Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному педагогу технического колледжа и реальными возможностями технического специалиста в педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, технический профиль, профессиональное мастерство, типы профессий.
We have done the analysis of the present situation in the sphere of technical specialities teaching at college. We have determined the problem of shortage of highly qualified technical teachers. We have found out basic contradictions between demands to a modern technical college teacher and real possibilities of technical specialists in the pedagogical activity.
Key words: pedagogic activity, technical profile, professional skills, types of professions.
В современных условиях рынка труда необходимость в технических специалистах очень велика. Между тем существует кадровый дефицит педагогов технического профиля.
Проблема профессионального отбора студентов — будущих педагогов /технических специальностей, формирование у них профессионально-важных качеств на сегодняшний день является очень актуальной. Основными знаниями у этих специалистов безусловно будут являться знания технического профиля. К основным профессионально важным качествам педагога технических специальностей, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности, относятся: коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты), умение слушать, вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), способность к самоконтролю, высокий уровень логического мышления, эрудированность, любознательность и обучаемость, терпимость, интерес и уважение к другому человеку.
Профессиональная жизнь педагога технического профиля имеет своего рода психологическое противоречие. В основу классификации профессий, разработанную Е. А. Климовым, положен критерий «объекта труда», т. е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала.[1]
Студенты, поступившие на обучение профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры будут относится к профессии типа «человек − техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие предметы, как физика, химия, математика, черчение.
От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался техникой и любил ее, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий. С этим большинство студентов осмысленно пришедших на обучение в колледж с техническим направлением успешно справляется.
Но даже освоив свою специальность на «отлично», стать педагогом технического профиля для них проблематично. Часто наблюдается такая ситуация: молодого специалиста технического профиля берут на должность преподавателя специальных дисциплин или мастером производственного обучения, но проработав незначительное количество времени они увольняются. Основной причиной большинство из них называют сложность в общении со студентами, отсутствии субординации, дисциплины на уроке. Все это можно объяснить реальным отсутствием педагогических навыков. Имея I уровень- (минимальный) репродуктивный, по специфической характеристики продуктивности педагогической деятельности, по которой педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам, является непродуктивным [2] и недостаточным для современного педагога.
Профессия педагога, связанная с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей будет относится к профессии типа «человек − человек». В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие предметы, как история, литература, и другие предметы общественного цикла.
Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в умении активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
К качествам, препятствующим эффективной профессиональной деятельности педагога технических специальностей относятся: психическая и эмоциональная неуравновешенность, замкнутость, нерешительность, отсутствие склонности к работе с людьми, неумение понять позицию другого человека, ригидность мышления, низкий интеллектуальный уровень развития [3].
На наш взгляд, чтобы успешно можно было решать вопрос профессионального становления будущего специалиста педагога технического профиля, необходимо выявлять в период обучения в колледже личностные особенности, интересы, интеллектуальные данные студентов необходимые для реализации себя в дальнейшем в специальности в качестве педагога. Внедрить для этого круга студентов факультативный курс педагогики, позволяющий на выходе иметь не только II уровень — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный, но и III уровень — (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т. е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный, и IV уровень — (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.
Высокопродуктивный — V уровень — (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся осваивают и применяют в течение всей педагогической работы.
По нашему мнению, помощь в осуществлении профессиональной ориентации специалистов технических специальностей в педагогическую деятельность может оказать колледж, непосредственно заинтересованный в подготовке кадровых педагогов. В целом, решение проблем профессионального становления педагогов технического профиля колледжа требует постановки скоординированных, многоплановых исследований и серьезных обсуждений их с участием широкого круга сотрудников колледжа, и непосредственно со студентами.
Литература:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996; 2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 2004.
2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
3. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.