Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике (Багрова И. Г., Бельтюков В. И., Волкова К. А., Зикеев А. Г., Зыков С. А., Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П., Леонгард Э. И., Назарова Л. П., Носкова Л. П., Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф., Шелгунова Н. И., Шматко Н. Д., Яхнина Е. З. и другие), коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
Под коррекционно-развивающей работой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В. С. Леднёвым:
В схеме обучение, воспитание и развитие показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.
Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования.
Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.
Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.
Вся система коррекционно-развивающей работы, сложившаяся в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена:
1. На реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями областного психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования). Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу:
- Это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией. Как известно, существует два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) — более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являются стойкими и не поддаются лечению. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается в результате длительной систематической коррекционной работы.
Таблица 1
Слуховое восприятие при различной степени потери слуха
Степень потери слуха |
Средние пороги слуха, Дб |
Восприятие разговорной и громкой речи |
Восприятие шепотной речи |
1-я |
26–40 |
6–3 м |
2м — у уха |
2-я |
41–55 |
3 м — у уха |
нет — у уха |
3-я |
56–70 |
громкая речь у уха |
нет |
4-я |
71–90 |
крик у уха |
нет |
глухота |
свыше 91 |
0 |
нет |
- Это обучающиеся с задержкой психического развития. У таких детей отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, недостаточный уровень сформированности операций обобщения, снижение устойчивости внимания, мотивационная сфера учащихся с задержкой психического развития оказывается несформированной: отмечается преобладание игровых мотивов поведения и обучения. У детей не появляется чувство ответственности в отношении учебных заданий. Однако, несмотря на перечисленные особенности развития мышления, большинство таких детей воспринимают помощь взрослых, способны к усвоению новых знаний и их применению на практике.
- Это обучающиеся с интеллектуальной недоразвитием, у которых отмечается дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит познавательных интересов: плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового, слабость абстрагирования и обобщения. Речь косноязычна, содержит аграмматизмы. Для них характерно стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом;
- обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, для которых характерно ограничение жизнедеятельности и социальная недостаточность. Ограничение жизнедеятельности обусловлено снижением способности адекватно вести себя и эффективно общаться с окружающими, нарушена способность выполнять «социальные роли».
2. Коррекционно-развивающая работа — это комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.
3. Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира.
Основой коррекционно-развивающей работы является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса: современной звукоусиливающей аппаратурой фирмы «Биомедилен», учебными программами, наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями, современными техническими и информационными средствами обучения: компьютерными речевыми программами, аппаратами «Верботон», ультрафиолетовым оборудованием в кабинете психологической разгрузки, интерактивными досками, интернетом, компьютерами и ноутбуками, учебниками с электронными приложениями, электронными образовательными ресурсами, которыми обеспечена наша школа. На современном уровне оборудованы кабинеты, в том числе учителей — предметников, слуховой кабинет, кабинет психологической разгрузки, кабинки для проведения индивидуальных занятий по развитию восприятия речи на слух и коррекции произношения, логопедических занятий. Использование в коррекционно-развивающей работе школы информационных, коммуникационных технологий является важным условием реализации образовательных стандартов.
Помимо хорошо оснащённой современной материально-технической базы, школа обеспечена высококвалифицированными специалистами, среди которых учителя-дефектологи/сурдопедагоги, опытные учителя-предметники, педагог-психолог, преподаватель музыкально-ритмических занятий, социальный педагог. В школе есть медицинская служба (врачи, медсестры).
Организация коррекционно-развивающей работы в школе регламентируется учебным планом, в который включены коррекционно-развивающие области, которые представлены коррекционными предметами: ознакомление с окружающим миром, музыкально-ритмические занятия, социально-бытовая ориентировка, специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете, групповые коррекционные занятия, психокоррекционные и логопедические занятия. Для более полного учета и реализации индивидуальных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность и внеклассную работу.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
Индивидуальное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм учебной деятельности, в которой заложена тесная связь с фронтальными уроками и другими уроками образовательного цикла. В школе проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с учащимися со слуховой депривацией и индивидуальные логопедические занятия по коррекции нарушений речи. Они относятся к специальным коррекционным занятиям и проводятся по расписанию, составленному завучем школы и утвержденному директором школы. Индивидуальные занятия проводятся с 1 по 10 класс (на всех годах обучения) по 3 часа в неделю на одного ученика. С 1 по 5 класс занятия продолжаются 20 минут, начиная с 6 класса — 30 минут. Начиная с 3 класса индивидуальные занятия можно проводить одновременно с группой учащихся (2–3 человека). Содержание индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и ФП отражено в программах «Развитие речевого слуха», разработанных Е. П. Кузьмичевой и И. Ф. Федосовой и «Формирование произносительной стороны речи», разработанной Н. Ф. Слезиной и Е. З. Яхниной. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: формирование произношения и развитие слухового восприятия. Отбор речевого материала осуществляется с учетом фонетической темы занятия. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов слухового и речедвигательного содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Основной задачей индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Дети учатся различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты; у детей формируются навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слов.
Немаловажную роль для формирования коммуникативной функции речи учащихся с речевыми нарушениями играют индивидуальные логопедические занятия, которые организуются и проводятся в нашей школе со всеми учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Содержание логопедических занятий тесно связано с программой обучения по русскому языку и чтению. Учителя — дефектологи постоянно овладевая методикой логопедической работы, при коррекции речевых нарушений внедряют в работу методику по ФП I вида. Основная цель таких занятий в младшем звене состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка, самостоятельной развернутой фразовой речи, коррекции навыков чтения и письма. Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях осуществляется на основе моделирования речевых ситуаций, которые способствуют возникновению речевой потребности, желания вступить в речевое общение. На логопедических занятиях в средних и старших классах большое внимание уделяется коррекции нарушений чтения и письма, работе по устранению дисграфии. Поскольку, своевременное и целенаправленное устранение нарушений устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует лучшему усвоению школьной программы.
Важное место в системе коррекционно-развивающих технологий принадлежит музыкально-ритмическим занятиям. Программа этого предмета тесно связана с развитием слухового восприятия, формированием произношения. Коррекционная работа на МРЗ базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях. Основное содержание МРЗ включает развитие у учащихся восприятия музыки, обучение выразительным, правильным и ритмичным гимнастическим и танцевальным движениям под музыку, декламацию песен под музыку, игру на элементарных музыкальных инструментах, драматизацию музыкальных сказок.
Специальными организационными формами являются фронтальные занятия в слуховом кабинете, на которых закладываются основы представлений детей о многообразии и богатстве мира звуков. Эти занятия способствуют формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения неслышащими учащимися звучащей речи, восприятия различных неречевых звучаний, шумов, развитию речевого слуха и практической ориентации в звучащем мире.
Психокоррекционные занятия в начальной школе проводятся с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья по нескольким направлениям:
- адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;
- развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);
- развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения и «комплекса произвольности»;
- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей, профилактика появления признаков школьной дезадаптации, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.
Учителя-дефектологи при организации коррекционной работы на индивидуальных, специальных фронтальных занятиях используют передовые технологи, внедряют инновационные формы и методы работы, используют на занятиях различные виды игровой деятельности, сказкотерапию, музыкотерапию, совершенствуя движения и сенсомоторное развитие (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики).
На индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные навыки, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. На фронтальных уроках учитель класса формирует коммуникативные универсальные учебные действия:
- Умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;
- Умение осуществлять взаимный контроль;
- Умение оценивать правильность выполнения задания сверстников
Обучая неслышащих детей приемам работы в условиях совместной деятельности со слышащими учащимися, учитель класса формирует житейские понятия; организационные умения и навыки и умение работать в коллективе.
В решении задач речевого общения при фронтальной форме организации работы создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Созданные в классе условия по формированию речевых умений у неслышащих учащихся оказывают положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка;
- системность;
- непрерывность;
- вариативность;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип доступности учебного материала.
Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т. д.
Традиционные для школы I вида технологии обучения языку как средству общения, апробированные многолетней практикой работы школы, активно используются и совершенствуются на современном этапе и обеспечивают социальную компетентность детей с ОВЗ.
Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций на специальных коррекционных занятиях начинается с планирования речевого материала. В разработанных учителями-дефектологами рабочих программах спланирован необходимый школьникам в их повседневной жизни речевой материал. Например, темы коррекционной работы на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи:
Класс |
Темы коррекционной работы |
Содержание материала |
5 класс |
Современные средства коммуникации |
У тебя дома есть компьютер? Назови операторов мобильной связи, посмотри пропущенные звонки |
Будем знакомы |
Очень рад. Что нового? Хочу посоветоваться |
|
Мой класс |
Проветри класс, открой окно, скажи Диме, чтобы он вытер доску |
|
В гостях |
Проходи, раздевайся, приглашай Диму к столу, мы тебя ждем, примите мои искренние пожелания |
|
9 класс |
Школьная жизнь |
С кем из одноклассников ты дружишь? Какие кружки посещаешь? В какой класс ты перейдешь? |
Почта |
На почте можно оплатить коммунальные платежи, отправь денежный перевод, напиши обратный адрес |
|
Мой дом |
Умеешь ли ты пользоваться стиральной машиной? Какая бытовая техника есть у тебя дома? Входя в дом, набери код домофона и открой дверь |
|
10 класс |
Сегодня в мире |
Какая у тебя мобильная связь? Какие газеты ты читаешь? Крупнейшие операторы сотовой связи, Какой у тебя мобильный телефон? |
Здоровье |
Возьми талон в регистратуре, когда принимает терапевт? Мне нужно пройти флюорографию |
|
Парикмахерская |
Ты часто ходишь в парикмахерскую? Попроси, чтобы тебе сделали укладку, постригите меня покороче, сколько стоит стрижка? |
|
12 класс |
Профессиональное образование |
Какие профессии требуют от человека силы и ловкости? Какие специальности есть в межрегиональном центре? Специальное профессиональное образование |
Мои права |
Конституция — основной закон, свидетельство о результатах ЕГЭ, какой срок действия свидетельства о ЕГЭ? |
Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения речевого материала.Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Также многократное применение новых слов, фраз. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным.
Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Зыкова Т. С. Развитие речи в школе для глухих детей: метод.пособие — М.: Просвещение,2011
2. Кобрина Л. М. Интегрированное обучение в сельской школе как средство оптимизации учебного процесса / Л. М. Кобрина. Монография. — Череповец: ЧГУ, — СПб.: Наука — Питер, 2005. — 11 п.л.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа — М.: Просвещение, 2009
4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. — М.: Просвещение, 2010
5. Проект «Концепция федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Соловьева Т. А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе// Дефектология. — 2005. — № 5. — С. 44–48
7. Зыкова Т. С., Соловьева Т. А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением слуха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 5–12 (авторский вклад 40 %)
8. Шипицына Л. М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и в обществе. — СПб.: Речь, 2009
9. Проговори 1,2 Ивана Херлевич
10. Русский язык для детей 1 в двух частях. Институт фонетики философского факультета Загребского университета
11. Кузьмичева Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб.пособие для студ.учреждений — М.: Издательский центр «Академия»,2011
12. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога — дефектолога — М.,: Парадигма, 2010
13. Королева И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. — СПб, КАРО, 2011