Современная Россия сегодня представляет общество, которое находится в стадии непрерывного реформирования системы государственного управления и различных сфер общественной жизни, особенно в сферах культуры, экономики, политике и социальной сфере. Уровень общественного спокойствия и удовлетворённости в большей степени зависит от степени личной и общественной безопасности, которые, в свою очередь, зависят, от поддерживаемого государством социального порядка.
К сожалению, современная российская наука не установила достаточно чёткое понятие о феномене «социальный порядок», о его содержании, сущности и механизме регулирования.
Актуальность выбранной темы связано с тем, что построение и успешное развитие гражданского общества напрямую зависят от влияния правонарушений на уровень социального порядка в обществе и наоборот. Совершенствование и устойчивое функционирование системы социального порядка обусловлено уровнем результативности деятельности институтов государства, предназначенных для поддержания его устойчивого состояния.
Цель настоящей статьи состоит в определении соотношений понятия социального порядка и общественной безопасности.
По мнению многих исследователей, социальный порядок — это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества. [12, 13 и другие] Социальный порядок можно также назвать и общественным порядком, так как суть их заключается в одном — в сохранении и поддержании общества в стабильном состоянии. Социальный порядок охватывает следующие такие элементы, как порядок в сфере труда, порядок в системе социальной защиты населения, имущественный порядок, жилищный порядок, экологический порядок и т. д. Как мы видим, содержание социального порядка достаточно объёмен и интересен. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с тем или иным аспектом социального порядка.
В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения. [8] Общеюридическое определение общественного порядка было предложено И. Н. Даньшиным: «Общественный порядок — это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества». [9] Также общественный порядок — это порядок в общественных местах, таких как улицы, парки, площади, места развлекательных мероприятий и др. Такой подход обоснован и служит решению практических задач правоохранительными органами. Несомненно, всё это нужно для обеспечения спокойствия граждан, для труда и отдыха. О таком понимании общественного порядка говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел. Например, Федеральный Закон Российской Федерации «о полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, также во всевозможных законных и подзаконных актах принимаемые Российской Федерацией [2]
Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).
Материальное содержание включает реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении.
Волевое содержание обусловлено поведением участников общественных отношений и их волей. При этом воля выступает в виде психической реакции человека и общественной воли. Носителями общественной воли в нашем обществе являются индивидуальные и коллективные субъекты, представители различных социальных групп, общественные объединения и другие организации, разного рода неформальные образования и т. п.
Правовое содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере общественного порядка. Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка. [10]
В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». [4.гл 10] Про защиту общества и про общественную безопасность можно найти упоминание ещё и намного раньше, например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года, [5.гл 8] в котором глава 8 именовалась как «Нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок».
Уголовный кодекс Российской Федерации [6cт.213] сохранил преемственность понимания важности общественного порядка. Например, хулиганство трактуется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7; ст.20.2] напрямую содержит нормы, регулирующие сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. При этом данный Кодекс устанавливает механизм их обеспечения, важным элементом которого являются совокупность мер административного принуждения, которые можно разделить на три основные группы:
1) административно-предупредительные меры.
- прекращение (ограничение) движения транспорта;
- проверку документов;
- вхождение в жилые помещения граждан;
- использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях.
Такие меры носят выраженный профилактический характер.
2) меры административного пресечения.
- обычные меры пресечения включают в себя: административное задержание граждан, привод в органы полиции и ряд других. Возможность пресечения лишь при явной неправомерности деяния.
- особые меры пресечения включают в себя: применение оружия и различные средства физического воздействия: приемов боевой борьбы, служебных собак, дубинок, наручников и т. п.
3) административные взыскания.
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- административный арест.
Термин «общественная безопасность» является весьма распространенным в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. [11] Общественная безопасность наряду с государственной, экономической, военной, политической, экологической, информационной является разновидностью национальной безопасности. В Указе Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», [2] понятие «национальная безопасность» толкуется как государственную стратегия, предполагающая защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Часть ученых юристов определяют понятие общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом. Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Наиболее развернутая позиция была высказана А. А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия — социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» [12]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни.
В современном российском законодательстве [1, ст.3; 5, 6], а также юридической науке, общественная безопасность определяется как юридическая категория для конкретизации сфер деятельности правоохранительных (полицейских) органов и выделяется в качестве универсального объекта, подлежащего правовой охране от противоправных посягательств, а также других угроз техногенного, природного, биологического и иного характера.
Особое место в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в области общественной безопасности, как мы ранее отметили, занимают запрещающие нормы, которые содержатся в Уголовном Кодексе РФ [6] и Кодексе об административных правонарушениях РФ. [7] Например, глава 24 Уголовного Кодекса РФ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, пожарной безопасности и др. [6, гл. 24, ст. 205, 209, 212, 215, 219 и другие]. В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за посягательство на общественную безопасность. Например, нарушение правил пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную ст.20.4 Кодекса, а ст. 20.12 Кодекса предусматривает ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему. [7 гл.20.4]
Говоря об общественной безопасности как правовом институте и объекте полицейской охраны, следует отметить следующее: закон, а не подзаконный акт становится основным источником правового регулирования отношений в области общественной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях. В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.
Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.
В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О. Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова». [13] Аналогичной точки зрения придерживается и И. И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни». [14] Наряду с юристами — административистами и некоторые представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П. Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества. [15].
По мнению А. Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм. [16] Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупность хулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 и ч. 1 ст. 222 УК РФ. [6.ст213,222] Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.
Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т. к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». [17]Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей, и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность. [17]. Общественный порядок неизбежно будет нарушен, если есть место совершения какого-либо правонарушения, это может быть и преступление, гражданско-правовой деликт, или просто аморального поведение. Так, переход проезжей части в неустановленном месте, вне всякого сомнения, нарушает общественный порядок. Все это — деяния, нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречит нормальному сосуществованию людей в обществе.
Таким образом, анализ юридической литературы и нормативно-правовых источников позволил нам установить, что, несмотря на обозначенные нами выше отграничения, понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Сущность данной взаимосвязи заключается в том, что обе они направлены на установление должного, удовлетворяющего потребности граждан и общества, социального порядка, а нарушения норм одного из них непременно к приводит к нарушению норм другого.
Литература:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390 ФЗ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — N 15. — ст. 769
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.
3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
4. Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) гл.10 «Ведомости ВС РСФСР», 1960, N 40, ст. 591
5. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Редакция 05.03.1926 ВЦИК «СУ РСФСР», 1926, № 80, ст. 600.
6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (ред. от 28.12.2013).СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 1), СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.
8. Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. — С.123.
9. Даньшин И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. — Харьков, 1971. — С. 68.
10. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. — М.: Зерцало, ТЕИС, 2006. — 438 с
11. Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст.5909. 256
12. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. — С.83–90.
13. Горбунова О. Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. — Иркутск, 1967. — С. 118.
14. Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С. 27.
15. Гришаев П. Ф. Преступления против общественной безопасности. — М., 1959. — С. 4.
16. Гранин А. Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. — Киев, 1975. — С. 15.
17. Карельский, В.М., Перевалов, В. Д. Теория государства и права. М., 2007. — с.123–125.
4) 18 Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности [Текст] / Хамхоев Б. Т. // Административное право и процесс. 2011. N 7
5) 19.Пшеничникова В. А. Социальная безопасность как фактор развития качества жизни населения региона // Регионология. № 3. 2008г.