В современном мире высококвалифицированный специалист представляет собой основу развития экономики государства с одной стороны, и пример гармонического всестороннего обогащения личности в процессе профессионального становления, с другой. Таким образом, главным заданием высшего образования сегодня является формирование основы для развития профессиональной компетентности специалиста. В связи с этим в высших учебных заведениях применяются соответствующие педагогические методы и приемы для развития отдельных составляющих профессиональной компетентности студента, как будущего специалиста в конкретной области социального производства. Но в таком случае у студента практически отсутствует целостная система знаний про структуру, сущность и содержание собственной профессиональной компетентности, так как в процессе обучения у него формируются отдельные профессиональные навыки. Для решения данной проблемы необходимо применение такой методико-дидактической формы организации учебного процесса, как спецкурс.
Таким образом, целью статьи является раскрытие сущности, содержания, методического обеспечения спецкурса «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа».
Выбор именно спецкурса «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа» с целью подготовки высококвалифицированного работника авиационной сферы производства обусловлен:
– широтой использования понятий «компетентность», «компетентный», «компетенция», «профессиональная компетентность», «профессиональные способности», «профессионально важные качества», «профессиональное становление» в современном лексиконе;
– отсутствием, у большинства студентов, четкого понимания содержания данных понятий и разницы между ними;
– необходимостью формирования целостной системы знаний у будущих техников-механиков о выбранной профессии (психологические особенности, профессионально важны умения и качества и т. д.);
– невозможностью сознательного развития собственной профессиональной компетентности без системного знания в этой области.
Значит, преподавание спецкурса «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа» предоставляет возможность для понимания студентами сущности и содержания понятия «профессиональная компетентность», осознания необходимости профессионального саморазвития.
Нормативную основу отмеченного спецкурса составляют учебная программа и рабочая учебная программы, где отображены отрасль использования, нормативные ссылки, тематический план данной выборочной дисциплины. Общий объем часов на дисциплину 38, из них лекции — 14 часов, практические занятия — 12 часов, самостоятельная работа — 14 часов. Тематический план спецкурса приведен в таблице Таблице 1.
Таблица 1
Модуль І. «Сущность и содержание основных понятий современного профессионального мира» |
|
Лекция 1. Вступление. Цель изучения и задачи спецкурса «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа». Роль спецкурса в подготовке специалистов. |
Практическое занятие 1. Профессиональная компетентность и профессиональное становление личности. |
Лекция 2. Профессиональная компетентность, как действенный фактор профессионального становления личности. |
Практическое занятие 2. Профессиональная компетентность и профессионализм работника. |
Лекция 3. Профессиональная компетентность, как основа профессионализма работника. |
Практическое занятие 3. Профессиональная компетентность — ведущая компетентность специалиста ХХІ ст. |
Лекция 4.Профессиональная компетентность, как одна из ведущих компетентностей современного человека. |
|
Модуль ІІ. «Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа» |
|
Лекция 1. Профессия будущего техника-механика авиационной сферы государственного производства. |
Практическое занятие 1. Профессионально важные качества и профессиональные способности будущего техника-механика авиационной сферы государственного производства. |
Лекция 2. Психолого-педагогический портрет будущего техника-механика авиационного колледжа. |
Практическое занятие 2. Мой психолого-педагогический портрет, как будущего техника-механика авиационного колледжа. |
Лекция 3. Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа: сущность, структура, этапы формирования |
Практическое занятие 3. Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа. |
Тематическое содержание спецкурса опирается на следующие психолого-педагогичсекие научные подходы к изучению категории «профессиональная компетентность»: личнстно-деятельностный (А.Реан, Е.Симанюк, В.Сластенин, А.Маркова, И.Сыромятников, В.Толочек, Н.Кузьмина, В.Бодров, Я.Коломинский и др.); акмеологический (Е.Богданов, А.Деркач, В.Зазыкин, В.Дюков,, Г.Марасанов, Л. Орбан-Лемрик, И.Семенов, А.Сытников и др.); компетентностный (И.Ильин, Л.Алексєєв, Н.Шаблигин, Н.Карнаух, Ю.Варданян, М.Ильязова, А.Вербицький, О.Ларионова, И.Сергеев, Д.Иванов, К. Вианис-Трофименко, Г.Лисовенко, В.Лозовецькая, Л.Лукянова, Л.Козак и др.).
Целью преподавания разработанного спецкурса является формирование целостной системы знаний студентов о сущности, содержании, структуре профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа.
Ознакомление студентов с содержанием выборочной дисциплины «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа» предназначено для:
– активизации познавательной активности;
– развитию мотивации к добросовестной учебе в авиационном колледже;
– овладения методами рефлексии составляющих профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа;
– обеспечения усвоения основ по составлению психологического портрета личности специалиста авиационной сферы производства;
– формирования навыков постоянного самоконтроля профессиональных умений с целью повышения уровня развития профессиональной компетентности, как основы профессионализма работника;
– воспитания уважения к труду и трудящимся, трудолюбия, ответственности за свои действия;
– развития организаторских и коммуникативных способностей.
Предложенный спецкурс имеет два содержательных модуля: «Сущность и содержание основных понятий современного профессионального мира», «Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа». Следовательно, учебный материал данного спецкурса построен на дедуктивной основе: в процессе познавательной деятельности студенты под руководством преподавателя осознанно проходят путь от общих понятий «профессиональная компетентность», «профессиональное становление», «профессионализм» к специализированным, самостоятельно выделяя их содержательные особенности. Такое логическое движение от «общего» к «частичному» предоставляет возможность будущему технику-механику почувствовать себя творцом собственной профессиональной судьбы, поскольку содержание каждого из понятий «профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа», «профессиональное становление будущего техника-механика авиационного колледжа», «профессионализм будущего техника-механика авиационного колледжа» является частицей его творческого умственного труда.
Формы и методы учебной работы, в соответствии со спецификой построения спецкурса подобраны так, чтобы: подчеркнуть ее дедуктивную основу; с каждым занятием усилить познавательную активность студентов; создать атмосферу плодотворного научного труда.
Так, ознакомление будущих техников-механиков с теоретическим материалом первого содержательного блока «Сущность и содержание основных понятий современного профессионального мира», рекомендуется организовать за счет проведения лекций-дискуссий.
Во время лекции-дискуссии преподаватель организовывает обмен мнениями в процессе изложения логических разделов лекции. Важным моментом таких занятий является обратная связь для проверки усвоения материала студентами. С этой целью будущим техникам-механикам предлагается: изложить информацию своими словами; привести свои примеры; проанализировать содержание исследуемого понятия; выделить общее и отрицательное в содержании отдельных понятий; определить существование взаимовлияния между понятиями, и охарактеризовать его сущность; воспроизвести логическую структуру понятия и схематически ее изобразить; предусмотреть определенные последствия. При необходимости преподаватель вносит коррективы в ответе студентов, ликвидируя, таким образом, ошибочное восприятие материала. Такой вид работы способствует: повышению концентрации внимания студентов; развитию умственных операций анализа, сравнения, обобщения; формированию позитивной Я-концепции; а также предоставлял возможность преподавателю контролировать понимание студентами учебного материала. В результате такой организации образовательного процесса усвоение материала проходит намного эффективнее, чем при монологическом изложении.
На практических занятиях содержательного блока «Сущность и содержание основных понятий современного профессионального мира» применимы следующие методы обучения: выполнение индивидуальных и групповых заданий; составление ассоциаций к исследуемым понятиям; деловые игры; интерактивный метод «Аквариум».
Например, выполнение индивидуального задания «Мой путь профессионального становления, как будущего техника-механика авиационного колледжа» нацелено на планирование собственного профессионального развития, на основе теоретического анализа содержания нормативно правовых документов (Наказ Міністерства інфраструктури України № 237 «Про затвердження Правил схвалення організацій з підготовки до технічного обслуговування (Part-147)»; Наказ Міністерства інфраструктури України № 238 «Про затвердження Правил видачі свідоцтв персоналу з технічного обслуговування повітряних суден (Part-66)»), которые регламентируют присуждение технику-механику по обслуживанию воздушных судов соответствующих категорий. Отмеченный вид работы помогает будущим техникам-механикам: осознать поэтапность процесса собственного профессионального становления и его сложность при условии отсутствия добросовестной учебы в авиационном колледже; составить план (стратегию), систему целей собственной профессиональной жизни.
Организация деловой игры «Трудоустройство бригады будущих техников-механиков авиационного колледжа» способствует: воссозданию условий приема на работу специалиста на конкурсной основе; осознанию студентами необходимости существования целостной системы профессиональных знаний, как залоги удачного трудоустройства по специальности; имитации групповой работы, как основы для будущего бригадного метода выполнения профессиональных действий техником-механиком; мотивации к развитию собственной профессиональной компетентности, как основы для формирования профессионализма.
Выполнение групповых заданий техниками-механиками на практических занятиях содержательного блока «Сущность и содержание основных понятий современного профессионального мира» — основа для развития коммуникативных и организаторских способностей, формирования соответствующих методов и приемов общения в профессиональном коллективе. В процессе групповой работы студенты анализируют содержание этапов профессионального становления и структуру профессиональной компетентности в общих чертах известных профессий, среди которых и профессия учителя. Включение отмеченной профессии в условия групповых заданий не является случайным, поскольку у студентов учитель ассоциируется с тем, кто объясняет и имеет больше опыта в определенной отрасли знания. Психоэмоциональное отношение к учителю проектируется в профессиональном будущем на соответствующие взаимоотношения с бригадиром, который также объясняет и более осведомлен в профессиональных вопросах. Потому с целью исключения конфликтных ситуаций на производстве с руководством будущий техник-механик в процессе детального анализа специфики профессии учителя, осознает ее важность и непрерывную работу над собой учителя нацеленную на усовершенствование учебно-воспитательного процесса.
Изложение теоретического материала второго содержательного блока «Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа» разработанного спецкурса организуется за счет интерактивных лекций-визуализаций. Главными заданиями интерактивной лекции-визуализации являются: погружение техников-механиков в мир будущей профессии через усвоение соответствующей визуально поданной информации; формирование сознательного отношения к процессу обучения в авиационном колледже, как к источнику обогащения собственной профессиональной компетентности.
Организация данного типа лекции опирается на гармоничное сочетание интерактивных методов обучения («Аквариум», «Большой круг», фронтальная беседа, «мозговой штурм», групповая работа) и метода визуализации, в данном случае можно использовать мультимедийные презентации. Так, после каждого раздела лекции, который сопровождался мультимедийной презентацией, преподаватель организовывает дискуссию по запланированным вопросам. В этом случае учебный материал четко осознается будущими техниками-механиками за счет активизации зрительной и слуховой памяти, применения логических операций анализа, обобщения, сравнения.
Мультимедийные средства обучения, которые используются на лекциях, позволяют максимально реализовать принцип наглядности путем выведения на экран компьютера фото и иллюстраций, отображающих: отрасли экономики страны, где имеет возможность работать будущий техник-механик; специфику выполнения профессиональных заданий; характеристику составляющих психолого-педагогического портрету отмеченного специалиста; сущность, содержание и структуру профессиональной компетентности.
Практические занятия второго содержательного блока «Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего техника-механика авиационного колледжа» разработанного спецкурса нацелены, прежде всего, на познание себя, рефлексию, осознанный глубокий анализ уровня сформированности собственной профессиональной компетентности, поиск путей повышения качества собственных профессионально важных умений и качеств.
Например, на практическом занятии «Профессионально важные качества и профессиональные способности будущего техника-механика авиационной сферы государственного производства» со студентами рекомендуется провести методики исследования концентрации внимания (Т.І.Пашукова, А.І.Допіра, Г. В. Д’яконов), диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), исследования аналитичности мышления (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), которые предоставляют возможность охарактеризовать базовые профессионально важные качества и профессиональные способности будущего техника-механика. Самостоятельный анализ результатов отмеченных методик позволяет студенту: начать путь непрерывного самоанализа на протяжении жизни; осознать собственные сильные и слабые стороны, как специалиста определенной отрасли; разработать план по самоусовершенствованию с целью качественного развития профессиональной компетентности.
Таким образом, в статье раскрыты сущность, содержание и методическое обеспечение внедрения в учебный процесс спецкурса «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа».
Обобщая выше изложенное, приходим к выводу, что описанные методы и формы организации изучения учебного материала спецкурса обеспечивают: снятие напряжения студентов в процессе парной и групповой работы; формирование адекватной самооценки и уверенности в своих умственных способностях; образование атмосферу плодотворного сотрудничества во время учебных занятий; развитие навыков самоанализа; направление студентов на путь качественной учебы в авиационном колледже, с целью формирования профессиональной компетентности. Значит, разработанный спецкурс «Профессиональная компетентность будущего техника-механика авиационного колледжа» способствует повышению эффективности развития профессиональной компетентности указанного специалиста в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Литература:
1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с.
2. Борисова И. И., Ливанова Е. Ю. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе. Нижний Новгород. 2011. 65 с.
3. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие: методическое пособие. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. 66 с.
4. Цвєткова Г. Г. Лекція у вищій школі: теорія і практика: метод. посібник для ад’юнктів, магістрантів, аспірантів, викладачів вищої школи. — Вид. 3-е; перероб.і доп. / За аг. ред. В. В. Пашутіна. Донецьк, 2012. 78 с.