Воспитание детей — сложный процесс, особую трудность представляет воспитательная работа педагога по формированию толерантных отношений, так как в них переплетаются как возрастные, половые особенности, так и межличностные, межгрупповые взаимоотношения детей. Умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками наблюдается не у всех детей. В процессе социализации личности степень овладения умениями и навыками гармоничного общения закономерно возрастает, если ребенок включен в воспитательно-педагогический процесс, направленный на формирование толерантных отношений у детей. Чтобы создать педагогические условия для развития толерантности у детей, воспитывающихся в приюте, необходимо разработать простые и привлекательные принципы толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы (Г. Д. Дмитриев, В. А. Тишков) [1, с.102].
Педагог-психолог работает по нескольким направлениям: проводит диагностическую работу с ребятами, которая может помочь воспитателю и учителю подобрать «ключ» даже к самым трудновоспитуемым и обучаемым детям; организует коррекционные мероприятия по оптимизации поведения, эмоциональных проявлений у воспитанников; ведет социально-психологические тренинги, на которых ребята обучаются общаться, правильно выражать себя и понимать других. У детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в приюте, существует ряд проблем: дети-воспитанники социального приюта, кроме их психических особенностей, специфики интеллектуальной, эмоциональной, личностной сфер имеют важное и существенное отличие от «домашних» детей. Оно заключается в том, что дети, в основном, не имеют положительного опыта общения в семье и окружающем социуме, и их «домашний» опыт, скорее отрицательный. Это приводит к негативным последствиям:
- у детей формируется искаженное представление о себе;
- у них складывается неправильное отношение к жизни, людям, социуму вообще;
- отсутствует представление о групповых нормах общения, не развиты формы конструктивного и толерантного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами, нет навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций.
Это те проблемы, которые педагоги решают в условиях социального приюта. Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов:
1.Ознакомительный этап, налаживание дружеских и доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Так как этапы растянуты по времени и в приют приходят все больше новых детей, то данный этап может идти параллельно с другими блоками этой работы. К вновь пришедшему ребенку прикрепляется преподаватель, его куратор. Он занимается его адаптацией в приюте, налаживает с ним контакт, а в дальнейшем плавно переходит на работу следующих блоков.
2.Наблюдение, анализ и выявление уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах.Диагностика уровня сформированности толерантности у детей, также заключается в том, что перед занятиями педагог — психолог наблюдает за детьми и определяет:
- Проявляют ли они внимание и интерес к сверстникам, которые выражаются в рассматривании лиц, фигур, наблюдении за их действиями.
- Довольны ли они встречей и контактом с ними, могут ли сосредоточиться на их действиях. Стремятся ли к взаимодействию со сверстниками, часты ли их контакты с разными детьми и смотрят ли они друг другу в глаза, используют ли жесты близости.
- Умеют и стремятся ли отвечать на адресованные им действия, чувствительны ли к инициативе партнера, улавливают ли его эмоциональное состояние, дружелюбны или агрессивны.
3. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников.
Данный вид работы наиболее органично вписывается в деятельность по организации досуга детей в стенах приюта и вне его стен. Он включает:
- непосредственную помощь в организацию общеприютских, внутригрупповых и смешанных мероприятий (праздников, дней рождения, прогулок, совместных игр);
- диагностика и коррекция основных эмоциональных проявлений. Используются диагностические методики «нарисуй человека», детский апперцептивный тест, проводится мини-тренинги по темам: «Навыки эмоционального выражения», «Способы эмоциональной самореализации»; индивидуальные занятия-беседы, формирующие у воспитанников навыки анализа и оценки соответствующих переживаний, связанных с различными жизненными ситуациями;
- коррекция эмоциональной сферы воспитанников в процессе общения между «собой и с взрослыми»;
- наблюдение за проявлением темперамента и характера ребенка;
- определение типа акцентуации характера у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Наблюдение за эмоциональными проявлениями и индивидуальными особенностями воспитанников ведется в неформальной обстановке. Для воспитанников такая форма работы дает возможность осознать свои чувства и эмоции, и адекватно реагировать на эмоциональном уровне, они также учатся устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми, преодолевать барьеры общения.
4.Формирование навыков конструктивного общения у воспитанников.
Эта деятельность осуществляется в ходе непосредственного общения педагога-психолога с воспитанником не только в приюте, но и за его стенами: во время групповых, а чаще всего индивидуальных прогулок. Она включает в себя:
- оценку трудности общения: коммуникативных барьеров, предвзятого и неадекватного восприятия партнеров по общению, неконструктивного взаимодействия;
- коррекцию неэффективных способов общения;
- формирование навыков общения и поведения вне стен приюта [2].
Взаимодействуя с воспитанниками в непринужденной обстановке взрослые демонстрируют свои навыки и умение общаться, собственное отношение к другим людям, свое желание общаться и дружить с детьми. При наличии эмоционального контакта и эмоциональной близости логично ожидать от детей актуализации процесса идентификации, повышение самооценки, что является одним из механизмов формирования их личности. Видя, как и ради чего взрослый и уважаемый им человек общается с другими, ребенок перенимает этот стиль общения, интериоризирует и превращает в собственный стиль взаимодействия с людьми. Такое стихийное и ненаправленное воздействие на становление личности ребенка предъявляет особые требования к нравственному развитию самих педагогов, с одной стороны, и к владению техникой общения, с другой. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. Анализ социально неуверенного поведения ребенка, воспитывающегося в социальном приюте, указывает на то, какие навыки отсутствуют у него и какие причины лежат в основе этого. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальном приюте, социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Толерантное поведение включает в себя: владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор; выражать как позитивные, так и негативные чувства. Толерантное поведение характеризуют следующие факторы: умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления, то есть умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение; контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся, в социальном приюте идет в следующих направлениях:
1. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
2. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
3. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
4. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний [3].
В социальных приютах создаются условия формирования толерантных отношений у детей дошкольного возраста. На занятиях с детьми используются современные педагогические разработки, посвященные проблеме развития толерантности. Педагогическая программа, разработанная Филипповой Л. В., Прима Е. В., Кольцовой И. Н. [4] нацелена на укрепление уверенности ребенка, воспитывающегося в социальном приюте, в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Методологической основой программы являются концепция социализации детей и теория толерантности. Согласно этой концепции, индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и более или менее осознанно занимает внутреннюю позицию. В возрасте 6–7 лет дети имеют основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. На занятиях по формированию толерантных отношений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся, в социальных приютах создаются условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций. Через толерантно ориентированную деятельность нужно стремиться сориентировать ребенка развить восприимчивость, эмпатию. В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.
Таким образом, формирование толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах, способствует социальному развитию ребенка, обогащению его социально-природной среды, развитию эмоциональной сферы и служат основой его готовности к школе.
Литература:
1. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2007. — С. 102
2. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие. — Магнитогорск, 2000
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — № 9; — 2002. — № 1.
4. Филиппова Л. В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / Л. В. Филиппова, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова, Е. В. Прима. Нижегор. гос. архитектур. — строит. ун-т. — Н. Новгород:ННГАСУ. 2009–421 с.