В статье рассматривается вопрос о роли партнерства государства и бизнеса в увеличении конкурентных преимуществ последнего. Перечислены причины, по которым для частного сектора (бизнеса) важно партнерство с государством, рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности бизнеса, приведены примеры сотрудничества государственных и частных структур в России.
Ключевые слова: сотрудничество (партнерство), конкурентоспособность, бизнес, государство, метод оценки, встреча.
Обоюдоострый характер глобализации выглядит несколько обескураживающим одинаково как для бизнеса, так и для государства. Это вызывает широкий интерес в увеличении конкурентоспособности бизнеса, партнерстве бизнеса и правительства (государства) и государственной политике в странах со смешанной экономикой[1].
По мнению В. Б. Кухаренко и В. В. Воронина, «система партнерских отношений между государством и частным бизнесом — базисный элемент функционирования смешанной экономики. <…> Из всего многообразия экономических функций государства главное — это формирование институциональной среды, составной частью которой и являются институты партнерства» [1].
Близкое партнерство бизнеса и государства, оптимальное использование новых технологий позволяет обрести бизнесу конкурентное преимущество.
Наличие конкурентного преимущества означает следующее: компания делает по сути то же самое, что и её конкуренты, но лучше, или обеспечивает лучшим качеством по более низким ценам, или осуществляет лучшее гарантийное обслуживание, или применяет новейшие технологии.
Это, безусловно, влияет на конкурентоспособность бизнеса, но не всегда позволяет эффективно справляться с вызовами глобальной экономики.
Предприятия, представляющие частный сектор (бизнес), нуждаются в поддержке конкурентоспособности при наличии согласованной стратегии, что подразумевает вовлечение правительственных и торговых институтов в основных вопросах.
Закрытый и активный тип партнерства между бизнесом и правительством — основа для отлично управляемой стратегией конкурентоспособности.
Традиционно бизнес фокусируется на увеличении прибылей, в то время как правительство (государство) формулирует и внедряет стратегию. Однако успех в новом глобальном контексте заключается в изменении традиционного распределения сил.
Оценка новых ресурсов и рынков, одновременно принимая во внимание риски интенсивного сотрудничества — одна из новых форм партнерства между бизнесом и государством.
Так, внутри развивающихся стран частный сектор, активно поддерживаемый государством — основное «действующее лицо» в аккумулировании технологических и прочих экспортных возможностей, например, в маркетинге, ноу-хау, финансовых навыках, кадрового потенциала, управленческого опыта.
Систематическое построение конкурентоспособности бизнеса связано с успехом экспорта в этих странах. Эффективность, с которой фирмы или сектора улучшают свои экспортные способности, в т. ч. через использование технологий в торговле, способна изменить основу конкурентного преимущества целой страны.
Примеры швейного производства на Маврикии, чилийских винзаводов, индийских компаний по разработке ПО, китайских — по производству потребительских товаров и корейских производителей электроники демонстрируют это [2].
Для проникновения на новые рынки компании необходимо определить область, в которой она может иметь конкурентное преимущество. С этой целью часто проводится СВОТ-анализ — для идентификации внутренних сильных и слабых сторон компании, а также внешних возможностей и угроз.
СВОТ-анализ позволяет компании узнать, в какой области (в каких областях) она имеет конкурентное преимущество, для того чтобы сосредоточиться на этих областях производства и продвижения своего товара (своих товаров) или услуги (услуг) [3].
Существует множество методов оценки конкурентоспособности предприятий, которые имеют следующую классификацию подходов (табл.1):
Таблица 1
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Подход |
Методы |
Матричный |
СВОТ-анализ Анализ пространства Матрикс Бостонской консультативной группы Матрикс GE-Маккинзи Матрикс консультативной фирмы «А.Нильсен» Метод развития функций качества |
Индикаторный |
Метод экономической конкурентоспособности предприятия Метод социальной конкурентоспособности предприятия |
Критериальный |
Метод «применения систем качества» Метод уровня определенности реальной конкурентоспособности предприятия Метод уравнения конкурентоспособности предприятия с конкурентоспособностью продукции Метод «профилей» Метод оценки конкурентоспособности предприятия консалтинговой корпорацией «Дан и Брэдстрит» Метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции (Максимова И. В.) |
Экспертный |
Метод оценки конкурентоспособности на основе потребительской стоимости Метод аналогий Метод рейтинговый систем |
Графический |
Метод оценки на основе «многоугольника конкурентоспособности предприятия» «Метод радара» |
Математический |
Метод конкурентоспособности основывается на теории сравнительного преимущества (М.Портера) Интегральный индекс конкурентоспособности (Фатхутдинов Р. А.) Интегральный индекс конкурентоспособности (Зулькарнаева И. и Ильясова) Метод определенной конкурентоспособности (Азоев Г. Л.) Метод «равновесной» точки Метод определения конкурентоспособности (Е.Минько и М.Кричевский) |
Прямой |
Те же методы, которые относятся к математическому подходу |
Стратегический |
Метод базируется на теории равновесия Определение конкурентоспособности в соответствии с частью рынка Метод основывается на сравнительном анализе и положении предприятия среди конкурентов (Н. С. Яшин) |
«Строительный» |
Метод оценки в соответствии с частью рынка Возможности оценки потребителями построения продуктов Оценка конкурентоспособности предприятия в условиях |
Из всего многообразия методологических подходов можем сделать вывод о важности выбора этих методов для оценки конкурентоспособности предприятия для получения надежных результатов [4].
Продолжая рассуждать о преимуществах сотрудничества бизнеса с государством, не следует упускать из вида тот факт, что «государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, тем самым снижает нагрузку на бюджет и пользуется более гибкой и действенной системой управления проектом, а бизнес получает определенный набор гарантий и преференций» <…> также «существует определенная зависимость между уровнем развития государства, уровнем жизни населения и отраслью, которая определяется в государстве в качестве приоритетной для развития с помощью механизмов государственно-частного партнерства» [5].
Таким образом, становится понятно, что партнерство бизнеса и государства — взаимовыгодное сотрудничество ещё и с финансовой, налоговой и, наконец, социальной позиции.
Безусловно, не все частные компании могут сотрудничать с государством, да и бюрократия, взятничество и прочие негативные явления в государственной сфере крайне непривлекательны для предпринимательства. Поэтому руководством страны проводятся специальные мероприятия, направленные на уменьшение подобных явлений; организуются встречи, круглые столы, семинары для подробного объяснения преимуществ государственно-частного сотрудничества.
Встречи, организуемые правительством с такими негосударственными, некоммерческими объединениями, как РСПП (Российский Совет промышленников и предпринимателей), ТПП (Торгово-Промышленная Палата), имеют важное значение для российской экономики. Именно на этих встречах обсуждаются вопросы улучшения финансовых, налоговых и пр. схем, существующих в настоящее время.
Так, на последней встрече Президента РФ, В. В. Путина, с Президентом РСПП, А. Н. Шохиным[2], обсуждались вопросы «деофшоризации российской экономики, участие работодателей в разработке профстандартов, порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям» [6]. По результатам этой встречи были найдены компромиссные решения по некотором вопросам (например, о предоставлении «преференций для тех участников экономической деятельности, которые будут активно работать в этом направлении»); по другим вопросам было предложено тщательное изучение условий и организации будущих встреч.
Таким образом, очевидно, что сотрудничество между бизнесом и государством нельзя назвать беспроблемным, но нужно подчеркнуть его значимость, объясняемую, прежде всего, наличием внешних факторов, трудностей для частного сектора по выходу на новые рынки, удержанию имеющихся и т. д.
Цели государства и бизнеса, безусловно, рознятся, но их партнерство важно обеим сторонам: государству для решения многих экономических, финансовых, налоговых и социальных задач, бизнесу — для получения необходимых для повышения конкурентоспособности преференций, поддержки при экспорте своей продукции на зарубежные рынки.
Литература:
1. «Проблемы теории и практики предпринимательства»//«Проблемы современной экономики», N 3 (31), 2009
2. «Building Business Competitiveness»//International Trade Forum Magazine — Issue 2/2004
3. Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.quickmba.com/strategy/swot/ (дата обращения: 08.02.14)
4. «Методы построения корпоративной оценки конкурентоспособности». Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/iem/savelieva/library/translate.htm (дата обращения: 08.02.14)
5. «Роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры (на примере зарубежных стран)»// «ЭГО (Экономика, Государство, Общество)», № 4 (11), декабрь 2012
6. Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.rspp.ru/news/view/4236 (дата обращения: 15.02.14)
7. Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=4462 (дата обращения: 15.02.14)