Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 25.02.2014

Статья просмотрена: 6027 раз

Библиографическое описание:

Тилляев, Б. А. Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия / Б. А. Тилляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1103-1105. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9369/ (дата обращения: 18.12.2024).

Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни, подражает им, воспитывается на их примере. Героическое тесно связано с социальной деятельностью человека, так как это особая форма проявления социальной деятельности, активности. Самоотверженность, искренность, нравственность, альтруизм, филантропия, жизнелюбие, ответственность, глубокая вера в нравственный идеал является признаком героизма.

Одним из фундаментальных свойств человеческого бытия, важнейшей составляющей человеческого духа является героизм. Его забвение губительно для человека, государства и общества в целом. Героическое начало в человеке — это такая субстанция, которая позволяет личности проявить свою сущность. Субъект героического поступка (отдельная личность, группа людей, общность) определяется тем, что берет на себя большую, чем другие, меру ответственности, владеет острым ощущением неотложных потребностей современности, благодаря собственным интеллектуальным, физическим, нравственно-психологическим качествам, способностью существенным образом влиять на ход событий. В таком значении понятие «героизм» выступает синонимом понятий «выдающаяся личность», «великий», «исторический человек».

Герои и героическое, как говорил Т. Карлейль, бесспорно пространная тема: «Она беспредельна, на самом деле она столь же обширна, как сама всемирная история. Ибо всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по-моему, разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить то, чего она хотела достигнуть. Все, содеянное в этом мире, представляют, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир» [1, с. 7]. Таким образом, социально-исторические процессы развития общества — это результаты деятельности, творчества великих людей. Вся этико-философская концепция Т. Карлейля направлена на эту идею. «Общество — утверждает он, — основано на почитании героев» [2, с. 17]., «История мира, как уже я говорил, это — биография великих людей» [3, с. 19].

Структура героического бытия человека составляет систему взаимообусловленных духовных, волевых и деятельно-практических основ, единство идеалов, убеждений, моральных особенностей (убежденность, уверенность, храбрость, умение в решающий момент мобилизовать волевые усилия), единство замысла, намерений, мотивов и деятельности. Поведение героя может воплотиться в одномоментный, «атомарный» поступок, «героизм порыва», военный подвиг или в продолжительное самоотверженное служение благородному делу, высокой идее («жизнь как подвиг»). Общественное пространство проявления героического поведения чрезвычайно широко: сфера политики (война, национально-освободительное движение, революция), науки (экспериментально-исследовательская деятельность), производство (люди «отважных профессий»). Тайна героизма во многом определяется энергией страстей человека, высоким моральным потенциалом, внутренней свободой, сильным желанием реализовать себя именно таким образом. Проблема человека, подчеркивал Ж.-П.Сартр, это прежде всего проблема свободы выбора: «Трус делает себя трусом, и герой делает себя героем». Героями не рождаются, ими становятся. Героизм это синтетическая и эстетическая категория, даже смерть благородного героя прекрасна.

Идеалы героизма развивались на протяжении многовековой истории человечества. В истории философии, этике, в художественной и публицистической литературе исследуется и описывается феномен героизма, его суть, побудительные мотивы и практические последствия, генезис и эволюция.

Мифологическая культура изображает героя как человеческое существо, которое наделено необыкновенным умом, способностями и силой, находится под эгидой богов и с их помощью осуществляет подвиги. Многие герои древних мифов были полубогами (Геракл, Ахилл, Гильгамеш). В античной Греции героями считались не только легендарные цари, военачальники, богатыри, но и те личности, которые даже после смерти продолжали влиять на общественное сознание. Героями называли основателей городов, знаменитых законодателей (Солон) и политиков, выдающихся благодеятелей, прародителей племен и общин, широкоизвестных поэтов. Отмечалось, что герои по-разному влияют на общественные события: положительно и отрицательно. Традиции почитания героя в древней культуре развивались из культа умерших: тризны, религиозные ритуалы, службы в часовнях на кладбищах. Мифологический герой наделялся в преданиях сверхчеловеческой силой. Веря в провидение, он не отделял того, что совершено им самим, от того, что явилось следствием рока.

Поэтому героев эпохи следует признать проницательными людьми, а их действия и речи являются лучшими в данное время. Великими людьми являлись те, кто лучше всех понимал суть дела, их знания затем усваивали все остальные, одобряя их или примиряясь с ними. «Ведь далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но бессознательной душой всех индивидуумов, которая становится у них сознательной благодаря великим людям. Другие идут за этими духовными руководителями именно потому, что чувствуют непреодолимую силу их собственного внутреннего духа, который противостоит им.

Общество исключает героизм из повседневной жизни людей, поскольку в нем господствует дух практического расчета и обывательского благоразумия, частное право и догматизм в морали. «Век героев, времена личной зависимости, господства и рабства, царство фантастического права и суровой аристократии, слабого рассудка и живого воображения, поэтической логики, мифологии, эпических песен уступает место демократическим порядкам, эпохе рациональной прозы».

Ф.Ницше, говоря о герое, имеет в виду сильную и волевую личность — сверхчеловека, сохранившего свою первобытную природу, которая является основой героизма. Этот человек свободен от социальных норм и запретов и сам способен создавать правила и системы ценностей. Обладая сверхчеловеческой силой и способностями, он представляет собой лучшее, что есть в обществе, поэтому главная его задача заключается в том, чтобы творить и созидать новое. Героя отличала воля к власти. «Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели» (Ницше).

Природа феномена героизма исследуется в различных аспектах.

Природа феномена героизма исследуется в различных аспектах. Идеи индивидуальности, исключительности героя нашли свое отражение в философской мысли ХХ в. (Д’Аннунцио — Италия, А. Боймлер, А. Розенберг — Германия). Известны и психологические объяснения героизму, согласно которым это «превращенная» форма фанатизма, психопатологические наклонности человека к самопожертвованию.

Но бывает и так, что великий человек мелькнет как падучая звезда, лишь на одно мгновение станет идолом и идеалом толпы, и потом, когда пройдет минутное возбуждение, сам утонет в рядах темной массы» [4, с. 362].

“Герой” у Михайловского «Это не первый любовник романа и не человек, совершающий великий подвиг. “Герой” может, пожалуй, быть и тем, и другим» [5, с. 362].

Сами по себе мотивы, двинувшие героя на геройство, для нас безразличны. Пусть это будет тупое повиновение или страстная жажда добра и правды, глубокая личная ненависть или горячее чувство любви — для нас важен герой только в его отношении к толпе, только как двигатель». Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью наиболее героических душ. Героизм и человеколюбие — почти одно и то же. Но стоит чувству этому немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в свирепого безумца: освободитель и хранитель делается притеснителем и разрушителем. (Шефтсбери).Стать героем, а вместе и спасителем человечества можно героическим деянием, далеко выходящим за пределы обыденного долга. Эта мечта служит общим масштабом в суждениях, критерием для жизненных оценок. Совершить такое деяние необыкновенно трудно, ибо требует побороть сильнейшие инстинкты привязанности к жизни и страха, и необыкновенно просто, ибо для этого требуется волевое усилие на короткий сравнительно период времени».

Время предъявляет все новые требования к обществу, проверяя человека на жизнеспособность. «В обыденной жизни должно происходить нечто героическое, переходящее все мыслимые и немыслимые границы, совершаемое кем-то ради общего блага, поскольку любое общество нуждается в примерах высокого служения долгу, проявления героем силы, ума и отваги, превосходящих обычную меру» [6, с. 453–463].

Почитать — это значит безгранично удивляться, и они могли делать это со всею полнотою своих способностей, со всею искренностью своего сердца.

Почитание героя — это есть трансцендентное удивление перед великим человеком. И в настоящий момент, как и вообще во все моменты, оно производит оживотворяющее влияние на жизнь человека. Почитание героя, удивление, исходящие из самого сердца и повергающие человека ниц, горячая, беспредельная покорность перед идеально-благородным, богоподобным человеком» [7, с. 14].

Именно такими нам видятся истинный герой и его поступки. «Великие люди, каким бы образом мы о них ни толковали, всегда составляют крайне полезное общество. Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он — источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это — свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира; это — не просто возжженный светильник, а, скорее, природное светило, сияющее, как дар неба; источник природной, оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства, распространяющий всюду свои лучи, в сиянии которых всякая душа чувствует себя хорошо». Как бы там ни было, вы не станете роптать на то, что решились поблуждать некоторое время вблизи этого источника» [8, с. 14].

Героизм — это доблесть, бесстрашие, стойкость, самопожертвование, проявляемое ради достижения высоких общественных и нравственных целей. Его источники различны: защита родины, верность гражданскому долгу, поиски правды, чувство любви, красоты и дружбы. Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство, он неотделим от возвышенного.

Риск — один из самых бесценных компонентов героического поступка в структурной схеме понятия героизма. Герой всегда рискует, он вытесняет из своего сознания всё то, что мешает ему идти к цели. Если бы механизм вытеснения страха — осознанный и бессознательный — не работал, то у человека не было бы, возможности сосредоточится на достижении цели. Поскольку героическое означает повышенное осознание личностью своего призвания — не щадя сил, вплоть до самопожертвования участвовать в осуществлении общего дела, то — его можно назвать позицией, которая придаётся в любую эпоху.

Героическое — это социально–нравственное поведение человека, выражающее его отношение к социальной действительности, поступки направлены на решение исключительной, по своим масштабам и трудностям задачи, самоотверженный труд направлен на постижение истины и достижение нравственного идеала. Благородные цели, служение своему народу или избранной профессии, постоянный, непрерывный поиск истины, подвиг во имя свободы и жизни, во имя мира и справедливости на земле, — вот побудительные мотивы героического.

Обращаться к героизму в наши дни необычайно важно потому, что именно на данном направлении, которое связано с познанием его онтологической истинности, современное общество может гармонизировать свое развитие, приобрести необходимую устойчивость и длительную перспективу. «Нужен не только герой, но и мир, достойный его, который не представлял бы одной сплошной массы слуг, в противном случае герой пройдет почти бесследно для мира!» [9, с. 176].

Литература:

1.                  Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. –М.: ЭКСМО, 2008. –С. 7.

2.                  Там же. –С. 17.

3.                  Там же. –С. 19.

4.                  Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии: В 2 т. / Козловский В. В. (отв. ред.). СПб.: Алетейя, 1998. — (Российская социология). Т. 2.: — 362 с.; Т. 2.: — 406 с.

5.                  Там же. –С. 362.

6.                  Хейзинга Й. «В тени завтрашнего дня» М., 2004. С. 453–463

7.                  Карлейль Т. «Герои, почитание героев и героическое в истории».— М.: Эксмо, 2008.— С. 14.

8.                  Там же. –С. 14.

Основные термины (генерируются автоматически): герой, героизм, великий человек, великое, героический поступок, мир, нравственный идеал, общество, почитание героя, природа феномена героизма.


Задать вопрос