Принципиально важной и приоритетной задачей общества является укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценного образования и гармоничного развития личности. В связи с этим, постоянно возрастающая потребность в психотерапии побуждает к открытию и рассмотрению новых, более совершенных и, на практике доказывающих свою эффективность, методов. В. Франкл писал: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия». Это обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.
В рамках осуществления представленной задачи, все более актуальной проблемой современной школы, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема агрессивности детей. На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное по отношению к взрослым поведение, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
На данный момент существует множество видов психотерапии и, среди этого многообразия, можно выделить те из них, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Терапия творчеством — известный в мире психотерапевтический прием. Способностью к творчеству человек отличается и от животного, и от самого совершенного робота. Терапия творческим самовыражением отвечает духу сегодняшней общественной жизни [4].
Терапия искусством или «арт-терапия» — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Терапия творчеством исторически складывалась из самостоятельных воздействий, соединившихся впоследствии в психологической и психотерапевтической практике. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, создает условия психологической ориентации в меняющейся реальности. Арт-терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального и пр. В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность. Театр как терапия проверен почти трехтысячелетней практикой, с того времени, когда на склонах Афинского Акрополя возник театр Диониса. Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы, — его труд оплачивался не ниже, чем служба военачальника: духовное здоровье нации было не менее важно, чем безопасность границ. Театр представал институтом психологической практики, охватывая огромнейшую аудиторию.
Рассматривая психологические механизмы воздействия театра на внутренний мир и поведение человека, следует отметить, что одной из наиболее очевидных составляющих театрального представления является игра. Она создает условия для приобретения богатого сенсомоторного опыта и практических навыков, позволяет тренировать врожденные способности и искать пределы своих физических и интеллектуальных возможностей. Не случайно работу актеров называют «игрой». Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации. Таким образом, приобретение личностью нового опыта является наиболее универсальной функцией игры. Разыгрывание ролей используется в качестве составной части обучения навыкам социальных контактов в рамках бихевиористсткой психотерапии.
Театральные выразительные средства и особая атмосфера позволяют участникам действия, актерам и зрителям, быть вовлеченным в единый процесс создания другой реальности, в которой возможны события и эмоциональные переживания невозможные в реальной жизни, но особым образом влияющие на неё. В процессе действия пробуждаются подсознательные импульсы, реакции, фантазия. Зритель сопереживает персонажу, отождествляет себя с ним, создается иллюзия переноса — ситуация проживается во внутреннем плане и происходит мобилизация ресурсов для дальнейшей реальной жизни. Такой взгляд на театральное действие соответствует психоаналитическому подходу [5]. Существует такое понятие, как «культурная консерва» — это стереотип поведения, который человек демонстрирует в схожих, как правило проблемных ситуациях. Зачастую мы сами притягиваем проблемы и ведём в них себя одинаково, совершенно не осознавая этого. Проигрывая ситуацию на сцене, мы находим совершенно новые пути поведения, которые помогают действовать по-новому, легко и эффективно.
Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с театром, функцией которого является жестокость, посредством художественного образа воздействующая на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться» [3]. Идея преображения театром души человека, воспринятая из воззрений теургов и легшая в основу концепции театральности, определяла сущность и цель «теоретического» театра Евреинова на всех этапах его развития. Театральное преображение мыслилось им как реальный, всесокрушительный процесс, перестраивающий не только психику, но и судьбу.
В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента, будь то рисунок, скульптура, инсталляция, выражает его неосознаваемые психические процессы. Они ведут общение с пациентом в диалоге, то есть в форме театральной, драматической. Этот процесс, не что иное как проигрывание ранее неосознанной страждущим ситуации в новой роли, осторожно доводимой до сознания психиатром, что позволяет ему взглянуть по-новому, непривычным взглядом на, казалось бы, знакомую ситуацию, подлежащую переоценке. Эффект врачевания зрителя и заключается в том, что, узнавая свои слабые места, он становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает силы для избавления от отрицательного героя в себе самом. В этом и есть присущий театру великий момент покаяния. Задачи психотерапии З. Фрейдом сформулированы, как выявление переживаний, травмирующих психику, и освобождение от них на понятийном уровне путем катарсиса. Подобный феномен присущ и театральному творчеству, где во время спектакля в психике зрителя происходит спонтанный, зачастую неосознанный внутренний психоанализ, приводящий к катарсису на когнитивном уровне. Таким образом, можно сказать, что Фрейд разрешили пациенту говорить, я Морено разрешил ему действовать.
Известный психолог Я.Морено в своих исследованиях, отталкиваясь от театральных аналогий, вводит понятие психодрамы. Морено обнаружил, что проигрывание ролей, значимых для участников, и ситуаций, взятых из реальной жизни, обладает мощным терапевтическим эффектом. Наблюдая за игрой детей, но выделил, что ролевому поведению противостоит спонтанность [1]. Cпонтанность как процесс в большей или меньшей мере присутствует в нашей жизни постоянно. Однако психодраматический театр создавался именно как место, где проявления спонтанности используются для решения психотерапевтических задач [6]. В психодраме синтезируются драматические средства и достижения современной психологии. Согласно Я. Л. Морено психодрама представляет собой ролевую игру, в которой «проживается» актуальная жизненная проблематика пациента и создаются необходимые условия для спонтанного выражения им собственных эмоций, чувств, настроений. Именно психодрама, возникшая из идей театральности, является первым методом групповой психотерапии, разработанной для изучения личностных проблем, глубинных переживаний и фантазий. В психодраматическом методе Морено использует «элементы» непосредственно театральные: сцену (сценическую площадку), протагониста (буквально — «первый актер»), вспомогательные лица (труппа), публика, выступающая в качестве зрителя и директор драмы, который является организатором всего процесса или непосредственно режиссёром собственного театра. Интересно, что древнегреческий драматический театр, ставший первоосновой психодрамы, начался в тот момент, когда на сцене к первому актеру (протагонисту) был добавлен второй актер (антагонист) и тем самым образовалось пространство диалога. Следует отметить, что при этом, не требуется умение профессиональной игры на сцене, а само действие, организованное на подобие театрального, является терапевтическим. Следует отметить, что при этом, не требуется умение профессиональной игры на сцене, а само действие, организованное на подобие театрального, является терапевтическим.
Театр — это отражение нашей жизни. Подобно тому, как театральный режиссёр создает спектакль, каждый из нас является режиссёром театра своей жизни. Идея театра как выражения целостной личности человека относится не только к психодраме, но и к театру как таковому. Действительно, театр, в отличие от других видов искусства, занимается исключительно человеком, его внутренним миром и миром его взаимоотношений. Г. Марсель говорит о том, что подлинный театр должен быть выражением целостности человеческой личности, и драма имеет своей целью выражение этой целостности. Психотерапия и психодрама в частности занимается тем же — восстановлением и выражением целостности личности. В каком-то смысле театр является не только средством, с помощью которого человек может познать себя, но еще и моделью самопознания личности [6].
Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром — а ведь именно страх, как считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия. Театральные постановки с участием детей, метод психодрамы, где обучения сценическим движениям и пластики призваны помочь детям раскрыть себя, становиться увереннее в себе, учиться общаться, примерять и перенимать положительные качества своих героев, формируя основы будущей личности. Инструменты сценической режиссуры в синтезе с психологическим знанием позволяют моделировать на сцене жизненные ситуации, в которых дети, наслаждаясь игрой, «проживая» роли, раскрывают себя в различных качествах, узнают что-либо новое о себе и мире. Таким образом, ребенок с агрессивным поведением, выражая себя в роли, противоположной его обычному реагированию, формирует новые паттерны поведения. Роль способна менять разрушительные установки, учить новым конструктивным способам взаимодействия с окружающим миром.
Нами была выделена группа детей, состоящая из школьников младших классов школы № 20 посёлка Андреевка г. Севастополя, в возрасте от 7 до 11 лет в количестве 7 человек. В начале работы с детьми, с целью выявления эмоциональной сферы ребёнка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности, были проведены такие проективные методики, как «Кактус» М. А. Панфиловой, «ДДЧ» Дж. Бак, «РНЖ» М. З. Дукаревич. Анализ проективных методик у детей представляет собой один из важнейших приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении. По результатам приведенных методик были получены рисунки с присутствием острых углов, зубов, шипов, клыков, когтей, с использованием тёмных или очень ярких цветов, что в совокупности, позволило нам сделать выводы о средне выраженном уровне агрессии. Далее, было проведено 25 занятий театральным искусством при помощи методических рекомендаций режиссёра Театра Юного Зрителя Ю. В. Ичиной. Занятия проходили один раз в неделю, в течение 5 месяцев, каждое занятие продолжительностью 2 часа. Полученные первичные данные, в повторно проведённых методиках, свидетельствуют о снижении уровня агрессии у испытуемых, что позволяет нам сделать вывод о целесообразности применения театрального искусства как вида групповой психотерапии.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
2. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Составитель т. к.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.
3. Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова. СПб.: СПбГАТИ, 2007.
4. Бурно M. E. Терапия творческим самовыражением, — Москва: Медицина, 1989. —304с.
5. Ефимов П. “Психология искусства” (Арт-терапевтические аспекты), — Санкт-Петербург, 2000.
6. Лопухина Е. В., Михайлова Е. Л. Играть по-русски, — Москва, 2003.