Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, В. В. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия / В. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 675-679. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9528/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из животрепещущих современных проблем в общественной жизни является проблема защиты детства и материнства. Именно поэтому, государственная политика России в сфере защиты детства и материнства находится в постоянной динамике и направлена на реализацию комплекса мер, который позволит защитить права детей. Согласно Конституции России [1,ст. 1,24, 27, 28, 30] и Федерального Закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2, ст.6], ребенок имеет равные права со всеми гражданами. Однако, по ряду причин, в том числе, что в силу возраста ребёнок, а также связанных с ним недееспособности и психофизиологических особенностей, он не в состоянии самостоятельно их отстоять. Фундаментальные права ребенка — само право на жизнь, права на нормальное питание и здоровье, право иметь полноценную семью, мать и отца — в России постоянно нарушаются, в российских семьях ежегодно убивают 3 тысячи детей, отчимы или отцы насилуют 50 тысяч девочек, и должен быть бескомпромиссный человек, который жестко будет поднимать эти вопросы. Нужен кто-то, чтобы анализировать всю информацию, касающуюся детей, чтобы следить за нарушениями, докладывать парламенту и президенту и генерировать систему обеспечения прав ребёнка. [8]. По сути, получается, что при отсутствии действенного института и системы защиты ребёнка, он остаётся беззащитным.

Наверное, именно с этой целью, Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» [3, п.1].в Российской Федерации и во всех её субъектах был учреждён институт уполномоченных по правам ребёнка, которые призваны защищать права ребёнка. Не вызывает сомнение, что введение института уполномоченного по правам ребенка, а также другие меры реализуемые государством в сфере защиты детства и материнства, своевременно и полностью оправдано, что, несомненно, подтверждает актуальность данной статьи.

Целью данной статьи является раскрытие административно-правового статуса уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия.

Прежде чем рассмотреть сущность института Уполномоченного по правам ребенка и его административно-правовой статус, остановимся немного на истории его становления.

По мнению А. С. Автономова: «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России прошло уже несколько этапов, — каждый из которых характеризовался определенной нормотворческой деятельностью. При этом, с самого начала, должности уполномоченных по правам ребенка учреждались на уровне субъектов Российской Федерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не только не была учреждена, но даже не предпринималось шагов…» [9]

Начиная с 1998 года первые уполномоченные по правам ребенка были учреждены в пяти субъектах Российской Федерации: Новгородской, Волгоградской, Калужской областях, а также городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В данных регионах были учреждены должности уполномоченных по правам ребенка, которые действовали на основании положений, утвержденных главами исполнительной власти. С 2002 года в Российской Федерации институт уполномоченных по правам ребенка продолжил своё развитие: были введены должности уполномоченных по правам ребенка на основании законов субъектов Российской Федерации в г.Москве, Краснодарском крае, Республике Саха-Якутия и Самарской области.

К началу 2003 года в России было учреждено уже 12 постов Уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации и 3 — в муниципальных образованиях. 29 марта 2005 года между детскими омбудсменами было подписано соглашение о сотрудничестве и создании Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. К июню 2005 г. учреждено 18 постов Уполномоченных по правам ребенка, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. К январю 2007 году в России насчитывалось 19 Уполномоченных на уровне субъектов Федерации и 49 — на муниципальном уровне. Пройден тяжелый путь становления, признания и утверждения новой для Российской Федерации модели защиты прав, свобод и законных интересов детей. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же подконтрольные ему институты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации продемонстрировали свою полную состоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль над соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав [10]. В настоящее время должность детского омбудсмена занимает Павел Астахов. Так происходило становление данного правового института.

Свою историю институт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия начал отсчёт с 2007 года с принятием Положения о Службе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия № 680 от 30 августа 2007 года. [7] (далее- Положение)Данное Положение, а также принятый Закон Республики Карелия от 11 марта 2011 г. № 1468-ЗРК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Карелия» [5] (далее- Закон) завершили формирование института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия и определили его административно-правовой статус.

Целью данного института и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия является обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, содействие их соблюдению и уважению органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления в Республике Карелия, должностными лицами, организациями независимо от форм собственности, их должностными лицами, а также законными представителями ребенка. [5]

Суть административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия заключается в том, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен государственным органам Республики Карелия и лицам, замещающим государственные должности Республики Карелия. [5]

Указанное Положение [7] определяет порядок деятельности Службы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия, ее статус, компетенцию, а также иные вопросы деятельности; служит правовой и организационно-управленческой основой ее формирования и организации.

Служба Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия является необходимым компонентом для защиты прав, свобод и законных интересов ребенка и придания приоритетного значения проблемам детей в Республике Карелия. [7]

Целью Службы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия является юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. [7]

Основными задачами Службы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия [7] являются:

1.         Осуществление целенаправленной социально-психологической, юридической помощи населению с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав ребенка.

2.         Содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав ребенка.

3.         Подготовка для Уполномоченного по правам ребенка предложений о развитии механизмов обеспечения и защиты прав ребенка.

4.         Участие в просветительской деятельности среди детей, родителей и их законных представителей по вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка.

5.         Подготовка для Уполномоченного по правам ребенка предложений по совершенствованию законодательства Республики Карелия о правах ребенка.

6.         Обеспечение взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка с органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными объединениями по вопросам защиты или восстановления нарушенных прав ребенка.

7.         Проведение анализа причин случаев нарушений прав ребенка.

8.         Выполнение поручений Уполномоченного по правам ребенка в сфере защиты прав ребенка.

9.         Осуществление иных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Устанавливая административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка Республики Карелия, а также порядок назначения на должность и освобождение от должности Закон [5] определяет, что:

-                   должность является Уполномоченного по правам ребенка Республики Карелия государственной должностью Республики Карелия, а назначение на должность и освобождение от должности производится Законодательным Собранием Республики Карелия;

-                   финансирование деятельности Уполномоченного по правам ребенка осуществляется из средств бюджета Республики Карелия. Средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного, предусматриваются в бюджете Республики Карелия отдельной строкой;

-                   обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка осуществляется органом исполнительной власти Республики Карелия, обеспечивающим деятельность Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия;

-                   материальные гарантии независимости Уполномоченного по правам ребенка, связанные с оплатой труда, социальным и иным обеспечением, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами Республики Карелия для лиц, занимающих государственные должности Республики Карелия;

-                   Уполномоченный по правам ребенка при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен государственным органам Республики Карелия, лицам, замещающим государственные должности Республики Карелия;

-                   деятельность Уполномоченного по правам ребенка дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод;

-                   на должность Уполномоченного по правам ребенка назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее образование, и познания в области прав и свобод человека и гражданина. (В настоящее время должность уполномоченного по правам ребенка в Карелии занимает Зверева Марина Михайловна);

-                   Уполномоченный по правам ребенка не может замещать иные государственные и муниципальные должности, заниматься непосредственно или через своих представителей предпринимательской деятельностью, совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, литературной и другой творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

-                   Уполномоченный по правам ребенка не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели;

-                   Уполномоченный по правам ребенка обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются;

-                   в случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам ребенка от должности новый Уполномоченный по правам ребенка должен быть назначен Законодательным Собранием Республики Карелия в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного по правам ребенка от должности; [5, ст.3–7]

-                   Уполномоченный по правам ребенка рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия, должностных лиц органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в Республике Карелия если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе;

-                   Уполномоченный по правам ребенка не принимает к рассмотрению жалобы на нормативные правовые акты Республики Карелия.

Закон также устанавливает, в какой форме подается жалоба Уполномоченному по правам ребенка, что должна содержать жалоба и в каких случаях жалоба возвращается заявителю. [5, ст.11]

Получив жалобу, Уполномоченный по правам ребенка имеет право:

1)      принять жалобу к рассмотрению;

2)      разъяснить заявителю способы и средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3)      передать жалобу органам и (или) должностным лицам Республики Карелия, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4)      отказать в рассмотрении жалобы.

О принятом решении Уполномоченный по правам ребенка уведомляет заявителя.

Не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный по правам ребенка направляет доклад о своей деятельности Главе Республики Карелия, Законодательному Собранию Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Конституционному Суду Республики Карелия, Верховному Cуду Республики Карелия, Арбитражному суду Республики Карелия, прокурору Республики Карелия. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка подлежит обязательному официальному опубликованию в газете «Карелия». [5, ст.16] В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам ребенка вправе выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания Республики Карелия.

Уполномоченный по правам ребенка вправе обратиться в Законодательное Собрание Республики Карелия с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях. [5, ст.18]

По результатам рассмотрения ежегодного и специальных докладов Уполномоченного по правам ребенка руководители органов исполнительной власти Республики Карелия в пределах своей компетенции принимают меры по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном законодательством. [5, ст.20]

Для оказания содействия Уполномоченному по правам ребенка в осуществлении его полномочий в городах и районах Республики Карелия могут создаваться общественные приемные и назначаться общественные помощники.

Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного по правам ребенка утверждается Законодательным Собранием Республики Карелия. [5, ст.24]

При Уполномоченном по правам ребенка может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. Положение об экспертном совете и его персональный состав утверждаются Уполномоченным по правам ребенка. [5, ст.25]

Поддержание на должном уровне административно–правового статуса Уполномоченного по правам ребенка обеспечивают нормы охранительного характера, которые закреплены как на федеральном, так и на региональном уровне.

На федеральном уровне защиту института Уполномоченного осуществляет Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ [4, ст.17.2.1] (далее- КоАП РФ), а на региональном охранительные нормы предусмотрены Законом Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях». [6, ст. 4.11].

Устанавливая охранительные нормы, КоАП РФ предусматривает, что вмешательство в деятельность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, с целью повлиять на его решение, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. При этом, неисполнение должностными лицами законных требований уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, а воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в иной форме — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. [4, ст.17.2.1]

Закон Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в свою очередь, также устанавливает, что воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. [6, ст. 4.11]

Таким образом, законодательством предусмотрено не только установление правового института уполномоченного по правам ребенка, его административно-правового статуса, но и защита его деятельности. При этом воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам ребенка выражается в противоправных действиях (бездействиях) должностного лица и законного представителя ребёнка, осуществление которых несовместимо с законной деятельностью уполномоченного по правам ребенка. Субъектами административного правонарушения являются органы и должностные лица, а также законные представители ребёнка, не исполняющие законные требования уполномоченного по правам ребенка, уклоняющиеся от их исполнения либо иным образом препятствующие его деятельности. Законом также предусмотрено, что дела о таких правонарушениях рассматривают мировые судьи [6, ст. 7.1].

Таким образом, очевидно, что институт уполномоченного по правам ребенка предоставил возможность реализовать новые перспективы в формировании независимого механизма контроля за реализацией прав детей в России на государственном и региональных уровнях. Накопленный опыт по защите прав и законных интересов детей обусловил дальнейшее развитие института уполномоченного по правам ребенка в современной России.

Важно отметить, что основная роль института уполномоченного по правам ребенка состоит в привлечении постоянного внимания к правам, свободам и законным интересам детей самых широких слоев общества, и в первую очередь государственно-властных структур. Именно поэтому, деятельность уполномоченного по правам ребенка должна способствовать тому, чтобы внимание общества было сфокусировано на проблемах обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка, в какой бы ситуации тот ни находился и к какой бы социальной группе ни принадлежал [10].

Таким образом, анализ нормативно-правовых источников, научной и публицистической литературы, позволил установить, административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия устанавливается законодательством Республики Карелия и представляет собой юридически закреплённую совокупность его прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, обладая обширными полномочиями, в состоянии реально влиять на соблюдение прав ребёнка, их признание и соблюдение различными органами всех ветвей власти, а также другими организациями и гражданами. Институт уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и его субъектах, в том числе и в Республике Карелия, стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей. Заняв свою нишу в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, он не подменяет другие субъекты в данной сфере, а действует в тесном контакте с ними, генерируя их деятельность в государственной системе обеспечения безопасности детей.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2.         Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ,1998, N 31, ст. 3802.

3.         Указ Президента РФ от 01 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ,2009, № 36, ст. 4312.

4.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

5.         Закон Республики Карелия от 11 марта 2011 г. № 1468-ЗРК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Карелия» [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://euro-ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/kareliya-zakon-ob-upolnomochennom-po-pravam-rebenka

6.         Закон Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК«Об административных правонарушениях». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kodeks.karelia.ru/api/show/919504667

7.         Положение о Службе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия № 680 от 30 августа 2007 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ombudsman.karelia.ru/appar/polog.php

8.         Нужен ли в России уполномоченный по правам ребенка. Мнения парламентариев. Петренко В. А. [Электронный ресурс] — Режим доступа: Интернет журнал:http://regions.ru/section/main

9.         Уполномоченный по правам ребенка и система ювенальной юстиции в России. Автономов А. С. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.juvenjust.org/txt/index.php/t285.html

10.     Додонова А. Д. Институт Уполномоченного по правам ребенка как механизм защиты прав, свобод и законных интересов в современной России // Политика, государство и право. — Май 2013. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/757

Основные термины (генерируются автоматически): Карелия, ребенок, Российская Федерация, уполномоченный, Республика, законный интерес детей, Законодательное Собрание Республики, Россия, административно-правовой статус уполномоченного, административный штраф.


Похожие статьи

Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Правовой статус уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

Ведомственный и государственный контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) в Российской Федерации

Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия)

Процессуальный порядок усыновления (удочерения) ребенка в Российской Федерации

Похожие статьи

Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Правовой статус уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

Ведомственный и государственный контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва

Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) в Российской Федерации

Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия)

Процессуальный порядок усыновления (удочерения) ребенка в Российской Федерации

Задать вопрос