Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Минеева, Т. В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП / Т. В. Минеева, Л. О. Смирнова, О. В. Тризна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 967-970. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9540/ (дата обращения: 18.12.2024).

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца. Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, — а впоследствии и взрослого — и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.

В отечественной клинической практике выделяют пять основных форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе и нарушениях опорно-двигательного аппарата (далее в тексте ОПД) могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У этих детёй зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоциональной сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Постоянный рост числа детей с разными двигательными нарушениями выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

В нашем детском саду вокруг ребёнка с нарушениями ОПД и ДЦП совместными действиями различных специалистов и воспитателей создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, инструктора ЛФК оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью такого сотрудничества является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими двигательную патологию, привели нас к идее проведения совместной образовательной деятельности на основе сказок. Необычная форма такого воздействия вызывала интерес у детей, помогала обобщать и закреплять полученные знания.

Таким образом, организация совместных занятий с детьми имеющих разную форму ДЦП оказывало стимулирующее воздействие, способствующее социальной интеграции и активному взаимодействию с окружающим миром.

В нашем детском саду проводится система взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом на протяжении всего учебного. И Мы хотим поделиться с вами нашим педагогическим опытом…

Конспект направленной образовательной деятельности по освоению детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата образовательной области «познание» по теме: «Поможем Бабушке Федоре»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Посуда»

Цель:

На основе литературного произведения К.И Чуковского «Федорино горе» активизировать познавательную деятельность. Расширять знания детей о посуде — название, назначение; активизировать словарь

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-       уточнить знания детей о посуде, ввести в словарь детей понятия (железная, стеклянная, фарфоровая). Вспомнить, для чего нужна посуда.

-       Дифференцировать посуду по принадлежности (кухонная, столовая, чайная)

-       Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, образование множественного числа существительного в родительном падеже

-       Расширять словарный запас за счет имен существительных (чаепитие, сахарница, кофейник, конфетница), имен прилагательных (кухонный, столовый, чайный)

-       Закреплять в словаре предлоги «в», «на»

-       обучать различным средствам и способам коммуникации

Коррекционно-развивающие

-       Развивать мыслительные процессы (мышление, память, внимание),

-       речевое дыхание.

-       Повышать эмоциональный тонус,

-       корригировать моторные недостатки

Коррекционно-воспитательные:

-       Воспитывать творческую активность, подражательность,

-       самостоятельность,

-       навыки сотрудничества, обеспечивающее каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Оборудование:

магнитная доска,

интерактивная доска для игры «Накрой на стол»,

Светодиодный мяч,

разноцветная коробка,

магнитофон и CD- с записями различных звуков, аудиозапись mp3

кукла БИ-БА-БО Федора, ширма,

предметы посуды; кухонной — кастрюля, сковорода; столовая — тарелка, ложка, вилка. Чайная — чашка, блюдце, чайник, сахарница, ложечка. Настоящая и игрушечная.

Посуда из бумаги — чашка, кастрюля, ложка.

Песочница с песком для игры с песком. Угощение для детей — печенье.

Для дыхательной гимнастики — 6 стаканов с водой, трубочки.

Предварительная работа:

Разучивание логоритмического упражнения «посуда», Экскурсия по детскому саду «Кухня», чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» просмотр мультфильма по мотивам сказки «Федорино горе»

Конспект:

Психолог.

Раз, два, три, четыре, пять — приглашаю всех играть!

Ребята возьмитесь за руки посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь. И пожелаем друг другу доброго утра. А поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро.

Психолог передает шар со словами: Доброе утро Аня.

Дети передают светящийся шар по кругу со словами

«Доброе утро Женя,

Доброе утро Саша,

Доброе утро Даша…и т. д».

Развитие слухового внимания.

Воспитатель обращает внимание на то, что в групповой комнате, появилась какая — то коробка.

Интересно, что в ней лежит?

Коробка зашевелилась

Да это волшебная коробка, кто, кто в коробке сидит?

— Звук шелеста бумаги

Наверное, там листопад

Не открывается!

— звук, переливающийся воды

Дети прислушиваются

Наверное,

там дождик

Коробка не открывается!

— звук звенящей посуды

Коробка не открывается.

Так и не отгадали, что в коробке.

Дети высказывают свои предложения

Давайте откроем и посмотрим, что в коробочке

Коробочка, коробочка откройся, пожалуйста

Открывается

Что же здесь такое?

Перечисляют:

Чашка, тарелка,

Ложка, кастрюля

Ребята как все эти предметы назвать, одним словом.

Дети. Посуда

Чья же она, кто ее здесь забыл.

Появляется Федора

Ох! Ой-ой-ой! Это моя коробочка и моя посуда.

Логопед: Здравствуй Федора!

Ребята вы помните Федору. А из какой сказки она пришла к нам?

Дети. Из сказки «Федорено Горе»

Кажется мне что, и сейчас у Федоры — горе.

Федора. Охает и качает головой.

Федора от тебя опять посуда убежала!

Федора: ох, опять.

Кушать — то мне надо из чего-то, да и обет варить, котят кормить, вот я и сделала посуду из бумаги.

А вам нравиться: хорошая, красивая!

Дети. Нет.

Логопед: Посуда конечно у тебя красивая, но не прочная и непригодная для того, чтобы в ней готовили обед, и пили чай.

У нас Федора тоже есть посуда. Только она прочная и сделана из разного материала.

Образование прилагательных от существительного

Игра: Какой, какая, какое?

Ребята, каждый предмет посуды сделан из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана посуда и расскажем об этом бабушке Федоре.

Логопед демонстрирует предметы посуды.

—Чашка сделана из Фарфора — она

— Блюдце сделано из фарфора — оно

— чайник сделан из железа — он

— конфетница сделана из стекла — она

— сахарница сделана из дерева — она

Дети. Она Фарфоровая

Оно фарфоровое

Он Железный

Она стеклянная

Она деревянная

Логопед. Мы сейчас назвали слова «Фарфоровая, железная, деревянная»

О чем нам рассказали эти слова. Эти слова нам рассказали о том, какая посуда

Что это за слова!

Слова признаки.

Посуда у нас сделана из крепких материалов.

А посуда Федоры из чего сделана

Дети. Из бумаги.

Федора: Да-Да-да, красивая, хороша!

Как ты думаешь Федора она у тебя прочная!

Федора: Конечно!

Ребята, это так!

Конечно, Федора твоя посуда хороша.

Но мы сейчас проверим, чья прочнее и надежней — твоя из бумаги или наша из фарфора, железа, и стекла.

Дети подходят к столу логопеда, на котором стоят тазы с водой, разложена посуда из бумаги и из различных материалов.

Выясняем, что произошло с бумагой, что с железом, фарфором и стеклом.

Федора: да вы правы.

Что же мне делать (качает головой, плачет) Как мне быть, как найти мою любимую посуду.

ПЕСКОТЕРАПИЯ

Федорина посуда ребята спряталась

Психолог подводит детей к песочнице.

Подойдите тихонечко сюда, давайте ее найдем!

Называйте, начиная со слов «У меня»

Дети. Подходят к песочнице и каждый, ищет посуду.

Называю, что нашли:

У меня кастрюля

У меня тарелка

У меня чашка

У меня ложка

У меня сковорода

У меня вилка

У меня блюдце

Федора:

Вот молодцы, помогли бабушке!

Психолог. Федора, а почему от тебя убежала вся посуда

Федора: Пожимает плечами. Да я то — Я ее помыть забыла.

Давайте ребята поможем, научим Федору ухаживать за своей посудой.

Логопед. Игровая гимнастика (речь + движение)

Кран с водою мы открыли

И посуду перемыли

Терли, терли, мыли, мыли.

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле!

Дети. Делают вращательные движения кистью правой и левой руки,

Правая ладонь на левую, и совершают круговые движения

Как будто моют тарелку.

Кулачком об ладошку трут левой по правой,

правой по левой.

Разводят руками в стороны.

Федора: вот молодцы деточки помогли, научили

Надо теперь посуду по местам расставить!

Ой, вот незадача забыла я, какая посуда, где стоит. Помогите, уважьте старушку.

Логопед. Ну, что поможем, ребята.

Дифференциация по принадлежности. Дидактическая Игра с использование интерактивной доски.

Логопед.

Ребята, посуда бывает разная:

— кухонная — в которой мама варит обед и ужин.

Столовая — этой посудой мы пользуемся во время обеда, когда кушаем,

Чайная, — из которой мы пьем чай.

Давайте расставим правильно бабушке Федоре посуду, на кухне. Каждый предмет на свое место.

Дети. Каждый ребенок подходит и ведёт пальчиком к соответствующей картинке.

Называют:

У меня кухонная посуда — Сковорода

…Кастрюля

У меня — столовая посуда тарелка

...ложка

…Вилка

У меня чайная посуда — чашка

…блюдце …сахарница

Игра: «Скажи со словом много»

Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Федора: Теперь у меня много посуды Ребята, сколько чего много у Федоры

Федора показывает картинки

У Федоры много….

Дети. Много тарелок

Много чашек

Много ложек

Много кастрюль

Много поварёшек

Федора. Спасибо, спасибо детки. Мне было. Очень интересно. Помогли, пойду теперь в доме приберусь, и гостей буду ждать. В магазин схожу куплю еще посуды: чайной, столовой, кухонной. Прощается. Дарит подарок.

Дети. Прощаются

Воспитатель. Посмотрите, что нам приготовила Федора…

Да, правда, чайники, но чтобы ставить их на стол их нужно украсить

Давайте мы с вами распишем чайники…

Дети расписывают глиняные заготовки, звучит музыка …

Дыхательная гимнастика проводит логопед.

А вот и чайник скоро закипит.

Давайте, изобразим, как бурлит кипящая вода.

Предлагаю детям взять трубочки и стаканчики с водой.

Сделайте глубокий вдох и подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Воспитатель. Дети, кто к нам сегодня приходил?

что принесла с собой Федора?

из чего была сделана посуда?

А наша посуда, из какого материала сделана?

В какой посуде варят суп?

Ответы детей

Какая посуда нужна, чтобы обедать, ужинать?

Ответы детей

А для чаепития?

Ответы детей

Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей

Молодцы! А теперь подойдите вам дадут угощение от бабушке Федоры.

Основные термины (генерируются автоматически): посуда, ребенок, Доброе утро, детский церебральный паралич, Какая посуда, детский сад, логопед, ответ детей, предмет посуды, Ребята.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Задать вопрос