Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 18.02.2014

Статья просмотрена: 1843 раза

Библиографическое описание:

Макарова, Л. В. Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынке / Л. В. Макарова, А. В. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9447/ (дата обращения: 16.11.2024).

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В нашей стране, безусловно, проблемы конкурентоспособности стоят весьма остро и нуждаются в подробном анализе для последующей разработки конструктивной позиции государства.

Низкая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и страны в целом — это проблема экономической безопасности государства. В связи с этим повышение конкурентоспособности — стратегическая задача любого объекта отечественного рынка, решение которой возможно на основе проведения глубокого анализа конкурентоспособности как экономической категории и показателя экономической деятельности.

Одним из составляющих факторов успешной конкурентной борьбы является всестороннее изучение потребностей рынка, поэтому целесообразно систематически проводить исследования товарных рынков. Методы исследования товарных рынков включают проведения сегментации рынка [1, 2]. Сегментация рынка может проводиться различными методами, в зависимости от факторов, по которым оно проводится [3].

В данной работе предлагается методика оценки конкурентоспособности на примере продукции пищевой промышленности –сахара-песка ОАО «Атмис-сахар» г. Каменка, по двум основным параметрам: территориальному, по виду деятельности, с выделением целевой группы потребителей.

Для анализа была выбрана продукция разных производителей, изготавливающих сахар-песок из сахара-сырца как на территории Пензенской области, так и за её пределами:

-                   Земетчинский сахарный завод;

-                   Бековский сахарный завод;

-                   Ульяновский сахарный завод;

-                   Кирсановский сахарный завод.

Исходные данные для расчета представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности продукции

Абсолютные значения показателей конкурентоспособности продукции

Земетчинский сахарный завод

Бековский сахарный завод

Ульяновский сахарный завод

Кирсановский сахарный завод

ОАО «Атмис-сахар»

Массовая доля сахарозы, %

92

94

99,9

99,8

94,65

Массовая доля золы, %

0,02

0,04

0,01

0,02

0,02

Массовая доля влаги, %

0,03

0,1

0,02

0,03

0,033

Цветность, (ед. ICUMSA)

82

76

70

74

78

Массовая доля редуцирующих веществ, %

0,038

0,038

0,030

0,034

0,036

Массовая доля ферропримесей, %

0,0009

0,0008

0,0004

0,0005

0,0004

Себестоимость (за 1 кг), руб.

21

21

25

24

21

С целью определения потребительской полезности был проведен сравнительный анализ, предусматривающий использование комплексного (обобщенного) показателя [4,5]. Для расчета комплексного показателя введено несколько групп потребителей (население региона, кондитерские фабрики и предприятия, выпускающие детское питание) со своими весовыми коэффициентами, полученными экспертным методом. Результаты экспертной оценки значимости показателей конкурентоспособности продукции представлена в табл. 2.

Таблица 2

Экспертная оценка значимости показателей конкурентоспособности продукции

Показатели конкурентоспособности продукции

Экспертная оценка коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности продукции (значимость) для групп потребителей

Население

Кондитерские фабрики

Предприятия по производству детского питания

Массовая доля сахарозы, %

0,2

0,2

0,2

Массовая доля золы, %

0

0,1

0,1

Массовая доля влаги, %

0,2

0,1

0,1

Цветность, (ед. ICUMSA)

0,2

0,1

0,1

Массовая доля редуцирующих веществ, %

0

0,2

0,2

Массовая доля ферропримесей, %

0

0,1

0,2

Себестоимость (за 1 кг), руб.

0,4

0,2

0,1

Обобщенный показатель конкурентосопсобности вычисляется по формуле:

,                                                                                                         (1)

где j=1…3 — группы потребителей;

n — количество показателей качества, учитываемых при расчете технического уровня;

 — коэффициент весомости каждого i-ого показателя качества j-ой группы потребителей

 — относительный показатель качества продукции, вычисляется по следующим формулам:

а) если увеличение показателя  повышает уровень конкурентоспособности продукции (показатель 1)

,                                                                                                                 (2)

б) если увеличение  приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции (показатели 2, 3, 4, 5, 6 и 7)

,                                                                                                                 (3)

Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле:

.                                                                                                                  (4)

Сводная таблица результатов расчета представлена в табл. 3.

Таблица 3

Сводная таблица

Показатели конкурентоспособности продукции

Земетчинский сахарный завод

Бековский сахарный завод

Ульяновский сахарный завод

Кирсановский сахарный завод

ОАО «Атмис-сахар»

Население

Комплексный показатель конкурентосопсобности,

0,88

0,81

0,94

0,87

0,88

Потребительская полезность, %

93,6

86,1

100

92,5

93,6

Кондитерские фабрики

Комплексный показатель конкурентосопсобности,

0,78

0,71

0,96

0,84

0,85

Потребительская полезность

81,2

73,9

100

87,5

88,5

Предприятия по производству детского питания

Комплексный показателя конкурентосопсобности,

0,73

0,68

0,98

0,83

0,85

Потребительская полезность, %

74,5

69,4

100

84,7

86,7

Анализ полученных результатов свидетельствует, что продукция всех производителей имеет достаточно хороший уровень качества и потребительскую полезность. При этом наибольшей конкурентоспособностью обладает продукция Ульяновского сахарного завода. При этом величина комплексного показателя конкурентоспособности продукции Ульяновского сахарного завода в зависимости от рассматриваемого сегмента варьируется от 0,94 до 0,98, что определяет максимальное значение ее потребительской полезности. Продукция ОАО «Атмис-сахар» также является одним из лидеров в производстве и реализации сахара-песка и занимает на рынке Пензенского региона стабильное и устойчивое положение. Анализ показателей конкурентоспособности, представленных в табл.3 свидетельствует, что конкуренты ОАО «Атмис-сахар» на внутреннем рынке не могут оказать значительного влияния на его положение на рынке.

В заключение следует отметить, что данная методика оценки конкурентоспособности может быть применима ко всем отраслям промышленности.

Литература:

1.             Зозипев А. В. Сегментирование рынка: Учебное пособие. [Текст]. — Харьков: Студцентр, 2003.- 236с.

2.             Махмутова Г. С. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов. [Текст]. — Маркетинг № 1, 2006, с.44–57.

3.             Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. [Текст]. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

4.             Федюкин В. К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством продукции. Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.-328с.

5.             Макарова Л. В. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебное пособие. — Пенза: Изд-во ПГУАС, 2003. -28 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребительская полезность, Ульяновский сахарный завод, ICUMSA, группа потребителей, бековский сахарный завод, детское питание, земетчинский сахарный завод, кирсановский сахарный завод, комплексный показатель, показатель конкурентоспособности продукции.


Задать вопрос