Развитие высшего профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям рынка труда и создание качественно новой профессиональной школы, способной занять достойное место в рыночной экономике и удовлетворить потребности каждой личности в получении профессиональных знаний и социального опыта.
Вместе с тем ослабление роли государства в сфере высшего профессионального образования и неконтролируемый рост количества филиалов вузов в малых и средних городах России привели к возникновению серьезных социальных проблем.
Во-первых, государство утратило возможность активно влиять на характер и структуру подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, следствием чего стали перепроизводство кадров по ряду гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и дефицит специалистов технического профиля.
Во-вторых, возникла разветвленная сеть филиалов государственных и негосударственных высших учебных заведений, среди которых многие не располагают квалифицированными педагогическими кадрами и достаточной учебно-лабораторной базой для обеспечения надлежащего качества подготовки специалистов.
Функционирование и развитие высшего профессионального образования как социального института характеризуется внутренними противоречиями, отражающимися в виде множества социальных проблем. Из всей их совокупности к разряду социально значимых можно отнести обеспечение качества и доступности высшего профессионального образования в современной России и диспропорцию между требованиями рынка труда и рынка образовательных услуг, образовательными потребностями личности.
Проблема обеспечения качества услуг высшего профессионального образования является одной из наиболее сложных и важных социальных проблем отечественной высшей школы. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими: государственным стандартом высшего профессионального образования и качеством его реализации; качеством профессорско-преподавательского состава вуза; качеством материально-технической базы высшего учебного заведения; качеством методического, библиотечного и информационного обеспечения учебного процесса; качеством организации учебного процесса в учебном заведении, а также качеством субъектов обучения. Таким образом, можно выделить группы проблем, связанных с обеспечением качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Первую группу образуют проблемы состояния законодательной и нормативной базы, ее ориентации на решение проблем качества образовательных услуг в вузах РФ. Вторая группа включает в себя проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования как важнейших факторов обеспечения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. В состав третьей группы входят проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов, а также к их педагогической деятельности. Четвертая группа содержит проблемы соответствия уровня подготовки абитуриентов вузов требованиям к исходной подготовке студентов — будущих специалистов. Пятую группу составляют проблемы организации образовательного процесса и внедрение в него новых (в том числе информационных) технологий, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов. Шестая группа представлена проблемами взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов.
Проблема доступности получения услуг высшего профессионального образования для широких слоев населения современной России является одной из актуальных социальных проблем. Оценивать доступность получения высшего профессионального образования можно по показателям наличия реальной возможности поступления в высшее учебное заведение, достаточности собственной подготовки для поступления в вуз, доступности языка обучения, личной способности к обучению. С проблемой обеспечения доступности высшего профессионального образования тесно связана проблема диспропорции в размещении вузов на территории РФ. Более половины российских высших учебных заведений сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Самарской, Тюменской, Нижегородской и Московской областях, республиках Татарстан и Башкортостан, Краснодарском крае. Решению этой проблемы в последнее десятилетие поспособствовал интенсивный рост количества филиалов государственных и негосударственных высших учебных заведений в регионах, где доступ к высшему образованию отсутствовал. Филиальная сеть позволила ликвидировать структурные «перекосы» в отечественной системе высшего профессионального образования и заполнить пустующие в ней ниши.
Другой проблемой, снижающей эффективность деятельности современной системы высшего профессионального образования в России, является ярко выраженная диспропорция между требованиями рынка труда, возможностями рынка образовательных услуг и образовательными потребностями личности. Абитуриенты часто не связывают выбор специальности и учебного заведения с последующим трудоустройством или ориентируются на него лишь частично. Рынок труда требует от системы высшего образования удовлетворения своих потребностей в квалифицированных кадрах, а рынок образования ориентируется на удовлетворение личностных потребностей индивидов в получении высшего образования. В настоящее время отечественная система подготовки и переподготовки кадров не отвечает требованиям создания и поддержания рационально сбалансированной структуры рабочей силы. Это приводит к нерациональному использованию трудовых ресурсов, созданию потенциала внешней миграции и другим негативным социальным последствиям. С одной стороны, работодатели нуждаются в специалистах, но не сотрудничают с учреждениями высшего профессионального образования, с другой — высшие учебные заведения «перепроизводят» специалистов, не востребованных на рынке труда.
Проблемы высшего профессионального образования современной России находят свое отражение в тенденциях его развития на уровне малых и средних городов. Главной проблемой деятельности филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних городах, стало качество обучения. Эта проблема сопряжена со сложностью комплектования педагогических штатов и недостатком квалифицированных преподавателей, проживающих в городе и имеющих научно-педагогическую подготовку (ученую степень и ученое звание). Весь профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе филиалов, можно представить в виде трех категорий. Первую категорию составляют преподаватели из числа штатных сотрудников головного вуза, вторую — штатные преподаватели, проживающие в регионе. К третьей категории относятся внешние совместители, которыми являются в основном местные учителя средних школ, техникумов и ПТУ. Преобладание в структуре преподавательского состава филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних городах, представителей второй и третей категорий влечет за собой снижение ответственности за качество подготовки студентов, проведение необходимой воспитательной работы, а также организацию методической и научно-исследовательской работы. Во избежание данного негативного процесса необходимо более ответственное отношение головного ВУЗа к своему филиалу. Примером такого должного и ответственного отношения может служить ФГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)". В филиалах данного университета, в том числе и в филиале в г. Кисловодске, профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе филиала относятся к двум первым категориям.
Другой существенной проблемой, связанной с обеспечением качества образовательных услуг филиалов вузов, расположенных в малых и средних городах, являются обеспеченность учебно-лабораторной базой с разбивкой на аудитории по общеобразовательным и специальным дисциплинам, оснащение кабинетов вычислительной техникой, специализированными лабораториями, техническими средствами обучения и т. д. Это затрудняет проведение специализированных лабораторных работ, предусмотренных учебным планом ряда образовательных программ, в стенах филиалов. С этой целью студенты вынуждены выезжать либо в головные вузы, либо выполнять эти виды работ на предприятиях или в организациях города при наличии в них необходимой базы. но есть и положительные примеры, так в филиал «РГЭУ (РИНХ)" в г. Кисловодске имеет возможность для осуществления образовательного процесса на высоком техническом уровне.
Не менее важной проблемой, связанной с обеспечением качества подготовки специалистов в филиалах высших учебных заведений, расположенных в малых и средних городах, является обеспеченность образовательного процесса необходимыми библиотечными и информационными ресурсами. Зачастую библиотеки, созданные в филиалах, не располагают достаточным фондом учебной и учебно-методической литературы, а в малых и средних городах, как правило, отсутствуют общедоступные научные библиотеки или научно-информационные библиографические центры. Далеко не во всех филиалах студентам предоставляется открытый доступ к интернет-ресурсам и возможность дополнительных занятий в компьютерных классах, что также негативно сказывается на качестве обучения.
Еще более остро в малых и средних городах стоит проблема соответствия подготовки абитуриентов филиалов требованиям к исходной подготовке студентов. Значительная часть выпускников общеобразовательных школ малых и средних городов, а также примыкающих к ним сельских поселений по уровню подготовки не удовлетворяет требованиям высшей школы. Это обстоятельство приводит к снижению требований при проведении промежуточных аттестаций студентов, снижению качества подготовки специалистов или массовому отчислению студентов за академическую неуспеваемость и существенному сокращению контингента обучающихся.
Безусловно, необходимо добиваться повышения качества работы филиалов, обеспечивать полноценность выдаваемых ими дипломов, так как главным недостатком такого образования является именно низкая требовательность к качеству знаний. Однако необходимо не только контролировать, но и стимулировать развитие высшего профессионального образования в провинции, способствовать тому, чтобы созданные в малых и средних городах филиалы вузов набирали силу, подтягивались к столичному уровню.
Проблема доступности высшего профессионального образования для жителей малых и средних городов России в последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Это произошло, с одной стороны, за счет открытия в них негосударственных высших учебных заведений и филиалов государственных и негосударственных вузов. Жители даже самых удаленных малых и средних российских городов получили возможность, не предпринимая экономических и миграционных усилий, быть включенными в образовательную инфраструктуру. Работающие студенты могут обучаться без отрыва от трудовой деятельности, следовательно, не испытывать опасений потерять работу, не тратить дополнительных средств на проезд и проживание в другом городе на время сессии. С другой стороны, с увеличением количества платных образовательных услуг в вузах РФ и в филиалах, расположенных в малых и средних городах, существенно возросла зависимость доступности высшего профессионального образования от уровня материального обеспечения абитуриентов. При этом следует иметь в виду, что цены на образовательные программы дифференцируются в зависимости от их качества, спроса населения на ту или иную специальность, бренда и места расположения высшего учебного заведения. Стоимость получения образовательных услуг в филиалах вузов, расположенных в малых и средних городах, как правило, значительно ниже стоимости обучения в вузах крупных городов.
Разбалансированность между требованиями регионального рынка труда, возможностями локального рынка образовательных услуг и образовательными потребностями личности в малых и средних городах в значительной степени обусловлена их особенностями. Отличительной чертой рынка труда малых и средних городов стал тот факт, что спрос на рабочую силу зависит от состояния исторически сложившихся в конкретном регионе отраслей экономики и экономического положения градообразующих предприятий. Сегодня большинство промышленных предприятий малых и средних городов находится в тяжелом экономическом положении и поэтому не производят перспективного планирования кадров, а это затрудняет процесс планирования вузами потребности экономики региона (района) в специалистах.
Для локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малых и средних городов характерны ограниченные возможности производителей образовательных услуг, превалирование экономических и гуманитарных специальностей, узкая сфера влияния локального рынка труда (потребителями образовательных услуг являются жители данной территории), конкурентная борьба между вузами за потребителей образовательных услуг, необъективная или неполная информация об участниках локального рынка образовательных услуг в результате недостаточного использования информационных коммуникаций во многих структурных подразделениях вузов малых и средних городов.
Дисбаланс между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает, с одной стороны, эффективность деятельности высшей школы в удовлетворении потребностей населения малых и средних городов в высшем профессиональном образовании, с другой — воспроизводство и развитие социально-профессиональной структуры региона. В условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями и образовательными возможностями населения, обостряется проблема доступа к получению качественного образования, что снижает уровень потребностей населения в качестве образовательных услуг. Деформация потребностей жителей малых и средних городов в услугах высшего профессионального образования в сочетании с предоставлением значительной свободы вузам в формировании образовательных программ, профессиональной структуры выпуска и развития платного обучения ведет к развитию системы массового высшего образования низкого качества.
Во избежание деформации в сторону снижения качества высшего образования необходимо
- развивать и укреплять сеть филиалов «академических» ВУЗов
- вести строгий мониторинг эффективности филиалов
- укреплять систему менеджмента качества образовательных услуг.