В статье предпринята попытка проанализировать проблемы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях обучения и определены перспективы работы по повышению ее эффективности в условиях кредитно-модульной системы обучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельность, самообучение, кредитно-модульное обучение.
Современная динамичная жизнь требует подготовки специалистов высшей школы, которые:
- способны быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях с учетом анализа имеющихся проблемных вопросов;
- готовы к постоянному обновлению знаний, саморазвитию, генерированию нового знания, умелому применению знаний на практике для решения профессиональных задач;
- ориентируются в возрастающих потоках информации, используют современные технологии для анализа, трансформации и применения информации в профессиональной деятельности и собственной жизни;
- обладают критическим творческим мышлением;
- коммуникабельны, контактны, умеют работать в разных командах;
- активны в достижении поставленных целей.
Именно такие специалисты могут быть конкурентоспособны на современном рынке труда, а также способствовать конкурентоспособности своих предприятий, учреждений и организаций. Именно они смогут создать свое собственное дело, приспособиться к всевозможным изменениям профиля работы и постоянно повышать уровень своих знаний, умений и навыков.
Поэтому перед системой высшего образования возникает важная проблема организации учебно-воспитательного процесса студентов в контексте высказанных тезисов. Другими словами, общество ставит задачу вывести будущих специалистов на уровень самостоятельного ориентирования в потоках информации, постоянного совершенствования своих знания, творческого подхода к любым изменениям, нетрадиционного и качественного решения возникающих проблем.
Способность к дальнейшему самообучению и самовоспитанию немыслима без такого качества личности, как самостоятельность, которое в свою очередь воспитывается самостоятельной и только самостоятельной деятельностью. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность студентов должна стать ведущей. В рамках кредитно-модульной системы обучения, в которой, в отличие от традиционных подходов, предполагается значительно больший объем самостоятельной работы студентов, активно предпринимаются попытки сделать ее реально ведущей. Именно на самостоятельный поиск и освоение выносится большое количество учебного материала. Предусматриваются даже дополнительные занятия под руководством преподавателя в рамках самостоятельной подготовки, деканатами разрабатываются специальные графики и расписания.
Анализ научных исследований и публикаций показал, что различные аспекты организации самостоятельной работы студентов изучали такие ученые, как Ю. Бабанский, А. Вербицкий, Л. Деркач, В. Казаков, О. Киричук, Б. Коротяев, А. Кучерявый, С. Матушкин, А. Мороз, Н. Никандров, П. Пидкасистый, Н. Половникова, В. Сластенин, Т. Шамова и др. Вопросы мотивации учебной деятельности студентов рассматривали В. Аксенова, Т. Гусак, В. Крылова, В. Леонтьев, Г. Щукина, В. Вергасов и др. Пути совершенствования подготовки студентов к самостоятельной учебной деятельности анализировали М. Антонюк, В. Буряк, Н. Важеевская, Л. Деркач, И. Мостовая, Л. Онучак, М. Солдатенко и др.
Модульную систему организации обучения детально изучали A. Алексюк, К. Вазина, А. Кучерявый, А. Гуменюк, B. Огневьюк, А. Фурман, П. Юцявичене и др. Разработкой вопросов, связанных с самовоспитанием и самообразованием личности, занимались Н. Битянова, А. Громцева, С. Днепров, В. Куринский, Л. Рувинский и др. Различные аспекты научной организации учебной деятельности рассматривали в своих работах С. Архангельский, Я. Лудченко и другие.
Несмотря на значительное внимание ученых и практиков к проблеме организации самостоятельной работы студентов университетов, важные вопросы, требующие осмысления и решения, все еще остаются. Как указывают Ю. Мирошниченко и О. Троян, это — нераскрытые связи и отношения между целью организации самостоятельной работы студентов вуза и способами ее реализации; целостное теоретическое осмысление и обоснование организации самостоятельной работы студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения; вопросы мотивации студентов в контексте повышения эффективности собственной самостоятельной учебной деятельности; овладение студентами рациональными приемами учебной работы; формирование у них умений и навыков самостоятельной учебной работы [4].
Кроме того, следует добавить вопросы конкретной реализации самостоятельной работы студентов, в первую очередь, через современные информационно-коммуникационные технологии. Исследования в этом направлении есть, но, на наш взгляд, ограничены рамками отдельных предметов (курсов), например, использование Интернета при изучении английского языка в непрофильной магистратуре [7], самостоятельная работа студентов с электронными тренингами по модулям раздела «Статическая биохимия» [1], самостоятельная работа студентов по курсу математического анализа с использованием компьютерных математических систем MathCADа [10] и др.
Учитывая все вышесказанное, наши попытки проанализировать состояние организации самостоятельной работы студентов университета и определить перспективы работы по ее совершенствованию в контексте Болонского процесса, вполне актуальны.
Сегодняшние проблемы организации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов университетов требуют постоянного внимания и качественного решения. Анализ психолого-педагогической литературы в этом ключе показал активное начало исследований вопросов самостоятельного добывания знаний учащихся и студентов в середине XX века, хотя еще в начале прошлого столетия И. Гессен утверждал, что источником свободного развития является активный и самостоятельный труд, который в то же время является источником созидания личности. Причем личность обучающегося созидают не только написанные или сказанные им слова, действия его рук, но и его мысли, испытываемые им в это время эмоции и чувства, желания и волевые усилия, а также состояние духа [2]. На наш взгляд, к активности и самостоятельности интеллектуального труда стоило бы добавить острую его необходимость, полезность, по большому счету желанность, и непременно, творческий характер.
Целый ряд ученых и исследователей (В. Бондарь, В. Буряк, Л. Выготский, П. Гальперин, Е. Кабанова-Меллер, А. Леонтьев, В. Лозовая, Н. Половникова и др.) спроецировали свои взгляды в контексте обсуждаемой проблемы на общеобразовательную школу. В их трудах раскрыта определяющая роль самостоятельной работы в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость привлечения учащихся к творчеству в процессе обучения, определены некоторые направления формирования познавательной активности и самостоятельности. В частности, исследования И. Лернера, Т. Шамовой и других убедительно доказали, что самостоятельная работа является средством повышения осознанности и действенности изучаемого материала.
Тем не менее, общеобразовательная школа на сегодняшний день реально не готовит к самостоятельной работе, о чем свидетельствуют исследования Н. Сагиной и А. Чижа. В частности определено, что 45,7 % студенчества не умеет правильно организовать свою самостоятельную работу, 72,5 % не умеют распределять свое время, а 83 % не знают, как это распределение осуществить [11, с. 241]. Таким образом, формирование у студентов умений и навыков самообразовательной деятельности является естественным и целесообразным.
В дидактике и методике высшей школы существует ряд работ, авторы которых поднимали проблемы организации самостоятельной работы студентов. Это исследования А. Алексюка, А. Вербицкого, Л. Деркач, В. Казакова, Б. Коротяева, Р. Низамова, П. Пидкасистого и др.
В. Буряк, Л. Деркач, Н. Дидусь, И. Мороз и др. связывают неумение студентов учиться, прежде всего, с отсутствием у них инструментария для успешного преодоления трудностей в самостоятельном усвоении научных знаний. По мнению И. Мостовой первокурсники попросту не умеют самостоятельно учиться в высшем учебном заведении [6, с. 4]. Понятное дело — современная школа не учит учиться — одному из главных умений. А в вузе обучение строится и происходит по-другому. Школьные уроки, на которых и объясняли, и повторяли, и отрабатывали умения и навыки, и закрепляли определенный учебный материал, заменяются лекциями, семинарами, практическими и лабораторными занятиями, научно-исследовательской деятельностью, где самостоятельная учебная деятельность становится ведущей.
Некоторые современные ученые, а именно А. Кривилева, А. Кучерявый, И. Мостовая, Н. Сагина и А. Чиж, отмечают, что существует несформированность психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил самоорганизации, отсутствие умений и навыков работы с научной литературой и недостаточно высокий уровень познавательного интереса ко многим учебным дисциплинам.
Мы полностью согласны с тем, что для студентов очень важны умения распределять свое время, а также овладевать рациональными способами и приемами работы с учебными материалами, которые являются фундаментом самостоятельной работы студентов в рамках любой учебной дисциплины. Среди таких умений Ю. Мирошниченко и О. Троян выделяют:
- рациональное использование времени, чередование труда и отдыха, правила гигиены учебного труда;
- поиск информации, работа с каталогами, словарями, энциклопедиями, сетевыми ресурсами и т. д.;
- техника быстрого чтения;
- смысловая переработка текстов, выделение главного (идеи, законы, принципы);
- сосредоточение внимания и запоминания;
- культура слушания и речи;
- краткая рациональная запись информации (выписки, тезисы, план, конспект, аннотация, рецензия, реферат и т. д.);
- подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным и практическим работам, а также к итоговым занятиям модулей [4, с. 61–62].
К этому перечню мы хотим добавить широкое использование информационно-коммуникационных технологий, и прежде всего, офисных приложений и Интернета. Более того, все офисные приложения или их аналоги можно использовать посредством сети Интернет, что позволяет осуществлять как индивидуальную, так и групповую (многопользовательскую) самостоятельную работу с тем или иным заданием.
Рассматривая вопрос самостоятельной работы студентов, нельзя не отметить, что с психологической точки зрения самостоятельная работа — это деятельность, которая должна быть осмыслена, внутренне мотивирована и направлена на удовлетворение познавательных потребностей.
Самостоятельная деятельность студента выполняет, по мнению А. Кучерявого, шесть функций, а именно:
- системообразующую;
- обеспечивающую целостность процесса усвоения учебного материала;
- стимулирующую качественное усвоение;
- управленческую;
- включения механизма обратной связи;
- обеспечения непрерывности профессионального образования [8, с. 10–14].
Н. Морозова [5], Р. Низамов, С. Трубачева, Н. Сагина понимают самостоятельную работу, как планируемые, организационно и методически направляемые преподавателями виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности студентов, как в рамках аудиторных занятий, так и вне их, если и под руководством преподавателя, то без его непосредственного участия.
Роль преподавателя в организации самостоятельной учебной деятельности студентов обсуждается многими учеными, среди которых Г. Габай, Л. Журавская, И. Мороз, Н. Никандров и другие. Указывается, что именно преподаватель разрабатывает систему заданий, инструктирует студентов перед их выполнением, наблюдает за ходом самостоятельной работы, консультирует и оказывает помощь студентам в преодолении трудностей и исправлении ошибок, подводит итоги, анализирует и оценивает результаты.
Учитывая это, разграничиваются роли преподавателя в зависимости от его вмешательства в самостоятельную деятельность студентов, цели и уровня усвоения знаний. Так, Л. Журавская выделяет четыре роли преподавателя — лектор, как основной источник информации; руководитель или организатор деятельности; консультант; и модератор, как наблюдатель или арбитр, направляющий деятельность [3, с. 10]. В последнее время отмечаются еще и другие роли, например, фасилитатор, как содействующий деятельности; ментор, как наставник, оказывающий помощь в деятельности; мотиватор, как указывающий альтернативные пути организации самостоятельной работы, а именно пути достижения успеха.
Таким образом, у преподавателя много ролей, и в рамках кредитно-модульной системы обучения преподаватель должен стать, на наш взгляд, в первую очередь мотиватором, затем фасилитатором, а в процессе деятельности — и ментором, и модератором, и консультантом. Другими словами, инструктируя студентов, преподавателю необходимо их мотивировать, обеспечить режим наибольшего благоприятствования самостоятельной работе, координировать и консультировать студентов в процессе учебной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии, о которых говорилось выше, предоставляют возможность отслеживать действия каждого пользователя в отдельности, что немаловажно в контексте обсуждаемой проблемы. А вебинары, телеконференции, видеочаты между студентами и преподавателем при обсуждении той или иной задачи — это тот путь, который может привести к реальной самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя вне аудитории, т. е. в режиме наибольшего благоприятствования, в условиях практически мгновенной координации действий студентов и консультативной помощи.
Самостоятельная работа — это форма обучения, при которой студент получает необходимые знания, умения и навыки, учится планомерно, системно работать, формирует свой стиль умственной деятельности. От других форм обучения самостоятельная работа отличается тем, что студент сам организует свою учебную деятельность.
М. Антонюк, Л. Деркач, Н. Сагина, А. Чиж, И. Шайдур и другие ученые считают, что самостоятельная учебная деятельность студентов должна организовываться с учетом их особенностей и познавательных возможностей. Такие авторы, как В. Вергасов, А. Миролюбов и другие понимают самостоятельную работу как целенаправленную, активную и относительно свободную деятельность студентов.
И. Шайдур, в свою очередь, отмечает, что «самостоятельная работа — это специально организованная деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей, направленная на самостоятельное выполнение учебных задач различных уровней сложности, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время». Целью такой деятельности является, по его мнению, «формирование у студентов умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации» [12, с. 8].
Анализируя понятия «самостоятельность», «самообучение» и «самостоятельная работа», легко видеть, что все эти термины имеют приставку «само». С другой стороны, цель самостоятельной работы студентов — развитие их самостоятельности, а самообучение подразумевает наличие определенной самостоятельности. Таким образом, самостоятельная работа — основа самообучения, а также способствует формированию готовности студента к самообучению.
В. Куринский и С. Днепров рассматривают такое понятие, как «автодидактика», которое, по сути, синоним самообучения. Фактически, по мнению ученых, это — целенаправленная, систематизированная, самостоятельная и автономная деятельность субъекта процесса самообучения.
Суть самообучения заключается в сознательной самоорганизации процесса усвоения знаний, приобретения необходимых навыков. Она способствует развитию и совершенствованию качеств, способностей и умений личности методами самовоспитания и саморазвития. Все три компонента (самообучение, самовоспитания, саморазвитие) тесно связаны между собой, однако ни один из этих компонентов не является главным. Эффективность самообучения, самовоспитания и саморазвития зависит от самостоятельной деятельности студентов, которая опирается не только на развитие волевых процессов личности, но и устойчивой мотивации, то есть системы мотивов, которые определяют конкретные формы деятельности и поведения любого человека, указывают А. Букина, А. Вербицкий и другие.
Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности как главной черты личности. Самостоятельность — это качество личности, которая проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и личной ответственности за свою деятельность и поведение [9, с. 115].
Так, подготовленный и самостоятельный студент, как будущий специалист должен уметь:
- самостоятельно устанавливать и систематизировать порядок своей работы;
- самостоятельно планировать последовательность своих действий;
- самостоятельно контролировать и корректировать эти действия, а именно: следить за их ходом, вносить поправки и уточнения.
Для развития самостоятельности у студентов, на наш взгляд необходимо определить уровень подготовленности студентов к самостоятельной учебной деятельности; по возможности, этот уровень повысить и, соответственно, организовать самостоятельную работу с учетом индивидуальных особенностей студентов, уровнем подготовки и необходимой мотивацией. Критериями развития самостоятельности личности можно считать интенсивность выполнения заданий, которые предлагаются для самостоятельной работы, а также процент выполненных в условиях самоорганизации задач относительно общего количества предложенных задач по определенной дисциплине. Кроме того, работа должна выполняться с интересом.
Итак, анализ научной литературы позволил нам выделить основные подходы к определению такого понятия, как «самостоятельная работа», а именно:
- виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов, которые осуществляются ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время (Р. Низамов, А. Чиж, Н. Сагина);
- различные типы учебных задач, выполняемых под руководством преподавателя (П. Пидкасистый, М. Гарунов, Н. Никандров);
- система организации работы, при которой управление учебной деятельностью студентов происходит в отсутствии преподавателя и без его непосредственной помощи (В. Граф, И. Ильясов, Н. Сагина);
- работа студентов, которая проводится по специальному индивидуальному учебному плану, составленному на основе учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей студентов (С. Архангельский, Л. Деркач, И. Шайдур, А. Чиж);
- специфический вид учебной деятельности, главной целью которого является формирование самостоятельности субъекта, а при этом формирование его умений, знаний и навыков происходит опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий (В. Казаков).
Таким образом, самостоятельная работа студентов в системе кредитно-модульного обучения — это основная форма организации обучения, включающая виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности и осуществляемая на аудиторных и внеаудиторных занятиях с учетом индивидуальных особенностей и познавательных возможностей студентов, под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью самостоятельной работы студентов является не только формирование у студентов умения самостоятельно пополнять свои знания и свободно ориентироваться в потоке научной информации, но и развитие активности и самостоятельности как необходимого условия для дальнейшего самообучения и самореализации в свободном демократическом обществе.
В заключение следует отметить, что главными особенностями организации самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса являются следующие: 1) основная часть учебного материала выносится на самостоятельную проработку и изучение; 2) создание специальных дидактических материалов для самостоятельной работы; 3) индивидуальный режим учебной работы и индивидуальный график изучения отдельных дисциплин, проработки учебного материала в личном темпе; 4) изменение функций преподавателя (организация, руководство, консультирование, контроль); 5) изменение позиции студента (инициативность в режиме работы над учебным материалом, самостоятельное планирование своей работы, ответственность за выполнение намеченного индивидуального плана и т. д.). Основным направлением повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов университетов в процессе кредитно-модульного обучения мы видим широкое использование информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
6. Мостова Т. М. Першокурснику: поради психолога / Мостова Т. М. — К.: Тандем, 2000. — 76 с.