Участие банков в продаже страховых продуктов: финансовая оценка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 15.02.2014

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Елембаева, К. Д. Участие банков в продаже страховых продуктов: финансовая оценка / К. Д. Елембаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 406-407. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9406/ (дата обращения: 23.12.2024).

Одним из эффективных методов повышения эффективности и надежности банковской системы России, является создание банковско-страховых групп, позволяющих в рамках более тесного сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний создавать предпосылки для стабильной и эффективной работы, как данных финансовых институтов, так и финансовой системы страны в целом. В статье нами будут рассмотрены вопросы эффективного взаимодействия банков и страховых компаний.

Ключевые слова:финансовая стабильность; страховая компания; банковско-страховая группа.

Keywords:financial stability; insurance company; banking-insurance group.

Страхование принадлежит к наиболее интегрированным формам финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые компании мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Глобализация мировой экономики в полной мере затрагивает мировой рынок страхования, который является важнейшим элементом системы современных экономических отношений и мировой финансовой системы. Глобализация мирового рынка страховых услуг проявляется главным образом в усиливающемся процессе стирания законодательных и экономических барьеров между национальными страховыми хозяйствами и имеет в качестве конечной цели формирование единого страхового пространства. В рамках стратегии интенсивной интеграции России в мировое экономическое пространство, и с учетом все более активного выхода российских экономических страховых операторов (как государственных, так и частных) на глобальный рынок, и открытия российского рынка для иностранного бизнеса, насущной необходимостью является целенаправленное и постоянное изучение процессов глобализации страхового рынка.

Рассмотрим наиболее значимые моменты развития глобализации на мировом страховом рынке [1]:

-          формирование транснациональных страховых обществ и международных страховых брокеров за счет слияний и поглощений субъектов страхового рынка;

-          переплетение страхового, банковского и ссудного капиталов с формированием транснациональных финансовых групп, что дает возможность потребителю получать целый комплекс финансовых услуг в рамках одной группы. Появление новых форм и видов страховых услуг вследствие изменяющегося спроса на традиционные страховые услуги;

-          расширение форм и способов предоставления услуг страхования, в том числе посредством использования интернета;

-          увеличение масштабов страховых убытков в результате развития урбанизации, технического прогресса, удорожания частной и корпоративной собственности, влияния глобальных климатических изменений на экономику.

С 80-х гг. на мировом страховом рынке наметилась четкая тенденция к укрупнению страховых компаний за счет присоединения банковских и прочих финансовых институтов. Слияние банков и страховых компаний позволяет предоставить как финансовые и банковские продукты, так и страховую защиту, создавать комплексные услуги, осуществлять перекрестную продажу. Смысл подобного взаимодействия активов заключается, с одной стороны, в повышения финансовой устойчивости страховых компаний за счет перераспределения капитала внутри банковско-страховой группы, а с другой стороны, в унификации обслуживания клиентов и взаимном использовании сети продаж банковских и страховых продуктов. Крупные сделки по слиянию страхового и банковского капитала характерны в основном для компаний, специализирующихся на страховании жизни [3, 12].

Параллельно расширяется и прямое участие страховщиков в банковском бизнесе, однако не всегда можно наблюдать относительно быстрый положительный эффект в результате подобных слияний.

Необходимость консолидации усилий различных финансовых институтов в высокоразвитых странах была во многом обусловлена ростом конкуренции и одновременным падением прибыльности специализированных сегментов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного, брокерского и т. п.) [4].

Развитие банковско-страховой интеграции первоначально выразилось в создании универсальных банков, объединяющих самые разнообразные направления финансовой деятельности, в том числе и страховой [2]. Сформировался наиболее актуальный на сегодня для клиента круг финансовых услуг: текущий счет, накопление, кредитование, страхование и риск-менеджмент.

По мнению зарубежных специалистов [5], инициаторами движения в сторону создания финансовых конгломератов явились банковские учреждения, которые в условиях растущей конкуренции были вынуждены специализировать свои филиалы и отделения на широком круге финансовых услуг. Появление новых финансовых услуг, таких как лизинг, потребительское кредитование, ипотека и прочие, породило инициативу и активность альтернативных центров предложения таких услуг.

Как банк, так и страховая компания получают определенные преимущества, реализуя совместные финансовые проекты. Банк расширяет ассортимент услуг, оказываемый частным лицам, получает возможность расширения кредитования физических и юридических лиц. Кроме того, денежные средства, аккумулируемые страховой компанией в виде страховых резервов, размещаются на депозитном счете в банке-партнере и представляют собой долгосрочные вложения, что является выгодным для экономических показателей банковской деятельности. В свою очередь, страховая компания получает доступ к клиентской базе банка, что в несколько раз снижает необходимость в администрировании и, соответственно уменьшает затраты, в частности, на страховых агентов. Банки имеют больший опыт управления инвестиционными ресурсами, тогда как страховщики — рисковым аспектом. Все это вместе позволяет повысить эффективность использования средств страховых резервов.

Таким образом, можно выделить основные направления взаимодействия банка и страховой компании, а именно:

-          сотрудничество в области страхования имущественных и специфических банковских рисков;

-          формы сотрудничества в сфере обслуживания клиентов распространение банком продуктов страховой компании за определенную комиссию;

-          построение недостающего бизнеса (страховая компания покупает банк, либо банк покупает страховую компанию);

-          создание банковско-страховой группы для совместного ведения бизнеса и непосредственной оценки финансовых и страховых рисков.

Развития банковско-страховых групп в условиях изменяющейся внешней среды банковского бизнеса позволяет получить синергетический эффект, в виде повышения устойчивости финансовой системы.

Литература:

1.    Велиева, И. Близорукий риск-менеджмент / И. Велиева. — Режим доступа: http://www.expert.ru/.

2.                  Гермаш Д. Связанные одной сетью // Русский полис, март 2002.

3.                  Плешков А. Л., Орлова И. В. Очерки зарубежного страхования — М.: Анкил, 2007. С. 12.

4.                  International banking and financial market developments, BIS Quarterly Review, 2010.

5.                  Putting it together: Convergence Strategies for Banking, Insurance, and Investments, 2009, Bank Administration Institute.



[1] Статья подготовлена в рамках инициативной НИР «Современные проблемы функционирования банков и банковских систем России и зарубежных стран», № 01201266013 в ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти»

Основные термины (генерируются автоматически): страховая компания, банковско-страховая группа, банк, банковский бизнес, мировой страховой рынок, страховой рынок, услуга, финансовая деятельность.


Ключевые слова

, финансовая стабильность, страховая компания, банковско-страховая группа

Похожие статьи

Механизм кредитования — взаимодействие корпорации и банка

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Становление и использование эффективного механизма кредитования российских предприятий, удовлетворяющих потребности, ...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России ...

Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития

В статье рассказывается о производственной необходимости бюро кредитных историй в банковской сфере, его влиянии на развитие кредитного рынка в целом. Также рассматриваются проблемы, возникающие в этой сфере и способы их решения. Благодаря системе БКИ...

Совершенствование методов и инструментов управления операционными рисками банка

Управление операционными рисками банка — это одна из самых важных задач перед высшим руководством, потому как в настоящее время невозможно переоценить важность бесперебойной работы операционной системы любого банковского учреждения в любой точке план...

Проблемы сотрудничества банков и страховых компаний в России

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии банковских учре-ждений со страховыми компаниями. Изучается их роль в деятельности друг друга, а также даются рекомендации по эффективному их сотрудничеству.

Значение информационно-аналитической деятельности в современном здравоохранении

В статье подчеркивается роль информационно-аналитической работы в повышении качества медицинской помощи. В современную цифровую эпоху отрасль здравоохранения генерирует огромные объемы данных, которые при правильном анализе могут привести к значитель...

Управление финансовыми рисками в коммерческом банке как основа его финансовой устойчивости

Проблема управления рисками по своей актуальности и значимости является одной из самых главных в банковском менеджменте. Деятельность коммерческих банков характеризует её высокая рискованность. В связи с чем, актуальным становится создание в банке си...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Роль обязательных экономических нормативов ЦБ РФ в деятельности кредитных организаций

В данной статье выявлена значимая роль выполнения обязательных экономических нормативов кредитными организациями. Проанализирована надежность и платежеспособность банков, опираясь на их выполнение нормативных показателей Банка России. Отмечены важные...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Похожие статьи

Механизм кредитования — взаимодействие корпорации и банка

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Становление и использование эффективного механизма кредитования российских предприятий, удовлетворяющих потребности, ...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России ...

Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития

В статье рассказывается о производственной необходимости бюро кредитных историй в банковской сфере, его влиянии на развитие кредитного рынка в целом. Также рассматриваются проблемы, возникающие в этой сфере и способы их решения. Благодаря системе БКИ...

Совершенствование методов и инструментов управления операционными рисками банка

Управление операционными рисками банка — это одна из самых важных задач перед высшим руководством, потому как в настоящее время невозможно переоценить важность бесперебойной работы операционной системы любого банковского учреждения в любой точке план...

Проблемы сотрудничества банков и страховых компаний в России

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии банковских учре-ждений со страховыми компаниями. Изучается их роль в деятельности друг друга, а также даются рекомендации по эффективному их сотрудничеству.

Значение информационно-аналитической деятельности в современном здравоохранении

В статье подчеркивается роль информационно-аналитической работы в повышении качества медицинской помощи. В современную цифровую эпоху отрасль здравоохранения генерирует огромные объемы данных, которые при правильном анализе могут привести к значитель...

Управление финансовыми рисками в коммерческом банке как основа его финансовой устойчивости

Проблема управления рисками по своей актуальности и значимости является одной из самых главных в банковском менеджменте. Деятельность коммерческих банков характеризует её высокая рискованность. В связи с чем, актуальным становится создание в банке си...

Сбалансированная система показателей как инструмент повышения финансовой эффективности компании

В статье рассматривается понятие «сбалансированная система показателей», которое является одним из современных механизмов, способствующих повышению эффективности формирования и реализации выбранной стратегии по повышению финансовой эффективности комп...

Роль обязательных экономических нормативов ЦБ РФ в деятельности кредитных организаций

В данной статье выявлена значимая роль выполнения обязательных экономических нормативов кредитными организациями. Проанализирована надежность и платежеспособность банков, опираясь на их выполнение нормативных показателей Банка России. Отмечены важные...

Технология управления по результатам в системе HR-менеджмента организации

В статье рассматривается проблема адаптации технологии «Управления по результатам» к российским условиям. Подробно анализируются составляющие элементы системы управления эффективностью. Автор подчеркивает широкое признание и развитие технологии в раз...

Задать вопрос