Статья посвящена роли и значению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения.
Ключевые слова:учебный процесс, здоровьсберегающие технологии, принципы обучения.
В последние годы много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям реализуемым как в рамках учебного процесса, так и в других сферах социальной реальности. В этой связи следует отметить, что технология (в любой сфере) — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной области, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям [1; 6; 10; 14].
Руководствуясь этим методологическим принципом, здоровьесберегающие технологии, в широком контексте можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между учащимся и образовательной системой, переводя учебно-воспитательную деятельность в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья всех субъектов образовательного процесса. В узком смысле под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер направленных на оптимизацию учебного процесса с целью коррекции негативных тенденций, связанных с повышенными умственными нагрузками, сильным психоэмоциональным напряжением, недостатком двигательной активности [3; 5; 8].
Исходя из сказанного, можно выделить следующие принципы, составляющие функциональную основу здоровьесберегающих технологий:
1. Формирующий — базирующийся на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Как известно в основе формирования личности лежат наследственные качества, во многом предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы: обстановка в семье, классном коллективе, различные установки на сбережение и умножение здоровья, как базисная основа функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
2. Информативно-коммуникативный — обеспечивающий трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций и ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
3. Диагностический — заключающийся в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерять усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями обучаемого, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
4. Адаптивный — направленный на формирование у учащихся заинтересованности в здоровом образе жизни, оптимизации состояния собственного организма, в целях повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды; обеспечивающий адаптацию обучаемых к социально-значимой деятельности.
5. Рефлексивный — заключающийся в переосмыслении предшествующего личностного опыта, связанного с сохранением и приумножением здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
6. Интегративный — объединяющий различные научные концепции и методики воспитания, а так же народный опыт, в единую систему ценностей, направленных на сохранения здоровья подрастающего поколения [2; 4; 7; 9; 14].
На основе вышеизложенных принципов, можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
1) здоровьеформирующие — профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания;
2) оздоровительные — физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, фитотерапия, арттерапия, массаж и т. д.;
3) обучения здоровью — включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла;
4) воспитания культуры здоровья — факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д [11; 12; 13].
Кроме того, по характеру деятельностиздоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
Среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
- медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санаторно-гигиенической деятельности);
- образовательные (информационно-обучающие и воспитательные);
- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения);
- психологические (технологии профилактики и коррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиямотносят:
- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
- педагогические технологии, содействующие укреплению здоровья и формирующие здоровый образ жизни.
При этом стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии могут эффективно реализовываться только на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающего активное участие самого субъекта в формировании опыта здоровьесбережения, осознания им ответственности как за свое здоровье, так и за жизнь и здоровье окружающих. Таким образом, формируя культуру здоровья, данные технологии прививают подрастающему поколению ценности здорового образа жизни.
Образовательный процесс, который в широком контексте можно трактовать как совокупность мероприятий направленных на воспроизводство социальных институтов, тесно связан с вопросами формирования здорового образа жизни. Поэтому, активное применение здоровьесберегающих технологий в рамках учебного процесса представляется особенно важным. Именно образовательная система формирует будущее нации. Только здоровое поколение сможет обустроить страну, станет основой процветания России.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
2. Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.
3. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
4. Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.
5. Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360–364.
6. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
7. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
8. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
9. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
10. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
11. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010
12. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010
13. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010
14. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.