В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова:дошкольное воспитание, система воспитания, дошкольный возраст, подрастающее поколение.
The article considers the issues of the system of education in pre-school institutions
Кey words: pre-school education, the system of education, preschool age, the younger generation.
Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социального воспитания в образовательных учреждениях. Одной из социальных проблем воспитания в дошкольном учреждении является проблема системы воспитания. В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения ФГТ и ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социальная проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.
Как известно, формирование личности социализации человека начинается в дошкольном возрасте. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума. Д. Б. Эльконин отмечал, что в «субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития» [4, с. 27].
Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка дошкольного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Изучая и анализируя факторы организованной и стихийной среды влияния на ребёнка со стороны выше указанных средств, характеризуется, в первую очередь, содержание социального воспитания дошкольника.
Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками в МБДОУ мы сделали вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации, где более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрировали агрессивное поведение.
Исходя из этого, анализ работы педагогов нашего МБДОУ показал, что воспитатели испытывают трудности в реализации направлений социально-личностного развития детей, не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие (например, ФГТ и ФГОС). Это требует от педагогов не только физических, интеллектуальных, но и материальных затрат, а приобретённое ранее методическое обеспечение программ оказывается «ненужной макулатурой». Все эти факторы сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.
Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации (программы «Развитие», «Радуга», «Школа-2100») [1, с. 15].
В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [3, с. 354].
Наблюдая за родителями в МБДОУ, мы отметили, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает. Поэтому в России в 2011 году произошло 90 тяжких преступлений в отношении детей [2, с. 5].
Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.
Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:
- деятельность семьи как социальной системы;
- технологию социального воспитания детей в дошкольном учреждении;
- Программы социального развития ребёнка- дошкольника;
- целостность педагогической системы в области социального развития дошкольника.
Литература:
1. Волошкина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений// Начальная школа-2000-№ 1, с. 13–20.
2. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012-№ 5- с.5.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М,1976, с. 416.
4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М: Педагогика, 1989, с. 560.