Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 13948 раз

Библиографическое описание:

Простакишина, Н. П. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) / Н. П. Простакишина, Е. С. Шпак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9572/ (дата обращения: 18.12.2024).

На современном этапе в системе ценностей молодежи произошли серьезные изменения, которые являются следствием негативных процессов в обществе. Эти изменения охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний — стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, возросший интерес к религии и рост числа верующих, размывание критериев морали и нравственности, проникновение криминальной субкультуры, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения.

Актуальность проведенного исследования заключается в остроте проблемы вербальной агрессии в молодежной среде, с которой они встречаются в современном обществе: на улице, в учебных заведениях, в семье и других общественных местах. Речевая агрессия воспринимается в некоторой степени студентами как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение.

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, сдерживает восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Она — спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости. Поэтому всестороннее изучение речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

В настоящее время рядом исследователей предложено множество определений агрессии. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение понятия «вербальной агрессии»: «это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [1, с. 98]. Исследователь Ю. Б. Можгинский определил «вербальную агрессию» как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [2, c. 176].

Вербальная агрессия предполагает использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций — недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, оскорбления, упреки обвинения; угрозы.

На наш взгляд, наиболее глубоким является определение исследователя В. Ф. Пирожкова. По его мнению «агрессия» — это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, или психологический ущерб [3, 197 с.].

Характеристика вербальной агрессии:

1.                  Вербальная агрессия препятствует эффективному общению;

2.                  Она наносит удар по самооценке и способностям собеседника;

3.                  Может быть открытой (гневные выпады и оскорбления) или скрытой (очень незаметной и постепенной);

4.                  Цель такой агрессии — скрытое подчинение и манипуляция партнером;

5.                  Вербальная агрессия наносит вред межличностным отношениям;

6.                  Вербальная агрессия может перерасти в физическую агрессию.

Психологи выделяют три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические. К биологическим факторам наиболее часто относят: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм. К социальным факторам относят: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах. Психологические факторы: эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева.

Целью предпринятого нами исследования послужила необходимость выявления особенностей отношения современной молодежи к проявлениям вербальной агрессии.

Объектом исследовательской работы явилась студенческая молодёжь 1–3 курсов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка. Общий объем выборочной совокупности составил 60 человек.

В нашем исследовании мы рассматриваем проявление вербальной агрессии в межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт.

При проведении исследования респондентам было предложено выделить причины вербальной агрессии. Были получены следующие результаты:

1.                  враждебность по отношению к объекту агрессии (20 % респондентов);

2.                  ответная реакция на агрессивное поведение оппонента (54 %);

3.                  нарушение собеседником норм межличностной коммуникации (12 %);

4.                  низкий уровень речевой и коммуникативной культуры собеседника(14 %).

Диаграмма 1. Причины вербальной агрессии.

Таким образом, на намеренные словесные оскорбления и физическую агрессию большинство молодых людей реагирует аналогичным образом, не пытаясь себя сдерживать.

Вербальную агрессию можно считать постоянным спутником нашей жизни. Этот факт подтверждается результатами предпринятого нами социологического исследования. На вопрос: «Сталкивались ли Вы когда-нибудь с проявлениями вербальной (словесной) агрессии?», 85 % респондентов ответили положительно.

В результате анализа ответов на вопрос: «Используют ли респонденты в своем общении словесную агрессию», было выявлено отличие ответов по гендерному признаку. Было определенно, что мужчины в большей степени прибегают к вербальной агрессии, нежели женщины. Так, 67 % мужчин используют в своем общении вербальную агрессию, в то время как среди женщин этот показатель равняется 57 %.

Иногда сложно выявить признаки вербальной агрессии. Одна и та же фраза может восприниматься нами по-разному: для одних — однозначное хамство и агрессия, для других — обычное поведение. Агрессия, ставшая повседневной, оскорбляет, задевает личность человека. Словом можно ранить. Поэтому очень важно уметь разобраться с причинами вербальной агрессии, научиться правильно на нее реагировать.

В ходе исследования были выявлены наиболее предпочтительные виды реакций на вербальную агрессию, при этом, не было выявлено ни одной ситуации, вызвавшей одинаковую реакцию всех респондентов, независимо от их пола и возраста.

На вопрос: «Как Вы реагируете на направленную на Вас вербальную агрессию», респондентам было предложено выбрать несколько ответов. Так, 55 % ответили, что отвечают тем же (грубят), 15 % относятся с юмором, 20 % игнорируют, 10 % ответили, что их реакция зависит от сложившейся ситуации.

Диаграмма 2. Реакция на вербальную агрессию.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить иерархию мест, где респонденты чаще всего сталкиваются с агрессивно настроенными людьми. На первое место респонденты поставили общественные заведения (65 %), на второе — общеобразовательные заведения (школы, институты) (25 %), а 10 % респондентов сталкивались с вербальной агрессией в семье (3-е место).

В результате исследования можно сделать вывод о том, что вербальная агрессия является повседневной чертой жизни молодежи на всех уровнях социальных связей: в учебном заведении, в семье, с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения).

Литература:

1.   С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова. 1949–1992;

2.   Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика –2-е издание, стереотипное. Москва: Когито -Центр, 2008. 181 с.

3.   Пирожков В. Ф. Криминальная психология — М.: «Ось-89», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, агрессия, межличностная коммуникация, респондент, речевая агрессия, физическая агрессия, эмоциональная неустойчивость.


Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Проблемы управления персоналом (на примере ФГБО ВПО “МГУПП”)

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Проблемы управления персоналом (на примере ФГБО ВПО “МГУПП”)

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Задать вопрос