выпускников кафедры ИТ, начиная с первого выпуска кафедры и по настоящее время (2003–2013г.г.).
В сводной таблице приведены данные по выпускникам кафедры ИТ за 2003 -2013 годы (таблица 1).
Таблица 1
Сводные данные по выпускникам кафедры ИТ за 2003–2013 г.г.
Год выпуска |
Количество выпускников |
Из них мужчин |
Из них женщин |
Трудоустроено по специальности |
Из них в области ИТ мужчин |
Из них в области ИТ женщин |
Из них в сфере экономики мужчин |
Из них в сфере экономики женщин |
Трудоустроено по специальности мужчин |
Трудоустроено по специальности женщин |
Трудоустроено по специальности в регионе КМВ |
Трудоустроено по специальности в других регионах |
2003 |
25 |
14 |
11 |
19 |
9 |
2 |
4 |
4 |
13 |
6 |
13 |
6 |
2004 |
31 |
19 |
12 |
17 |
6 |
2 |
4 |
5 |
10 |
7 |
16 |
3 |
2004(з) |
12 |
5 |
7 |
9 |
4 |
0 |
0 |
5 |
4 |
5 |
8 |
1 |
2005 |
23 |
12 |
9 |
12 |
6 |
5 |
1 |
0 |
7 |
5 |
10 |
2 |
2006 |
28 |
23 |
5 |
16 |
14 |
1 |
0 |
1 |
14 |
2 |
15 |
1 |
2006(з) |
12 |
6 |
6 |
5 |
2 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
5 |
0 |
2007 |
25 |
19 |
6 |
13 |
9 |
4 |
0 |
0 |
9 |
4 |
11 |
2 |
2007(з) |
10 |
5 |
5 |
7 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2008 |
20 |
15 |
5 |
10 |
9 |
1 |
0 |
0 |
9 |
1 |
10 |
0 |
2008(з) |
7 |
4 |
3 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
5 |
0 |
2009 |
19 |
17 |
2 |
8 |
6 |
1 |
0 |
1 |
6 |
2 |
8 |
0 |
2009(3) |
6 |
1 |
5 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
2010 |
20 |
16 |
4 |
8 |
6 |
2 |
0 |
0 |
6 |
6 |
8 |
0 |
2010(з) |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2011 |
20 |
16 |
4 |
8 |
7 |
1 |
0 |
0 |
7 |
1 |
7 |
1 |
2011(з) |
7 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
9 |
9 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2012 |
19 |
17 |
2 |
8 |
7 |
1 |
0 |
0 |
7 |
1 |
8 |
0 |
2012(з) |
15 |
10 |
5 |
7 |
7 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
7 |
0 |
2013 |
15 |
12 |
3 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
4 |
4 |
2013(з) |
22 |
14 |
8 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
Всего |
340 |
232 |
106 |
167 |
108 |
28 |
20 |
29 |
119 |
52 |
152 |
21 |
Проанализировав данные таблицы 1, построим гистограмму, которая показывает общие результаты первичного трудоустройства по специальности выпускников кафедры ИТ (рисунок 1).
Далее проанализируем тенденцию востребованности выпускников кафедры ИТ. Для этого вычислим процент трудоустроенных выпускников от их общего числа по годам (таблица 2).
На основании данных таблицы 2 построим график, данные которого показывают, что идет явное снижение востребованности выпускников специальности в регионе КМВ (рисунок 2).
Рис. 1. Результаты первичного трудоустройства по специальности
Таблица 2
Процент трудоустроенных выпускников от их общего числа по годам пециальности выпускников кафедры ИТ
Год выпуска |
Трудоустроено по специальности |
Трудоустроено по специальности в регионе КМВ |
Трудоустроено в других регионах |
Количество выпускников |
Процент выпускников трудоустроенных по специальности |
2003 |
19 |
13 |
6 |
25 |
76,0 |
2004 |
17 |
16 |
3 |
31 |
54,8 |
2004(з) |
9 |
8 |
1 |
12 |
75,0 |
2005 |
12 |
10 |
2 |
23 |
52,2 |
2006 |
16 |
15 |
1 |
28 |
57,1 |
2006(з) |
5 |
5 |
0 |
12 |
41,7 |
2007 |
13 |
11 |
2 |
25 |
52,0 |
2007(з) |
7 |
6 |
1 |
10 |
70,0 |
2008 |
10 |
10 |
0 |
20 |
50,0 |
2008(з) |
5 |
5 |
0 |
7 |
71,4 |
2009 |
8 |
8 |
0 |
19 |
42,1 |
2009(3) |
3 |
3 |
0 |
6 |
50,0 |
2010 |
8 |
8 |
0 |
20 |
40,0 |
2010(з) |
2 |
2 |
0 |
4 |
50,0 |
2011 |
8 |
7 |
1 |
20 |
40,0 |
2011(з) |
3 |
3 |
0 |
7 |
42,9 |
2012 |
8 |
8 |
0 |
19 |
42,1 |
2012(з) |
7 |
7 |
0 |
15 |
46,7 |
2013 |
4 |
4 |
4 |
15 |
26,7 |
2013(з) |
3 |
3 |
0 |
22 |
13,6 |
Всего |
167 |
152 |
21 |
340 |
49,1 |
Рис. 2. Общие результаты первичного трудоустройства по специальности
Снижение востребованности выпускников можно объяснить внешними экономическими причинами. По основным показателям, характеризующим уровень и качество жизни, регион КМВ, как и Ставропольский край в целом, находится ниже общероссийского уровня и соседних субъектов Федерации. ВРП Ставропольского края в расчете на одного жителя ниже 50 % от среднего по стране. Денежные доходы населения края составили 61,3 % от уровня среднедушевого денежного дохода в целом по России и были ниже, чем в соседних регионах (Ростовская область — 77,8 %, Волгоградская область — 71,6 %, Краснодарский край — 64,4 %) [2]. Кроме того санаторно-курортная направленность региона не предполагает развитие «крупного» бизнеса. Предприятия «малого» бизнеса, как правило, вынуждены экономить на всем, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Конечно, для проверки полученных результатов, необходимо исследовать статистические данные по выпускникам этой же специальности других учебных заведений.
По итогам исследования можно сделать предварительный неутешительный вывод, что востребованность выпускников кафедры ИТ в регионе КМВ неуклонно снижается.
Литература:
1. Сайт РГЭУ (РИНХ) http://rsue.ru/kf/about.aspx
2. Доктрина развития региона Кавказских Минеральных Вод http://www.regionkmv.ru/projects/strategy_0.html