The article is the result of summarising of teaching experience of using audio and video instruments at English classes. Of course, new methods of presenting audio and video materials provide high effective education.
Key words: English for specific purposes, competences, pedagogical technologies, support material, audio and video materials, songs.
Введение
В настоящее время, в построении структуры курса преподавания иностранного языка одной из ключевых проблем является проблема выработки наиболее эффективных методов простого запоминания обучающимися учебного материала, т. к. именно это способствует скорейшему овладению иностранным языком. И с этой целью применяются различные формы: литература, музыка, живопись, кинематография. Использование аутентичных иноязычных материалов объясняется тем, что во главе угла стоит использование не языкового, а межкультурного, или коммуникативного подхода.
Использование аудиовизуальной среды на уроках английского языка с учетом актуальности и широкого применения современных технологий, таких, как интерактивное оборудование, интернет и прочее обуславливают поиск наиболее эффективных по результату и наименее затратных по времени способов подачи материала, заданий и упражнений, ведь обучение английскому языку, особенно в неязыковом вузе, ведется в рамках сравнительно маленького количества часов, выделяемых на эту дисциплину.
Данная статья будет полезна, прежде всего, тем, кто в практической педагогической деятельности сталкивается с проблемой отсутствия мотивации к изучению иностранного языка у слушателей, либо ищущих новые способы повышения уровня умений и навыков обучаемых.
Учитывая большой ряд материалов и средств обучения в аудиовизуальной среде, в рамках данной статьи не представляется возможным рассмотрение их всех. Поэтому остановимся на использовании оригинальных и специально отобранных для учебных целей песенных материалов. Естественно, использование песенного материала в преподавании иностранного языка не является новым средством обучения, однако при традиционном подходе основная работа принадлежала лишь прослушиванию, чтению, заучиванию и воспроизведению текстов песен.
Естественно, что такой подход, помимо того, что он не решает проблему достижения педагогических целей привлечения этого материала, не является мотивирующим фактором для обучающихся в силу того, что, к примеру, не каждая песня может вызывать позитивные эмоции и желаемый эффект у абсолютно всех обучающихся.
Таким образом, методика постепенно подошла к тому, чтобы, эффективно используя песенный потенциал для целей урока, разрабатывать специальные упражнения на формирование навыков по грамматике, фонетике и лексике, тем самым превращая рутинный процесс выполнения однообразных упражнений в интересную, увлекательную деятельность.
В ходе теоретического изучения данной проблемы, а также анализа современных оригинальных учебных комплексов, включающих в свое содержание песенный материал, мы пришли к выводу, что слишком малое, также, как и слишком большое количество песенного материала не будет служить к достижению поставленных целей и задач [6, 87]. Вследствие этого, считаем, что оптимально привлечение одной песни на каждую крупную тему, изученную в ходе занятий. Важно, что работа с песней происходит после полного окончания работы над материалами этой темы.
Таким образом, стандартный курс обучения на одном уровне английского языка должен включать 7–9 песен.
Роль песни в структуре курса не следует недооценивать или переоценивать, т. к. в обоих случаях будет трудно говорить о достижении поставленных целей и задач. Так, в случае недооценки роли песенного материала у обучаемых будет складываться впечатление, что этот материал дается им только лишь для забавы и нескучного проведения времени, между тем как в современной методике, как было указано ранее, песенный материал имеет гораздо более серьезные цели [5, 132].
Применение песенного материала на занятиях для усвоения новой лексики и грамматики требует постоянной работы на протяжении нескольких занятий.
Так, в качестве разговорного элемента занятий можно выбрать современные, популярные песни в молодежной среде. Естественно, что этот материал должен быть интересен по своему тексту и музыкальному оформлению, т. к. в противном случае у обучающихся не будет мотива к обсуждению и живому обсуждению данного материала. Используя Интернет, сегодня можно подыскать, скачать и разработать материал практической по любой интересующей теме. Конечно, эта тема должна перекликаться с темами УМК, но однозначно должна вызывать интерес у обучающихся [1, 87].
Лексический и грамматический песенный материал можно вводить не только после изучения основной темы, но и перед ее изучением. Тогда при введении этого нового, обучающиеся с легкостью смогут его распознавать и использовать в спонтанных ситуациях речи.
В случае, если структура выбранного учебного курса не содержит песенного материала, педагог вынужден подбирать его сам. Поэтому далее на рисунке отобразим основные критерии выбора песен для включения их в нить курса.
Наиболее важным аспектом, по нашему мнению, является соответствие песенного материала степени обученности. Поэтому ниже раскроем примерный перечень песенного материала, который можно привлекать для работы с подростковой, студенческой аудиторией либо со взрослыми [5, 77].
Так, в зависимости от уровня владения английским языком, песенный материал может быть таким:
На уровне Beginner
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
Ottawan, 1981 |
D-I-S-C-O |
2 |
James Blunt, 2005 |
You’re beautiful |
3 |
The Cure, 1992 |
Friday, I’m in love |
4 |
ABBA, 1976 |
Money, money, money |
5 |
Trainspotting, 1996 |
Perfect day |
6 |
The Monkees, 1966, film Shrek, 2001 |
I’m a believer |
7 |
Bob Marley & the Wailers |
Three little birds |
Elementary
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
The Bangles, 1989 |
Eternal Flame |
2 |
Frank and Nancy Sinatra, 1967, Robbie Williams and Nicole Kidman, 2001 |
Something stupid |
3 |
Roy Orbison, 1964, film Pretty Woman, 1990 |
Oh Pretty Woman |
4 |
ABBA, 1982 |
Dancing Queen |
5 |
The Kinks, 1960s |
Waterloo Sunset |
6 |
Madonna, 1986 |
La Isla Bonita |
7 |
Tina Terner, 1989 |
The Best |
Pre-Intermediate
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
Nin Simone, 1968 |
Ain’t got no/I’ve got life |
2 |
John Lennon, 1975 |
Imagine |
3 |
Dido, 2003 |
White flag |
4 |
Madonna, 1986 |
True blue |
5 |
Queen, 1977 |
We are the champions |
6 |
Brian Wilson, 1966 |
Wouldn’t it be nice |
7 |
Bobby Womack, 1964 |
Its all over now |
8 |
Dionne Warwick, 1967 |
I’ll say a little prayer |
Intermediate
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
Sister Sledge, 1979 |
We are family |
2 |
Jimmy Cliff, 1973 |
You can get it if you really want |
3 |
Our house, 2003 |
Our house |
4 |
Avril Lavigne, 2002 |
Sk8er boy |
5 |
Bonnie Tyler, 1992 |
Holding out for a hero |
6 |
Alanis Mirisette, 1995 |
Ironic |
Upper-Intermediate
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
Des’ree, 1900s |
You gotta be |
2 |
Quentin Crisp |
Englishman in New York |
3 |
Gery Halliwell |
It’s raining men |
4 |
Gloria Gaynor |
I will survive |
5 |
Aerosmith |
I don’t want to miss a thing |
6 |
David Bowie |
Space oddity |
7 |
Cher |
If I could turn back time |
Advanced
№ пп. |
Автор/исполнитель, год |
Название песни |
1 |
Supertramp |
The Logical song |
2 |
Paul Simon |
50 ways to leave your lover |
3 |
Neil Hammond |
A Lady of a Certain Age |
4 |
Robert Palmer |
Addicted to Love |
5 |
Don McLean |
Vincent |
6 |
Stacey Kent |
I wish I Could Go Travelling Again |
7 |
Survivor |
Eye of the Tiger |
Также подобранный материал можно структурировать по разным аспектам, изучаемым на занятии: фонетика, грамматика и проч.
К плану изучаемых песен на уроках должен быть приложен план работы с ними. Такой план может иметь рабочее название «Song Activity Instructions и” должен включать в себя:
1. Работа над песней должна иметь четкую цель. Например, распишем цели использования песенного материала на примере группы со стартовым уровнем владения языком:
№ пп. |
Название песни |
Цель использования в формате: |
1 |
D-I-S-C-O |
Language — adjectives |
2 |
You’re beautiful |
Language — personal pronouns and possessive adjectives |
3 |
Friday, I’m in love |
Language — rhyming words |
4 |
Money, money, money |
Language — rhyming words |
5 |
Perfect day |
Language — mixed vocabulary |
6 |
I’m a believer |
Language — words in the past |
7 |
Three little birds |
Language — mixed vocabulary |
2. Далее следует обозначить средства достижения поставленной цели:
№ пп. |
Название песни |
Средства достижения цели: |
1 |
D-I-S-C-O |
Listening for missing words |
2 |
You’re beautiful |
Listening for missing pronouns and possessive adjectives |
3 |
Friday, I’m in love |
Matching rhyming words |
4 |
Money, money, money |
Predicting rhyming words |
5 |
Perfect day |
Listening for extra words |
6 |
I’m a believer |
Missing Verbs |
7 |
Three little birds |
Maching halves of lines. |
3. Объяснить по-русски или по-английски, в зависимости от уровня владения английским языком аудиторией, суть задания, и конкретные действия каждого по достижению цели выполнения задания.
4. Дать краткую историю песни.
Приведем в качестве примера работу на уровне Pre-Intermediate над песней «Ain’t got no/I’ve got life».
Цель занятия: learning parts of the body, common nouns.
Далее приведем инструкцию по работе над песней на английском языке.
1. Give each student a sheet. Focus on a and ask SS if songs in our language also use slang or incorrect grammar. Elict that I ain’t=I’m not. Then give SS in pairs a few minutes to complete the rest. Check answers.
1d, 2a, 3e, 4b, 5f, 6c.
2. Remind SS that I’ve got is grammatical and is an alternative form of Ihave.
3. Focus on b. Give SS, in pairs, a few minutes to say what they can see in the pictures. Check answers.
Picture 1: monkey, sweater, perfume, home, mother, ticket friends.
Picture 2: head, arms, mouth, lips, ears, tongue, nose, legs, toes.
4. Now play the tape/CD once, pausing as necessary for SS to write the words in. Get SS to compare answers with a partner and play the song again for SS to fill in the gaps.
5. Repeat if necessary and then check answers.
1) home
2) money
3) sweater
4) perfume
5) mother
6) friends
7) name
8) ticket
9) head
10) ears
11) nose
12) mouth
13) tongue
14) lips
15) legs
16) toes
6. Now get SS to read the lyrics with the glossary and ask them if they think it’s a an optimistic or pessimistic song (optimistic).
7. You may want to play the song for the class to sing along.
8. Finally, get SS to read the Song facts.
Следует понимать, что в структуре курса, на основе отобранного песенного материала, следует разработать подобного рода листы заданий, причем желательно, чтобы их формат был одинаков:
- текст песни с заданием;
- номер заданий;
- внизу листа факты о песне;
- выше блока «факты о песне» должен быть глоссарий.
Именно одинаковая структура подачи заданий на песенный материал сможет обеспечить достижение поставленных перед данным занятием языковых целей, а также делая сам подход простым для восприятия обучающихся.
Литература:
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранному языку: Лингводидактика и методика — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
2. Гебель С. Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ № 5, 2009. — с. 28–30
3. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. — М., 1982. — 373 с.
4. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. — М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
5. Ляховицкий М. В., Применение звукозаписи в обучении иностранному языку. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Высшая школа, 1979. — 133 с.
6. Орлова Н. Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной направленности. — М.:Просвещение, 1991. — 370 с.
7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Рус. Яз., 1982. — 276 с.
8. Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи — Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. — 164 c.
9. http://englishclub.narod.ru/article/article_2.htm
10. http://festival.1september.ru/articles/588766/
11. http://festival.1september.ru/articles/100399/
12. http://festival.1september.ru/articles/103220/
13. http://filolingua.com/publ/178–1–0–657
14. http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_250
15. http://www.ligis.ru/librari/3390.htm
16. http://www.openclass.ru/wiki-pages/45206
17. http://wiseguys.de/songtexte/details/aber_sonst_gesund/
18. http://www.yugzone.ru/brainmusic/child-music.ht