В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийсямодернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации модели: работа с педагогами, старшими дошкольниками и их родителями. В работе рассмотрены преимущества данной модели, которые подтверждены результатами диагностического исследования детей дошкольных отделений. Описаны результаты использования данной модели на практике.
Ключевые слова: интегративная образовательная среда, дошкольное отделение, интегративная модель, интегративные качества.
The article considers the relevant question concerning themodernization of the education system, namely the development and implementation of a model of the integrated educational environment in the preschool Department. Paid attention to the implementation of the tripartite model: work with teachers, senior preschoolers and their parents. The paper discusses the advantages of this model, which is confirmed with results of the diagnostic study of children pre-school sections. Describes the results of this model in practice.
Key words: integrative educational environment, pre-school Department, integrative model, integrative quality.
Научная проблема и ее обоснование. В современных условиях система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, воспитания и обучения, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях образования. Грамотное построение образовательной среды требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов [1]. Период перехода от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л. И. Божович, Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, В. В. Холмовский.
Целостный процесс развития личности, обеспечивающий ее качественные изменения, рост физических и умственных способностей, приобретение жизненного опыта предусматривает интегративный подход в организации образовательной среды. Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно — урочной системы — преемственность по предметам. На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Логично было бы предположить, что интеграция представляет собой систему отношений и связей между целым и его частями [3]. Сегодня в первом классе тратится до 60 % учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно [4].
При построении интегрированной образовательной среды внимание акцентируется на обсуждении вопросов готовности ребенка седьмого года жизни к обучению в школе с точки зрения уровня развития будущего ученика, состояния его эмоционального благополучия, физического развития и состояния здоровья. Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, мы выделяем понятие готовности ребенка к обучению в школе, а также преемственности между дошкольным учреждением и школой. Исследованием проблемы преемственности занимались А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, Л. В. Журова, Р. Б. Стеркина и другие. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Проблему готовности к школе рассматривали такие ученые как: Н. Е.Веракса, Н. И. Гуткина, Н. Семаго, М. Семаго.
Обзор литературы по теме. В России вопросами интеграции занимались такие ученые-педагоги, как В. Я. Стоюнин, Н. В. Бунаков, В. И. Водовозов, Б. Г. Ананьев и др., по их мнению, взаимное использование знаний — значимое преимущество при использовании интеграции в учебном процессе. Авторы Ю. П. Азаров, Е. Л. Арнаутова, Т. А. Куликова рассматривали особенности формирования готовности к школе в условиях семьи и указывали на важность двухстороннего решения проблемы готовности к школе со стороны детского сада и семьи. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К. Ю. Белая, Л. А. Венгер. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина указывали на то, что «интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения» [2].
Но, несмотря на то, что педагогами и психологами понимается важность данной проблемы, в настоящее время существует противоречие между теоретическими разработками проблемы построения интегрированной образовательной среды и особенностями реализации их в практической работе системы дошкольное отделение-начальные классы гимназии. Для решения данного противоречия мы попытаемся выяснить, какие возможности открываются перед педагогами и детьми при построении интегрированной образовательной среды в системе дошкольного отделения и начальных классов гимназии путем построения модели интегрированной образовательной среды в данной системе.
Цель и задачи исследования. Исходя из выявленной актуальности и поставленной проблемы исследования, были выделены его цель и задачи. Цель исследования заключается в построении модели интегрированной образовательной среды в системе дошкольного отделения и начальных классов гимназии. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать законодательную и методическую базу по возможностям организации и внедрения интегративной образовательной среды;
- Разработать и апробировать модель интегративной образовательной среды на базе дошкольного отделения;
- Проанализировать полученные результаты;
Методы и этапы исследования. Исследование проводилось на дошкольном отделении МАОУ гимназии № 12 г. Тюмени. Дошкольное отделение МАОУ гимназии № 12 г. Тюмени открыто 21 февраля 2008 года. Оно рассчитано на 50 воспитанников, которые поступают из разных детских садов города и ранее находящиеся на домашнем режиме. Работа строилась в три этапа:
1 этап — организационный: разработка нормативно-правовой базы;создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по новой модели;разработка структуры внедрения интеграции в образовательном процессе.
2 этап — внедренческий: апробирование модели интегративной образовательной среды в системе дошкольного отделения и начальных классов гимназии; подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике; выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами; обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы перед родителями и общественностью.
3 этап — результативный: анализ результатов реализации интегративной модели, корректировка содержания, подведение итогов; обобщение опыта работы педагогов; трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях; разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации модели с учётом полученных результатов.
Образовательный процесс с дошкольниками осуществляется в течение одного года в соответствии с ФГОС дошкольного образования и обеспечивается реализацией основной образовательной программы ОС «Школа 2100» [5]. Содержание модели интегрированной образовательной среды реализуется через совместную деятельность детей групп дошкольного отделения, начальных классов, их родителей и педагогов: педагогов-психологов, инструктора по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, хореографии, музыкального руководителя, воспитателей, учителей. Педагогов объединяет общая цель, планирование, распределение и обмен действиями в интегрированном образовательном пространстве.
Осуществляя свою деятельность как структурное подразделение МОУ гимназии № 12 г. Тюмени, дошкольное отделение является гарантом подготовки ребенка к школе. В основе организации образовательной деятельности дошкольников со стороны педагогического коллектива становится изучение детей в деятельности и отношениях.
Для более успешной разработки и реализации модели интегративной образовательной среды в начале учебного года нами была проведена диагностика детей нашего дошкольного отделения и дошкольного отделения МОУСОШ № 60, которое работает по Программе воспитания и обучения в детском саду (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) [6]. Диагностировались социальное, личностное, эмоциональное, творческое и когнитивное развитие дошкольников.
У старших дошкольников были зарегистрированы следующие проблемы:
– недостаточна развитая речь, умение вступать в общение (это стало годовой задачей для педагогического коллектива дошкольного отделения)
– ручная умелость не сформирована (умение правильно держать);
– многие дети с первых дней обучения не могут ориентироваться в числах числового ряда (предыдущее число, последующее число);
– недостаточное физическое развитие.
Были проведены анкетирование и беседа с педагогами и родителями дошкольников. Педагоги и родители нашего дошкольного отделения выразили желание и готовность к внедрению интегративной среды в образовательную работу дошкольного объединения.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу необходимости разработки и внедрения интегративной образовательной среды в систему нашего учреждения. Построение интегрированной образовательной среды дошкольного отделения реализуется через работу с дошкольниками, педагогами, родителями. Осуществляется:
– создание условий для обеспечения качества образования на дошкольной ступени и успешной адаптации выпускников в школе;
– развитие психических процессов у детей;
– укрепление и сохранение здоровья дошкольников.
Дошкольное реализации задач было организовано сотрудничество с различными социальными институтами (Таблица 1):
Таблица 1
Мероприятия, проводимые в сотрудничестве с социальными институтами
Социальные институты |
Мероприятия |
Гимназия № 12 |
Взаимопосещение уроков и занятий; посещение музея «Боевой славы», библиотеки; посещение школьного стадиона; взаимопосещение праздников. |
Детский сад № 88 |
Взаимопосещение занятий, муз. развлечений, праздников; совместный труд детей; совместные конкурсы: «Показ модной одежды», «Зимняя сказка», «Осенняя мозаика»; методические консультации. |
Педагогический колледж № 1 |
Совместное проведение методического семинара: «Методы и приёмы проведения занятий на д/о. Проблемы на уроках русск. яз., возникающие при переходе в 1 кл.»; педагогическая практика; помощь студентов. |
Библиотека «Радуга» |
На базе гимназии проведение методического семинара: «Посеять в детских душах доброту», театр на ладошке: «Откуда есть, пошла Земля Сибирская»; тематические сказки, выставки в библиотеке. |
Художественная школа имени Н. Н. Митинского |
Занятия по рисованию, выставки, направленные на решение годовых задач. |
Детская школа искусств «Гармония» |
Экскурсия — знакомство, тематические беседы на базе гимназии, акция: «Навстречу друг-другу». |
Детский экскурсионный центр «Радуга» |
Тематические экскурсии. |
Тюменский театр кукол |
Посещение спектаклей. |
Городской совет ветеранов. |
Встречи с ветеранами, участие ветеранов в проведении праздников. |
Тюменская филармония |
Экскурсии, беседы на базе гимназии. |
В основу организации образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Также, исходя из результатов диагностики по разным направлениям развития ребёнка, отталкиваясь от запросов родителей, гимназии, а так же в результате решения годовых задач в дошкольном отделении предлагаются следующие услуги по дополнительному образованию:
Курс обучение письму: «Наши прописи 2100» предназначен для подготовки кисти руки ребёнка к письму. Учебный материал позволяет также усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать буквы, похожие по начертанию, и не смешивать их; развивать умения слого-звукового анализа слова и слогового чтения, внимание, память, воображение ребёнка. Обучение чтению рассматривается как преемственность между дошкольным отделением и начальным и звеном гимназии № 12.
Курс: «Психопластика» предназначен для работы с детьми разного возраста, уровня способностей, социального статуса. Основой метода психопластики является телесно-ориентированная психотерапия, позволяющая эффективно снимать поведенческие, личностные и этические проблемы, корректировать невротические и пограничные расстройства. Телесная психотерапия создаёт психологическую защиту у детей, направленную на адаптацию их к условиям современного общества.
Курс: «Мелкая моторика» предназначен для развития мелкой моторики координации движений рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Курс создаёт условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Курс: «До-ми-соль-ка» (вокально-хоровой кружок) предназначен для обучения детей вокальным навыкам, для углубления знаний в области музыки — классической, народной, эстрадной, развития музыкально-эстетического вкуса, музыкальных способностей детей, привития навыков общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять её, привития навыков сценического поведения, формирования чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Курс: «Художественная студия»-экопластика. Экопластика или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала — это вид художественного творчества [2]. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура). Понятие «экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность (безвредность для здоровья, культура поведения и отношения к природному окружению).
Курс: «Театральный кружок» предназначен для приобретения опыта реальной жизни через игру в театре. Дети научатся анализировать различные жизненные ситуации, делать выводы, осознают своё место и роль в жизни, а главное — раскроют свой творческий потенциал.
Курс: «Грация» (физкультурно-оздоровительный кружок) направлен на совершенствование физических навыков и качеств личности ребёнка, повышение общей сопротивляемости организма за счёт увеличения физических нагрузок, устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, формирование сводов стоп, на освоение основ дыхательной гимнастики, психогимнастики, элементов йоги, массажа, самомассажа.
Структура организации воспитательной деятельности:
1. Воспитание средствами организованной образовательной деятельности.
2. Специально организованная деятельность воспитателей.
3. Деятельность педагогов дополнительного образования.
4. Деятельность медицинского работника, администрации гимназии.
Координация и взаимосвязь всех четырех потоков требует согласованных действий и открывает новые возможности:
– взаимодействие, интеграция усилий педагогов основного и дополнительного образования;
– возможность выстраивать и реализовывать вместе с ДО и семьей единую стратегию развития личности ребенка;
– интеграция дополнительного образования и система работы воспитателей ДО повышает социально-педагогический статус специалистов дополнительного образования, делая основное и дополнительное образование двумя равноправными ветвями единого, непрерывного познавательно- воспитательного процесса.
Ведущие цели взаимодействия дошкольного отделения с семьей — создание в дошкольном отделении необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские акции — встречи и праздники, создание памяток. Ежедневное информирование родителей о деятельности с детьми. Системное информирование о содержании образования в рамках проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Образование родителей: показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя родительские конференции, создание библиотеки и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Совместная деятельность: привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству: участию в музыкальных гостиных, в конкурсах, в различных по тематике конференциях, в подготовке концертных номеров (родители — ребенок), в досугах детей. Такое сотрудничество способствует развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Результаты исследования. По результатам проведенной промежуточной диагностики была выявлена положительная динамика в развитии старшего дошкольника нашего дошкольного отделения. Выявились лучшие показатели высокого уровня социального, физического, личностного, когнитивного развития у детей дошкольного отделения гимназии № 12 на 20 % по сравнению с показателями детей дошкольного отделения МОУСОШ № 60. М. Также можно отметить, что уменьшилось количество детей с низким уровнем социального, личностного, когнитивного развития детей на 15 % ДО гимназии № 12 по сравнению с показателями ДО МОУСОШ № 60.
В результате внедрения интегративной среды в систему образования дошкольного отделения у детей развились интегративные качества:
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». У дошкольника сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
«Любознательный, активный». Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений дошкольник обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
«Эмоционально отзывчивый». Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения». Поведение дошкольника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребенок соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Дошкольник может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Дошкольник имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности». Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками». У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Разработанная интегративная модель позволила обучить содержательному общению родителей с детьми, улучшить качество психолого-педагогического просвещения родителей, обеспечить ребенку успешную адаптацию в школе. Система дошкольного отделения и начальных классов гимназии помогает реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, обмен опытом и рост квалификации педагогов.
В процессе работы был выявлен общий позитивный настрой взаимных встреч (взаимопосещение уроков, занятий, проведение круглых столов по заявленной проблеме и т. д.), очевидная результативность, желание к дальнейшему сотрудничеству.
Научная новизна и практическая значимость результатов. Новизна исследования заключается в разработке модели интегрированной образовательной среды и путей внедрения ее в дошкольном отделении гимназии; в создании проекта «Партнёрство — путь к успеху». Результатом реализации модели интегрированной образовательной среды стал пакет апробированных на практике рецензированных методических материалов, программ, имеющих авторский характер; проект «Партнёрство — путь к успеху» был успешно апробирован в г. Тюмень и тюменской области.
Выводы и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Разработанная и апробированная на практике модель интеграционной образовательной среды выявила свою эффективность. Заинтересованность, желание и готовность к работе педагогического состава и родителей старших дошкольников по разработке и реализации интегрированной образовательной среды в дошкольном отделении гимназии привело к достижению желаемого результата.
Данное исследование не претендует на абсолютную достоверность. Целесообразным является продолжение поиска новых путей и средств реализации модели интегрированной образовательной среды в дошкольных отделениях при школах и гимназиях.
Литература:
1. Асмолов А. Методическое письмо Минобразования РФ от 25.03.1994 № 35-М Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования. Дата размещения материала июль 2011 года — URL: http://bestpravo.ru/rossijskoje/ad-pravo/k2k.htm (дата обращения 11.12.2013)
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 144 с.
3. Медведева М. С. Интегрированная образовательная среда — необходимое условие смешанного обучения/М. С. Медведева //Современные исследования социальных проблем — Электронный научный журнал. — 2012. — № 10(18). — URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/medvedeva.pdf
4. Образовательная система «Школа 2100» — URL: http://www.school2100.ru/school2100/preemstvennost/preemstvennost.php (дата обращения 10.12. 2013)
5. Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» — URL: http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php (дата обращения 5.12.2013)
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.