Эффективность функционирования региона во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти, концепцией экономического и социального развития государства и его регионов, принятой моделью рыночной экономики.
Повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых на региональном уровне и направленных на регулирование и государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России, рационализацию взаимодействия отдельных участников экономического процесса является одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста.
Российская Федерация перейдет к устойчивому развитию только тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Поэтому тема проблемы развития экономики региона является актуальной. КЧР является одним из регионов РФ с большим потенциалом для дальнейшего развития не только экономики региона, но и страны. Самыми сложными показателями для Республики являются следующие: объем доходов консолидированного бюджета, уровень иностранных инвестиций, доля собственных доходов в бюджете, уровень безработицы. Это и свидетельствует о наличии проблем в данных сферах, недостаточный уровень занятости, что в свою очередь приводит к недополучению доходов в бюджет в виде налогов, в том числе и налога на доходы физических лиц. По таким показателям, как объем дефицита бюджета, доходы бюджета на душу населения, продолжительность жизни показатели Карачаево-Черкесской Республики находятся на уровне средних показателей на территории Российской Федерации, что свидетельствует о потенциальном здоровье населения и экологическом благополучии, а также о наличии хорошо развитого бизнеса, способного приносить существенные доходы в расчете на одного жителя.
Исходя из представленных данных, видны потенциальные возможности развития республики, которые заключаются в поддержке экологического туризма в связи с хорошей экологической обстановкой, снижении социальной напряженности и повышение инвестиционной привлекательности, что позволит привлечь в республику не только российские, но и иностранные инвестиции.
Для повышения устойчивости социально-экономического развития территории необходимы усилия как в отношении доходов, собираемых на территории Республики, так и в отношении оптимизации производимых расходов. Основными видами собственных доходов являются налоговые доходы. В качестве мероприятий по увеличению поступлений налогов возможно увеличение ставок транспортного налога по автомобилям, относящимся к разряду престижных и завершение мероприятий по кадастровой оценке недвижимости, что даст возможность Республики в числе одним из первых регионов внедрить налог на недвижимость.
Внутренними барьерами развития экономики КЧР являются:
1. Ускоренное развитие транспортно-логистической системы. В настоящее время в КЧР не имеется необходимая транспортная инфраструктура, которая в дальнейшем может повлиять на развитие экономики, в том числе и горнолыжного туризма.
2. Формирование национальной инновационной системы. Необходимо создать инфраструктуру развития инновационной деятельности на основе горизонтальной интеграции на ресурсном уровне с организациями из других регионов, так как республика не располагает необходимой институциональной средой для развития инновационной деятельности.
3. Возрастание роли человеческого капитала. Необходимо принять неотложные комплексные меры по подготовке высококвалифицированных специалистов в необходимом количестве.
4. Усиление глобальной конкуренции. Среда такой конкуренции в последнее время значительно расширяется. Большинство выпускаемой в республике продукции в настоящее время не является конкурентоспособной, и поэтому на региональном рынке преобладает импортная продукция.
Основой для дальнейшего развития Карачаево-Черкесской Республики являются следующие факторы:
- наличие высокоплодородных почв и запасов полезных ископаемых;
- агроклиматические условия, которые позволяют выращивать теплолюбивые культуры;
- наличие поверхностных водных ресурсов, в т. ч. пресных вод;
- большое количество полезных ископаемых и природных строительных материалов.
Анализ социально-экономического развития Республики дает нам основание для трех возможных сценариев развития, реализация которых в разной степени определит будущее нашего региона.
При инерционном варианте развития не прогнозируется значительных улучшений в экономическом положении субъекта Российской Федерации. В рамках этого сценария планируется ухудшение демографической ситуации за счет снижения рождаемости, увеличения смертности. Развитие промышленности будет осуществляться за счет развития предпринимательства, а сельского хозяйства — за счет личных хозяйств. Наиболее успешно будут функционировать предприятия, добывающие полезные ископаемые, продолжится разрушение инфраструктуры туристического комплекса, что в совокупности приведет к росту безработицы и может послужить основой для развития экстремистских течений, что еще более ухудшит ситуацию в регионе [1].
Стабилизационный сценарий предполагает реализацию в Республике нескольких инвестиционных проектов в сфере туризма, добывающей отрасли, сельского хозяйства, в частности развитие горнолыжного курорта в Архызе, что приведет к активному развитию сопутствующих отраслей: транспорта, сельского хозяйства, сервиса. Прогнозируется и улучшение демографической ситуации как за счет увеличения рождаемости, так и за счет привлечения мигрантов.
Инновационный или оптимистический сценарий предполагает проведение коренных изменений во всех сферах региона, прежде всего развитие промышленности, агропромышленного сектора, развития туризма. В сфере производства планируется внедрять наукоемкие высокотехнологичные методы производства, в туристской сфере — развивать горнолыжный и лечебный туризм. Это приведет к приросту населения в основном за счет миграционного притока, повышению уровня жизни населения региона.
Указанные три сценария развития отражают как существующие тенденции в развитии республики, так и прогнозные, полученные в результате комплексного анализа различных сфер социально-экономической жизни республики. На основе проведенных исследований наиболее приемлемым для Республики вариантом развития, на мой взгляд, является реализация стабилизационного сценария и осуществление постепенного, в течение 2 лет, перехода на инновационный путь развития.
Одной из основных задач повышения уровня развития экономики — это повышение уровня инвестиционной привлекательности Республики.
Это возможно путем создания системы регионального маркетинга, формирования объектов, привлекательных для инвестирования, развития банковской системы, страховых компаний, формирования Электронного инвестиционного паспорта Республики и создания электронного реестра инвестиционных проектов, субсидированием части процентной ставки по кредитам, полученным на инвестиционные цели, развитие государственно-частных партнерств, создание благоприятного имиджа Республики. В результате реализации этих мероприятий должны произойти существенные сдвиги в области привлечения инвестиций. Ожидаемый прирост инвестиций к 2030 году должен составить 48500 млн. руб., увеличившись более чем в 3 раза с 15540 млн. руб. в 2010 году. Структура привлекаемых инвестиций по видам экономической деятельности приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структура привлеченных инвестиций [2]
Исходя из представленных данных можно отметить, что основными сферами деятельности для привлечения инвестиций являются обрабатывающие производства — 41,3 % всех инвестиций, строительство — 23,1 % и производство электроэнергии — 20,7 %. Это является базой для дальнейшей реконструкции и обновления всего процесса производства в Республике.
В связи с этим планируется создать конкурентоспособные производства, соответствующие требованиям рынка, привлечь высококвалифицированный технический и управленческий персонал. Вся промышленность будет разбита на 4 основных кластера:
1) строительство;
2) использование водных ресурсов;
3) легкая промышленность;
4) машиностроение.
Это приведет к увеличению валового регионального продукта с 121774,5 млн. руб. в 2012 году к 483482 млн. руб. к 2030 году [2].
Для развития промышленности необходима соответствующая транспортная инфраструктура. В настоящий момент в Республике недостаточно развита сеть железных дорог, отсутствует аэропорт, автомобильные дороги имеют низкое качество. В рамках развития транспортной системы запланировано строительство к 2015 году аэропорта, включенного в соответствующую ФЦП, строительство новых железнодорожных веток Черкесск — Шедок и Усть-Джегута — Сары-Тюз, строительство автомобильной дороги Черкесск — Сухуми и Минеральные Воды — Черкесск — Красная Поляна, строительство автомобильных дорог с улучшенным качеством дорожного покрытия. Это должно принести результат не только как обслуживающего комплекса промышленности, но и как отдельной отрасли, так ожидаемый эффект от реализации транспортных услуг запланирован в размере 3880,7 млн. руб.
Существенное внимание уделяется и развитию малого предпринимательства. Наиболее развитой сферой деятельности в малом предпринимательстве является торговля, далее следует — строительство, агропромышленное производство и туризм, это отвечает основным тенденциям социально-экономического развития Республики.
В области развития малого и среднего предпринимательства имеется ряд проблем, сдерживающих их рост. К ним относятся высокая стоимость кредитных ресурсов и их недостаток, что напрямую связано с проблемой неразвитости банковской системы, недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, неразвитость инновационного предпринимательства, недостаточный уровень предпринимательской культуры населения, нехватка квалифицированных ресурсов, недостаточная республиканская поддержка малого бизнеса, слабое продвижение продукции местного производства на российский и мировые рынки.
Основными целями в области поддержки малого предпринимательства являются: снижение административных барьеров, развитие инфраструктуры поддержки, создание Ассоциации малого и среднего бизнеса, формирование благоприятного образа предпринимателя.
Основными результатами реализации этих мероприятий должны стать увеличение доли занятых в субъектах малого предпринимательства и доли произведенной продукции в валовом региональном продукте.
При успешной реализации Стратегии развития Карачаево-Черкесской Республики планируется достижение следующих результатов [2]:
- увеличение численности постоянного населения с 461,6 тыс. чел до 541,5 тыс. чел. или на 17,3 %, при этом численность городского населения должна составлять 44 %, а сельского соответственно 56 %;
- объем валового регионального продукта должен составить 483482 млн. руб. увеличившись в 2,4 раза;
- объем отгруженных товаров собственного производства составит 174800 млн. руб., рост составит 57,8 %;
- экспортные поставки увеличатся в 2,6 раза и достигнут 298 млн. долларов США, при это рост импорта составит 10,5 % и его объем достигнет 86,5 млн. долларов США
В области доходов основной упор будет сделан на повышение уровня собираемости налогов и увеличение неналоговых доходов за счет более эффективности использования имущества.
Итак, в конце можно сделать вывод, что основными направлениями для достижения устойчивости Карачаево-Черкесской Республики являются:
- стимулирование инвестиционной активности;
- создание туристической инфраструктуры;
- создание новых рабочих мест и снижение безработицы.
Литература:
1. Кондратьев В. Инфраструктура и экономический рост / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения-2013-№ 11 с. 26
2. Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2030 года. Режим доступа свободный //http: pandia.ru
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 г. № 1485-р «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2030 года» // ИПЦ «Консультант плюс»
4. Белоусова С. В. Проблемы оценки результативности бюджетных расходов/ С. В. Белоусова// Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 6. — с. 39–47
5. Дуканова И. В. Система методов оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования / Дуканова В. И.-М.,2011.-№ 19-с.8–44
6. Юшина Е. Социально-экономическое развитие муниципального образования экспресс диагностика / Е. Юшина // Проблемы теории и практики управления — 2011-№ 12 с117–123