Оздоровление образа жизни современного человека признается как глобальная проблема всего человечества [6], однако усилия в ее решении сталкиваются с другой проблемой – эпидемией наркотизма или химической зависимости, охватившей население планеты. Расширение сферы употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) и возможности их производства путем синтеза является одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, что диктует необходимость усиления борьбы с наркотизмом прежде всего среди подрастающего поколения [7].
По данным официальной статистики в России находятся на медицинском учете около 600 тыс. человек, однако регулярно употребляющими наркотики признаются в 10 раз больше. При этом 20% из этого числа составляют дети школьного возраста, 60% - молодые люди от 16 до 30 лет и только 20% - лица старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет, однако в последние годы он прогрессивно снижается до 9 – 13 лет. Хронические наркоманы, как правило, не доживают до 30 лет, при этом под угрозой вырождения находится треть нового поколения страны [14]. За период 1995 – 2000 годов в крупных городах России количество наркоманов среди студентов возросло в 6 – 8 раз. Существенную роль играет увеличение числа преступлений, связанных с употреблением наркотиков, а также сопутствующих наркомании заболеваний.
В нашей стране создаются ведомственные структуры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы противодействия употреблению ПАВ. Однако ухудшение наркоситуации свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика – признается основным структурным и содержательным компонентом всей профилактической системы [7].
Показано, что человек, имеющий четкие представления о собственных возможностях, социальной роли и своих способностях, выбирает пути решения проблем без употребления ПАВ [13]. Поэтому особенно эффективной является профилактика наркомании, направленная на развитие адаптационных возможностей человека, на умение приспосабливаться к требованиям социальной среды оптимальным способом.
Необходимым условием разработки успешных целевых программ борьбы с употреблением наркотиков в молодежной среде является учет причинно-следственных связей в цепи событий: «контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение». При этом, несомненно, важным направлением формирования образовательных программ первичной профилактики является оценка отношения представителей молодежи к наркоситуации.
Современные научные исследования доказывают, что к формированию у молодых людей зависимости от наркотиков, алкоголя и других ПАВ приводит недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных стратегий поведения [1, 2, 6, 8]. Следовательно, цель профилактической работы – оказание молодым людям помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения, развитие ресурсов подростков. Стратегическим направлением педагогики становится формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умение принимать на себя ответственность за свою жизнь, умение общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку [2, 4 - 6]. Такая профилактика носит название копинг-профилактики. Лучше всего такую работу проводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о негативных последствиях употребления ПАВ, механизмах развития заболевания наркоманией[15].
Кроме того, с целью формирования компетентности будущих педагогов в области профилактики химической зависимости детей и подростков и организации их здорового образа жизни многие современные авторы считают необходимым внедрение в педагогический процесс вузов курса превентологии – профилактики девиантного поведения [2, 5, 9, 14, 17, 21].
В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления ПАВ.
Это направление и послужило целью нашего исследования.
Для выполнения указанной цели были составлены анкеты и проведен анонимный опрос студентов-бакалавров педагогического вуза.
В ходе исследования были опрошены 100 студентов 2- и 3-их курсов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты анкетирования приведены в табл.1.
Таблица 1
Характеристика групп обследованных студентов
Номер группы |
Курс |
Пол |
Возраст, лет. |
Количество обследованных, чел. |
1 |
2 |
мужской |
18-20 |
31 |
женский |
18 |
|||
2 |
3 |
мужской |
20-21 |
37 |
женский |
14 |
Анкетирование проводилось индивидуально. Студентам было предложено отвечать на вопросы анкеты (авторская разработка), состоящей из трех блоков:
1. Общие вопросы
2. Информационные вопросы
3. Мнение студентов
Беседа со студентами проводилась на тему проблемы наркомании в России. Были выслушаны предложения респондентов по мерам борьбы с распространением наркомании в нашей стране. Основной целью было выявление интересующих студентов тем по профилактике наркозависимости. В ходе беседы выяснялось мнение о необходимости введения в программу обучения информации о первичной профилактике наркозависимости.
Количественный анализ результатов анкетирования показал, что у практически половины опрошенных студентов (43%) существует безразличное отношение к проблеме наркомании, 29% не нуждаются в знаниях о наркотической зависимости и ее последствия. Обращает на себя внимание тот факт, что 28% респондентов считают, что такая информация не всегда воспринимается адекватно, а зачастую приводит к формированию нездорового интереса.
Значительное количество студентов (39%) относятся к употребляющим наркотические вещества лицам осуждающе, а 29% опрошенных, наоборот, сочувствуют им. Важно подчеркнуть, что 32% студентов не смогли однозначно выразить свое мнение по этому поводу. О последствиях употребления наркотиков студенты знают только в общих чертах (37%), в основном из СМИ и от преподавателей, а 29% считают, что их это не касается. У трети опрошенных в окружении есть знакомые, которые употребляют наркотики. Негативным фактом следует считать то, что 21% респондентов сами пробовали наркотические вещества.
63% опрошенных имеют потребность в знаниях о механизмах развития наркотической зависимости, а 74% студентов настроены против легализации наркотиков и считают нужным проводить тестирование молодежи, желающей получить высшее образование.
За принудительное лечение наркоманов выступило 81% опрошенных. 65% студентов утверждают, что нужно усилить пропаганду против наркотиков в учебных заведениях, а 66% респондентов считают необходимым введение в программу вузов информацию по профилактике злоупотребления ПАВ.
Также анализ результатов анкетирования показал, что общее физическое здоровье студентов признают хорошим 58% респондентов, но необходимым для себя придерживаться принципов здорового образа жизни считают лишь 38% опрошенных. Большинство же (62%), только частично признают необходимость соблюдать указанные принципы.
Текущее положение дел с наркотиками в стране студенты оценивают как отрицательное, характеризуя наркоситуацию следующими словами: «Положение со злоупотреблением ПАВ удручающее…Наркомания процветает... Подростки узнают и пробуют ПАВ уже в школе… Наркотики доступны, поэтому рост числа наркоманов продолжается... Необходимо искать новые, более эффективные методы антинаркотической пропаганды…»
Следовательно, деятельность вуза по профилактике наркозависимости самих студентов и формированию у них компетенций в сфере ее первичной профилактики должна приобрести характер педагогической системы. Указанный процесс должен протекать эффективно при реализации педагогических условий, обеспечивающих прогнозирование и личностно-ориентированную профилактику наркозависимости студентов, направленность учебно-познавательной и воспитательной деятельности вуза на развитие личностных характеристик студента, его мотивов, ценностей, установок, активизацию положительного потенциала с учетом характерологических особенностей и участия студентов в процессе антинаркотической подготовки путем организации их проектной деятельности [2, 4, 14, 18-21].
Таким образом, на основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Студенты-бакалавры педагогического вуза недостаточно компетентны в сфере объективной оценки наркоситуации в обществе и степени риска здоровью детей, подростков и молодежи, механизмов формирования химической зависимости и ее социальных последствий.
2. Для формирования компетенций по профилактике химической зависимости у детей, подростков и молодежи отсутствуют образовательные программы обучения бакалавров педагогического образования.
По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации:
1. На первом курсе обучения студентов целесообразно проведение анкетирования с целью выявления отношения будущих педагогов к проблеме химической зависимости, а также анализа имеющихся у них знаний по данной проблеме.
2. В обследование студентов второго курса следует добавить набор психологических тестовых методик, что позволит более объективно и адекватно разрабатывать программу первичной профилактики химической зависимости.
3. На старших курсах бакалавриата (3-4) необходимо внедрение системы мониторинга динамики отношения студентов к наркоситуации.
4. Для студентов педагогического вуза необходимо формирование компетенций в сфере профилактической работы. Педагог должен обладать знаниями, умениями и навыками проведения профилактических мероприятий среди детей, подростков и молодежи.
5. С целью формирования компетенций у будущих педагогов разработан дополнительный перечень тем в программу специальности магистратуры «Профилактика наркозависимости в молодежной среде (превентология)».
Литература:
1. Бахтин Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№5.-С.397-400.
2. Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№6.- С.372-375.
3. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.
4. Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№6.- С.730-732.
5. Гетман В.А. Социально-педагогические аспекты профилактики наркомании в подростковой среде // Вестник Российской академии образования.-2009.№ 1.- С. 150-152.
6. Горбачев С.В., Соломин В.П. Проблема здоровья человека как глобальная проблема современного мира / Сборник матер. X Межвузов. студен. науч.-практ. конф. – СПб. – РГПУ им. А.И.Герцена, - 2011. – С. 21 – 25.
7. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011 / В сб. матер. к науч.-практ. конф. «Стратегии взаимодействия государственных структур, общественных организаций и религиозных объединений в области профилактики наркомании». – СПб.- РГПУ им. А.И.Герцена, - 2012. – С. 80 – 94.
8. Лисовский В.Т. Наркотизм как социальная проблема: социологическое исследование // Вестник Московского государственного университета. 1998. Серия 6. Социология и политология.
9. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. - №3 (40). – С. 476-477.
10. Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. – 2011. – С. 12-20.
11. Плахов Н.Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А.Е.Бойков, Н.Н.Плахов // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. -№12. – С. 42-45.
12. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.-2012. - № 145. – С.90-95.
13. Попов В.А. Наркотизация в России как социально-педагогическая проблема // Педагогика. 2011.№ 3.- С. 45-50.
14. Селиверстова Г.П., Югова Е.А. Профилактика наркозависимости у студентов / Матер. науч.-практ. конф. 3 апреля 2001 г. Екатеринбург: Ризограф УГППУ. – 2001. – С. 170.
15. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. Ростов н/Д: Феникс. 2000. – 252 с.
16. Соловьев А.В., Савчук О.В., Хартанович И.А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№4 (32).-С 16-19.
17. Соловьев А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494-496.
18. Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 98. – С. 201-204.
19. Сыромятникова Л.И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.И.Сыромятникова, М.Г.Романцов, И.К.Шац // Профилактическая и клиническая медицина. – 2009. - №1. – С.195-197.
20. Сыромятникова Л.И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 507-509.
21. Сыромятникова Л.И.Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.