В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.
Процесс окончательного принятия решения о выборе сферы профессиональной деятельности и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. В своей книге «Психология труда и человеческого достоинства» Пряжникова Е. Ю. отмечает: «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно» [3, c 38].
Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 сфер профессиональной деятельности (классификация Климова Е. А.):
- Человек — природа
- Человек — техника
- Человек — знаковая система
- Человек — человек
- Человек — искусство
Чтобы отнести профессию, специальность к определенной сфере деятельности, надо выяснить, на что главным образом направлено внимание человека [1, 183].
Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей сферы профессиональной деятельности вследствие неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях [2, с.20].
Для решения задач комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников мы провели исследование на базе МОБУ СОШ № 12 г.Сибай. Целью нашего исследования было выявление особенностей выбора сферы профессионального деятельности старшими школьниками. Общее количество испытуемых составило 37 человек, из них 18 человек — учащиеся 10 класса и 19 — учащиеся 11 класса в возрасте 16–17 лет.
Учащимся были предложены следующие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, Фрайбургский личностный
опросник (FPI) и методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда
(модификация С. Шмишека).
В ходе анализа полученных данных было выявлено, что лишь у 28 учащихся из 37 был точно установлен тип профессий, к которому они склонны.
У остальных семи учащихся наблюдалось одинаковое высокое количество баллов по нескольким типам. Ввиду таких результатов помимо предложенных Е. А. Климовым пяти типов нами были выделены два дополнительных смешанных типа. В таблице 1 приведены полученные типы и распределение учащихся по ним.
Таблица 1
Распределение учащихся по типам
Тип |
I |
II |
III |
IV |
V |
IV + V |
III + V |
Количество человек |
4 |
2 |
13 |
3 |
6 |
5 |
4 |
Тип I — «Человек-природа»; Тип II — «Человек-техника»; Тип III — «Человек-человек»; Тип IV — «Человек-знак»; Тип V — «Человек — художественный образ»; Тип IV + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-знак» и «Человек — художественный образ»; Тип III + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-человек» и «Человек — художественный образ».
Необходимо отметить, что соответствующие каждому типу личностные особенности четко характеризуют этот тип, раскрывая отдельные качества, без которых не обойтись в данной сфере профессиональной деятельности.
Чтобы наиболее наглядно увидеть различия между пятью типами, рассмотрим сравнительные профили типов по каждой из методик (Рис.1, Рис.2)
Рис.1. Сравнительный профиль типов по методике FPI
Характеристики
Условные обозначения: Шкала I — невротичность; Шкала II — спонтанная агрессивность; Шкала III — депрессивность; Шкала IV — раздражительность; Шкала V — общительность; Шкала VI — уравновешенность; Шкала VII — реактивная агрессивность; Шкала VIII — застенчивость; Шкала IX — открытость; Шкала X — экстраверсия — интроверсия; Шкала XI — эмоциональная лабильность; Шкала XII — маскулинность — фемининность.
На рис.1 видно, что показатели IV (раздражительность), IX (открытость), XII (маскулинизм) у типа «Человек-техника» максимально высокие. Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.
При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)
Еще один максимально высокий показатель VIII (застенчивость) наблюдается в типе «Человек-знак». Также данный тип обладает и самым низким показателем V (общительность). По Климову Е.А часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Таким образом к таким профессиям относятся корректор, экономист, программист, стенографистка, машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др. Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений) представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.
Типу «Человек-природа» свойственен заниженный показатель VI (уравновешенность). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа, и прежде всего растительные и животные организмы. Конечно, это не значит, что специалисты сферы профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный врач, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Смешанному типу «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» характерен низкий показатель VIII (застенчивость). Все остальные показатели по типам в целом в норме (4–6 баллов) и чуть выше нормы.
Рис.2. Сравнительный профиль типов по методике изучения акцентуаций личности С. Шмишека
Условные обозначения: Дм — демонстративный тип; З — застревающий тип; П– педантичный тип; В — возбудимый тип; Г — гипертимный тип; Дис — дистимный тип;Т — тревожный тип; Эк — экзальтированный тип; Эм — Эмотивный тип; Ц — Циклотимный тип.
На основании рис.2 можно сделать вывод, что основная часть показателей находится в норме или в пределах тенденции. Типы «Человек-техника», «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» и «Человек-человек» + «Человек — художественный образ» имеют 1–3 акцентуации.
Можно заметить, что профили пяти типов очень похожи, немного отклоняется от них профиль типа «Человек-знак» по показателю тревожности. Но особенно заметно выделяется профиль типа «Человек-техника», имеющий чрезвычайно низкие показатели по тревожному и эмотивному типам личности, а также акцентуации по застревающему, гипертимному и циклотимному типам личности.
Проверка значимости различий с использованием однофакторного дисперсионного анализа показала, что статистически подтверждены значимости полученных нами различий в характеристиках типов на уровне достоверности при p = 0,1 и p = 0,05.
Таким образом результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами — психологами в работе по профориентации. И это будет пусть и незначительный, но, тем не менее, шаг на пути достижения одной из главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.
Литература:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 2010. — 302 с.
3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 496с.