Статья посвящена раскрытию связи характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями. На основании проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки и реализации персональных программ психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей и противоречий в ценностно-смысловой сфере пациентов.
Ключевые слова: ценности, психологические особенности, наркотическая зависимость, аддикция, здоровье, болезнь.
В рамках комплексного исследования ценностно-мотивационной сферы лиц с наркотической зависимостью нами было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей данной группы лиц, а также выявлен характер взаимосвязей между данными категориями [2; 7; 10; 13; 15; 17].
Изучение ценностно-смысловой сферы проводилось с использованием методики УСЦД. Для изучения личностных особенностей использовались опросник Кэттела (форма С), а также методика «Уровень субъективного контроля» («УСК»).
В исследовании приняли участие 40 пациентов (29 — мужского, 11 — женского пола) в возрасте от 18 до 32 лет (средний возраст 23,4±3,6 года) с различными формами наркомании. Героиновая наркомания была диагностирована у 15 пациентов, опийная (употребление кустарных препаратов из опия-сырца) — у 25.
Длительность наркотизации составляла от 3 до 18 лет (в среднем 8,8±3,7 года). Практически все больные начали употреблять наркотики в возрасте — до 19 лет, причем 17 из них — до 15 лет.
Связан ли характер ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями? Ведь от учета этих связей во многом может зависеть программа профилактических мероприятий, а также выделение группы «риска» среди здоровых, предрасположенных к аддиктивному поведению.
В результате наших исследований выяснилось, что ценностная ориентация на общественную деятельность и эстетические переживания, в том числе возможность достижения этих ценностей не связана с психологическими особенностями испытуемых. Следовательно, можно думать, что указанные ориентации у обследованных лиц обусловлены не столько их психологическими (внутренними) константами, сколько воспитательными (внешними) воздействиями [1; 3; 8; 11; 16; 19].
Высокая ориентация на здоровье связана с показателями беспечности, жизнерадостности, легкости восприятия жизненных событий (F+), социабельности, зависимости от группы (Q2-). Однако возможность достижения здоровья не связана с названными психологическими показателями, а обусловлена совершенно другой личностной чертой — недобросовестностью. Таким образом, можно говорить о психологических качествах личности, которые обусловливают, с одной стороны, субъективное завышение ценности здоровья, а с другой, преувеличение своих возможностей в его достижении.
Интересная работа наиболее значима для уверенных в себе, практичных и расчетливых людей. В то же время субъекты с очень близкими психологическими чертами (эмоционально устойчивые, хорошо контролирующие свою жизнедеятельность) почему-то испытывают наибольшие трудности в достижении указанной ценности. Обнаруженный диссонанс, по всей видимости, обусловлен наркотическим поражением психики испытуемых.
Любовь как ценность высоко оценивают испытуемые скромные, покорные, не склонные к доминированию, отчасти неуверенные в себе. Они же менее всего удовлетворены своими любовными отношениями (–Е). Также высоко ставят любовь в иерархии ценностей лица с высоким самоконтролем, организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции (+Q3). Но и они, как свидетельствуют недостоверные корреляционные показатели, не всегда способны достичь желаемого.
Материальное положение высоко ценят лица, испытывающие трудности интеллектуального включения (-В), расчетливые, реалистические, даже где-то циничные (–I), отличающиеся безразличным отношением как к своим неудачам, так и успехам (–Q4). Однако доступной данная ценность бывает в основном для людей самодостаточных, предпочитающих жить и работать самостоятельно (Q2).
В хороших и верных друзьях больше всего нуждаются испытуемые с сентиментальным характером (I+). А препятствует налаживанию социальных контактов их робость и застенчивость (Н).
Ориентация на познавательную деятельность более всего типична для испытуемых нетерпеливых, склонных к фрустрации. Возможно, в условиях реабилитационного центра эти люди могут принимать активное участие во всякого рода учебных занятиях, прежде всего, чтобы снять с себя нервное напряжение. Однако для того, чтобы выйти из кризисной ситуации этого, вряд ли, будет недостаточно [4; 6; 18].
Свободу в поступках и действиях выше всего ценят самоуверенные и хвастливые испытуемые (Е+). Это может мешать им адаптироваться к режимным условиям реабилитационного центра и способствовать образованию конфликтных ситуаций. Дальнейший анализ показывает, что лучше всего ограничения свободы переносят социабельные, зависимые от группы пациенты (Q2-).
Ориентация на счастливую семейную жизнь более характерна для испытуемых, отличающихся добросердечностью, чуткостью, непринужденностью в поведении, готовностью к сотрудничеству (А+). Однако, пациенты с такими психологическими особенностями и в наименьшей степени удовлетворены своим семейным положением. Такой диссонанс вряд ли благоприятствует их реабилитация. В этой ситуации, следовательно, надо особенно надеяться на помощь тех лиц, от которых в значительной мере зависит семейное благополучие наркозависимых [5; 9; 20].
Полученные данные позволяют разрабатывать и реализовывать персональные программы психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей и противоречий в ценностно-смысловой сфере пациентов [12; 14].
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
2. Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
3. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
6. Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360–364.
7. Матусевич, М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусееич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. с. 222–226.
8. Матусевич, М. С. Модель виктимности / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. 2013. № 9. с. 306–307.
9. Соловьев, А. В. Влияние личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, О. В. Савчук, И. А. Хартанович // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002. № 4 (32). С. 16–19.
10. Соловьев, А. В. Особенности психофизиологической адаптации лиц, подвергающихся воздействию знакопеременных ускорений / В. А. Дубовик, А. В. Соловьев // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2001. № 4(28). С. 95–98
11. Соркина, Л. А. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
12. Соркина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.
13. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
14. Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
15. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.
16. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.
17. Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.
18. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
19. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
20. Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.