В статье рассматриваются методы вариативного подхода к построению тренировочного процесса в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
Ключевые слова: образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности.
В современной педагогике наблюдается тенденция повышенного интереса к образовательной среде образовательного учреждений как к явлению, обладающему определенными нормами и условиями влияющими на развитие ее субъектов. Значительность образовательной среды состоит в том, что все происходящие в ней процессы подвержены системному воздействию, а взаимосвязь субъекта и окружения в конечном итоге может изменить и первого, и второго. Образовательная среда школы — это феномен, обладающий комплексом определенных психологических характеристик, влияющих на личность как учащегося так и педагога [Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов].
В «Концепции модернизации российского образования», приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перед системой образования стоит задача обеспечить адаптацию личности к жизни в изменяющемся обществе, однако традиционными методами решить данную задачу не представляется возможным, поэтому возникает необходимость в новых стратегиях образования.
Современная концепция средового подхода в образовании, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника, заключается в том, что среда целостно воздействует на школьника. Она является источником не только осознаваемой, но и бессознательно усваиваемой информации, причём значение имеет не столько объем информации, сколько ее смысловое содержание. Образовательное содержание учебного предмета, согласно средовому подходу, не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации и трактуется как средство их собственного самопроявления. (Ю.С. Мануйлов, А.В. Хуторской, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин) [2, с.6].
Увеличение спектра необходимых возможностей для развития личности ребенка в ходе её жизненного пути обусловило развитие образовательной среды на различных уровнях, в том числе на спортивном занятии, который выступает как образовательное «пространство» для самореализации личности. Пристальное внимание к личностным ресурсам воспитанника в процессе образовательной деятельности, создание условий для выбора способов и содержания образования и воспитания обуславливают развитие образовательной среды тренировочного занятия посредством вариативного подхода к образованию.
Большую роль в реализации вариативного подхода к тренировочному процессу играет применение личностно-ориентированных технологий, успешность которых обуславливается гибким, разноплановым управлением образовательной деятельности каждого воспитанника и овладения умениями взаимодействия, решения проблем и достижения результата. В свою очередь, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу опирается и строится с учетом анализа индивидуальных особенностей юных спортсменов. Под индивидуальными особенностями понимают наличие у спортсмена специфических, свойственных только данному атлету морфофункциональных, двигательных, психологических свойств организма, в совокупности с его социальной принадлежностью, индивидуальной двигательной типологией [1, с.20].
Понятие индивидуализации является интегральным понятием и включает в себя различные компоненты. Индивидуазированный подход в системе подготовки подразделяется на следующие основные части:
- индивидуализированные средства тренировки;
- индивидуализированные нагрузки при построении тренировочного процесса;
- проблема индивидуализации спортивной одаренности.
Вместе с тем не следует понимать индивидуализированный подход в тренировочном процессе как констатирующую абсолютную величину [4, с.161].
Вопрос индивидуализации процесса обучения и воспитания в условиях спортивной школы неслучаен, так как каждый тренер-преподаватель заинтересован не только в улучшении качества усвоения и дальнейшей специализации ребенком преподаваемого вида спорта, но и будучи наставником и помощником для обучаемых, он заинтересован в развитии личностных качеств своего воспитанника.
Компонентом развития индивидуализации у воспитанников спортивной школы является наличие спортивно-оздоровительных групп, в которые приходят дети для выявления индивидуальных способностей и развития задатков которые в последствии являются основополагающими для выбора вида спорта и дальнейшей специализации. Контингент таких групп - это дети родителей, которые сами мало занимались спортом и не имеют каких-то определенных целей в спортивном будущем ребенка, но есть и те, которые посредством организованного тренировочного процесса хотят выяснить предрасположенности ребенка, выявить его задатки, определить желания. Важными условиями для достижения результата в работе спортивно-оздоровительных групп является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений и восстановительных мероприятий. Основными проблемами на данном этапе являются:
- недостаточные знания занимающихся о правилах поведения на занятиях;
- нежелание трудиться и слабое физическое развитие;
- неблагоприятное социальное окружение воспитанников вне учебного учреждения;
- отсутствие определенных целей в жизни;
- низкий уровень развития психологических качеств;
- отсутствие или слабая сформированность положительного эффекта после занятий спортом.
Таким образом, тренер-преподаватель в своей деятельности не только выявляет и развивает специфические способности, используя различные формы, приемы и методы, но обеспечивает психолого-педагогическую поддержку направленную на преодоление вышеперечисленных проблем. Диагностика спортивных способностей затрагивает на этом этапе различные уровни структуры двигательной деятельности, мотивационную сферу, характерологические проявления [5, с.171]. Деятельность тренера-преподавателя спортивно-оздоровительной группы состоит в отслеживании влияния спортивно-образовательного процесса на формирование сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности воспитанников к себе. Большую помощь в воспитании молодых спортсменов окажут встречи с известными спортсменами [3, с.5].
После сдачи контрольно-переводных нормативов принимается решение о переводе воспитанников в группы начальной подготовки определенных видов спорта. Таким образом можно сказать, что задача по ранней ориентации занимающихся по видам спорта на этапе спортивно-оздоровительной подготовки достигнута. Дальнейшее развитие воспитанников и создание условий для овладения ими спортивными умениями и навыками происходит на следующих этапах спортивной подготовки через организацию вариативного подхода к тренировочному процессу.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определенная деятельность учеников. Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции [3, с.7]. Особенно это касается разбора выполнения контрольных упражнений и участие воспитанников в соревновательной деятельности.
Образовательная среда учреждения дополнительного образования которым является спортивная школа складывается из многих компонентов, но именно через организацию вариативного подхода к процессу спортивно-оздоровительного образования детей происходит эффективное развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка. Вариативность в спортивной школе — это возможность использовать различные условия для социализации личности ребенка, конкурентного в каждом возрасте.
Литература:
1. Антонов Ю. С. Индивидуальная направленность тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков на этапе спортивного совершенствования: Автореф. канд. пед. наук - М., 1985. - 20 с.
2. Бодряшкина М. А. Вариативный образовательный процесс как фактор развития образовательной среды урока Автореф. канд. пед. наук- М., 2012. - 25 с.
3. Головихин Е. В. Примерная образовательная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры; учебник для институтов физической культуры - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.
5. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей - М.: ФиС, 1973. - 216 с.