Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 2737 раз

Библиографическое описание:

Посельская, Л. Ю. Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы / Л. Ю. Посельская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 801-806. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9472/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматривается проблема подросткового суицида — одной из важнейших проблем современной психологии. Вовремя выявить склонность к суициду, суицидальное поведение подростков — работа школьного педагога-психолога. Проведена диагностика суицидального риска у школьников одной из средних школ г. Улан-Удэ.

Ключевые слова:подростки, суицид, склонность к суициду, психодиагностика.

В современных социально-экономических условиях статистика самоубийств почти во всех странах занимает третье место — вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая. Причин, почему человек лишает себя жизни много, они связаны с особенностями общественной жизни, социальных условий, так и с психикой человека. В результате закономерного развития общества, научно-технического прогресса, высокого уровня урбанизации населения (свыше 70 % в развитых странах) темп жизни очень усложнился, повышаются требования к профессиональным качествам человека, в обществе культивируется успешность, конкурентоспособность. И порой в таких условиях человеку трудно найти свое истинное место в жизни. Экономическая нестабильность влечет за собой изменения в обществе, что в свою очередь влияет на эмоциональное состояние человека.

Кроме того, сегодня стала более прозрачной нравственная сторона самоубийства. В прошлом в западном обществе христианская церковь резко осуждала подобные действия и население придерживалось подобных взглядов. Однако, в настоящее время религия уже не является таким мощным регулятором поведения людей, который мог бы снизить вероятность принятия суицида. Человек стал гораздо более зависим от внешних условий, общества. Массовая культура, СМИ и другие институты общества все время навязывают людям некий стандарт жизненного успеха, несоответствие которому воспринимается как трагедия, быть неудачником сегодня не хочет никто, все хотят быть умными, успешными, обеспеченными, но по законам экономики не у всех это получится сделать.

Особенно остро эти изменения воспринимает подрастающее поколение — это дети, подростки, молодежь. Частота суицидов среди молодежи, в течение последних двух десятилетий практически удвоилась. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России в 2012 г., показал, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

В ходе исследования была проведена психодиагностика склонности к суициду у подростков — учеников восьмых классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Улан-Удэ (от «а» до «г»). Для психодиагностики использовались тест «СР-45», методика самооценки психических состояний подростков Г. Айзенка и методика «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» (А. Н. Волкова). Было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная, в первую вошли 8 «в» и «г» классы, в которых высокая доля подростков с девиантным поведением, и уже фиксировались случаи попыток суицида, а в контрольную группу вошли 8 «а» и «б» классы.

В таблице 1 представлена оценка склонности подростков к суицидальным реакциям, проведенная по тесту «СР-45».

Таблица 1

Уровень склонности к суицидальным реакциям учеников восьмых классов средней общеобразовательной школы № 8 г. Улан-Удэ по тесту «СР-45»

Уровень склонности к суицидальным реакциям

Оценка

Контрольная группа

Эксперимент. группа

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

Низкий

5

4 (13,4 %)

5 (15,6 %)

2 (7,1 %)

1 (3,6 %)

Ниже среднего

4

10 (33,3 %)

11 (34,4 %)

8 (28,6 %)

7 (25 %)

Средний

3

13 (43,3 %)

11 (34,4 %)

12 (42,9 %)

11 (39,3 %)

Выше среднего

2

2 (6,7 %)

3 (9,4 %)

2 (7,1 %)

4 (14,3 %)

Высокий

1

1 (3,3 %)

2 (6,2)

4 (14,3 %)

5 (17,8 %)

Итого:

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

По представленным в таблице 1 данным видно, что в классах экспериментальной группы — 8 «в» и «г» существенно выше количество учеников, получивших по тесту «СР-45» оценку «1», чем в классах контрольной группы (8 «а» и «б»). Как следствие, ученики 8 «в» и «г» обладают более высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Эти ученики переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.

В 8 «а» классе 3 ученика показали уровень склонности к суицидальным реакциям высокий и выше среднего, что составляет 10 % от общей численности учеников в классе, в 8 «б» — 5 учеников (15,6 %), в 8 «в» — 6 учеников (21,4 %), в 8 «г» — 9 учеников (32,1 %, почти треть класса). Таким образом, в 8 «в» 1/5 часть, а в 8 «г» — треть учеников класса входят в группу риска. Именно поэтому следует обратить особое внимание на психологическое состояние учеников 8 «в» и «г» (экспериментальной группы).

При интерпретации полученных данных теста «СР-45» необходимо понимать, что эта методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться. Поэтому необходимо провести диагностику психических состояний личности и стрессоустойчивости.

В таблице 2 представлены результаты диагностики самооценки психических состояний подростков по методике Г. Айзенка.

Таблица 2

Результаты диагностики самооценки психических состояний учеников восьмых классов средней общеобразовательной школы № 8 г. Улан-Удэ

Показатель

Контрольная группа

Эксперимент. группа

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

Тревожность

- отсутствует

12 (40 %)

13 (40,6 %)

9 (32,1 %)

9 (32,1 %)

- средняя

14 (46,7 %)

14 (43,8 %)

12 (42,9 %)

13 (46,4 %)

- высокая

4 (13,3 %)

5 (15,6 %)

7 (25 %)

6 (21,5 %)

Итого:

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

Фрустрация

- высокая самооценка

15 (50 %)

17 (53,1 %)

11 (39,3 %)

13 (46,4 %)

- средний уровень

10 (33,3 %)

11 (34,4 %)

10 (35,7 %)

9 (32,1 %)

- низкая самооценка

5 (16,7 %)

4 (12,5 %)

7 (25 %)

6 (21,5 %)

Итого:

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

Агрессивность

- спокойны, выдержаны

10 (33,3 %)

9 (28,1 %)

8 (28,6 %)

6 (21,5 %)

- средний уровень

17 (56,7 %)

19 (59,4 %)

16 (57,1 %)

19 (67,8 %)

- агрессивны

3 (10 %)

4 (12,5 %)

4 (14,3 %)

3 (10,7)

Итого:

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

Ригидность

- ригидности нет

8 (26,7 %)

7 (21,9 %)

5 (17,9 %)

6 (21,5 %)

- средний уровень

15 (50 %)

17 (53,1 %)

13 (46,4 %)

13 (46,4 %)

- сильно выражена

7 (23,3 %)

8 (25 %)

10 (35,7 %)

9 (32,1 %)

Итого:

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

По таблице 2 видно, что показатели тревожности в классах экспериментальной группы (8 «в» и «г») выше, чем в классах контрольной (8 «а» и «б»). В 8 «а» высокая тревожность у 4 учеников (13,3 % от общей численности класса), в 8 «б» — у 5 учеников (15,6 %), в то время как в 8 «в» — у 7 учеников (25 %), а в 8 «г» — у 6 учеников (21,5 %).

Большое значение для оценки склонности к суициду у подростков имеет уровень фрустрации — психологического состояния гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния, возникающего в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для нее цели, реализации той или иной ее потребности. Исследование показало, что в той или иной степени фрустрации подвержены 50 % учеников 8 «а» класса, 46,9 % учеников 8 «б», 60,7 % учеников 8 «в» и 53,6 % учеников 8 «г». Низкую самооценку имеют 5 учеников 8 «а» (16,7 % от их общей численности), 4 ученика 8 «б» (12,5 %), 7 учеников 8 «в» (25 %) и 6 учеников 8 «г» (21,5 %). Таким образом, ученики 8 «в» и «г» классов более подвержены фрустрации.

Исследование также показало, что ученики контрольной и экспериментальной групп имеют примерно равный уровень агрессивности. Так, высокий уровень агрессивности наблюдается у 3 учеников 8 «а» (10 %), 4 учеников 8 «б» (12,5 %), 4 учеников 8 «в» (14,3 %) и 3 учеников 8 «г» (10,7 %).

Помимо этого был определен уровень ригидности, т. е. неспособности и неготовности индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной обстановке, были выявлены у 7 учеников 8 «а» (23,3 %), 8 учеников 8 «б» (25 %), 10 учеников 8 «в» (35,7 %) и 9 учеников 8 «г» (32,1 %). Таким образом, ученики классов экспериментальной группы более подвержены ригидности.

На рис. 1 представлены баллы, набранные учениками 8 «а» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой.

Рис. 1. Баллы, набранные учениками 8 «а» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой

Из рисунка 1 видно, что в 8 «а» у 21 ученика (70 % от их общего числа) была выявлена низкая суицидальная активность (меньше 10 баллов), у 5 учеников (16,7 %) — средняя суицидальная активность (от 10 до 15 баллов), у 4 учеников (13,3 %) — повышенная суицидальная активность. Среднее значение, полученное учениками 8 «а» — 7,4 балла.

На рис. 2 представлены баллы, набранные учениками 8 «б» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой.

Рис. 2. Баллы, набранные учениками 8 «б» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой

Из рисунка 2 видно, что в 8 «б» у 20 учеников (62,5 % от их общего числа) была выявлена низкая суицидальная активность (меньше 10 баллов), у 7 учеников (21,9 %) — средняя суицидальная активность (от 10 до 15 баллов), у 5 учеников (15,6 %) — повышенная суицидальная активность. Среднее значение, полученное учениками 8 «б» — 8,3 балла.

Рис. 3. Баллы, набранные учениками 8 «в» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой

На рис. 3 представлены баллы, набранные учениками 8 «в» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой.

Из рисунка 3 видно, что в 8 «в» у 14 учеников (50 % от их общего числа) была выявлена низкая суицидальная активность (меньше 10 баллов), у 6 учеников (21,4 %) — средняя суицидальная активность (от 10 до 15 баллов), у 8 учеников (28,6 %) — повышенная суицидальная активность. Среднее значение, полученное учениками 8 «в» — 10,5 баллов.

На рис. 4 представлены баллы, набранные учениками 8 «г» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой.

Рис. 4. Баллы, набранные учениками 8 «г» по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» А. Н. Волковой

Из рисунка 4 видно, что в 8 «г» у 16 учеников (57,1 % от их общего числа) была выявлена низкая суицидальная активность (меньше 10 баллов), у 5 учеников (17,9 %) — средняя суицидальная активность (от 10 до 15 баллов), у 7 учеников (25 %) — повышенная суицидальная активность. Среднее значение, полученное учениками 8 «в» — 9,4 баллов.

После этого, следует сравнить показатели суицидальной активности в контрольной (8 «а» и «б») и экспериментальной (8 «в» и «г») группах (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение показателей суицидальной активности учеников восьмых классов

Уровень суицидальной активности

Кол-во баллов

Контрольная группа

Эксперимент. группа

8 «а»

8 «б»

8 «в»

8 «г»

Низкая

<10

21 (70,0 %)

20 (62,5 %)

14 (50 %)

16 (57,1 %)

Средняя

10–15

5 (16,7 %)

7 (21,9 %)

6 (21,4 %)

5 (17,9 %)

Повышенная

>15

4 (13,3 %)

5 (15,6 %)

8 (28,6 %)

7 (25 %)

Итого:

-

30 (100 %)

32 (100 %)

28 (100 %)

28 (100 %)

Среднее значение, полученное учениками класса

-

7,4

8,3

10,5

9,4

По таблице 3 видно, что в классах экспериментальной группы число учеников с высоким уровнем суицидальной активности выше, чем в классах контрольной группы. Так, в 8 «в» у 8 учеников (28,6 %) был выявлен высокий уровень данного показателя, в 8 «г» — у 7 учеников (25 %). В то время как в 8 «а» и 8 «б» данный показатель выявлен у 4 учеников (13,4 %) и 5 учеников (15,6 %) соответственно. В классах контрольной группы (8 «а» и «б») в целом преобладают низкие показатели суицидальной активности, в то время как в классах экспериментальной группы (8 «в» и «г») у более половины учеников выявлены средний и повышенный уровень суицидальной активности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в экспериментальной группе — классах 8 «в» и «г» наиболее высока доля учеников с высоким уровнем тревожности и суицидального риска. Именно поэтому необходимо провести психопрофилактическую работу с учениками 8 «в» и «г» классов, находящимися в группе риска.

Кроме того, следует особо обратить внимание на опасные ситуации, такие как: отвержение сверстников, травля (в т. ч. в социальных сетях, форумах, блогах и т. д.), ссоры или острые конфликты со значимыми взрослыми, несчастная любовь или разрыв отношений, тяжелая жизненная ситуация (потеря или болезнь близкого человека), смена места жительства, сложности в семье (развод родителей, конфликты, насилие в семье).

Психопрофилактическая работа будет организована по трем направлениям: работа с подростками (игры, тренинги, беседы, наблюдение, коррекция поведения), с их родителями (классные собрания, беседы) и с педагогическим коллективом (семинары и лекции). После проведения психопрофилактической работы необходимо заново провести оценку склонности подростков к суициду во всех 8-х классах, и экспериментальной группы, с которыми была проведена работа, и с контрольной группы, которые послужат индикатором для оценки эффективности проведенной психопрофилактической работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, суицидальная активность, Прогностическая таблица риска суицида, экспериментальная группа, контрольная группа, балл, класс, подросток, общее число, повышенная суицидальная активность.


Ключевые слова

психодиагностика, подростки, суицид, склонность к суициду, психодиагностика.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь по предотвращению суицидального поведения подростков

В статье анализируется склонность подростков к совершению суицидальных действий. Рассматриваются основные причины, влияющие на данное явление, и статистические данные по совершению самоубийства. Представлен обзор на современные подходы к профилактике...

Профилактика суицида у детей и подростков в школе

В статье затрагивается проблема суицида среди детей и подростков, раскрываются основные психологические причины суицидального поведения. Статья рассматривает типологию суицида по Дюркгейму. На основе анализа особенностей суицидального поведения автор...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Криминологическая характеристика скулшутинга в Российской Федерации и меры его профилактики

Трагедии, связанные с инцидентами массовых убийств в российских образовательных организациях, в последнее время усилили общественное внимание к попыткам понять динамику и факторы, которые лежат в основе таких событий. В данной статье исследуется инст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к школе средствами сказкотерапии

Статья посвящена проблеме адаптации детей дошкольного возраста к школе с помощью сказкотерапии. Определено возможное влияние сказкотерапии на становление взаимоотношений между детьми, т. е. их дальнейшей адаптации.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь по предотвращению суицидального поведения подростков

В статье анализируется склонность подростков к совершению суицидальных действий. Рассматриваются основные причины, влияющие на данное явление, и статистические данные по совершению самоубийства. Представлен обзор на современные подходы к профилактике...

Профилактика суицида у детей и подростков в школе

В статье затрагивается проблема суицида среди детей и подростков, раскрываются основные психологические причины суицидального поведения. Статья рассматривает типологию суицида по Дюркгейму. На основе анализа особенностей суицидального поведения автор...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Криминологическая характеристика скулшутинга в Российской Федерации и меры его профилактики

Трагедии, связанные с инцидентами массовых убийств в российских образовательных организациях, в последнее время усилили общественное внимание к попыткам понять динамику и факторы, которые лежат в основе таких событий. В данной статье исследуется инст...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Адаптация детей старшего дошкольного возраста к школе средствами сказкотерапии

Статья посвящена проблеме адаптации детей дошкольного возраста к школе с помощью сказкотерапии. Определено возможное влияние сказкотерапии на становление взаимоотношений между детьми, т. е. их дальнейшей адаптации.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Задать вопрос