Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 740 раз

Библиографическое описание:

Силакова, О. В. Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности / О. В. Силакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1014-1018. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9594/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: уровневость высшего образования; профессиональное образование; образование в области безопасности жизнедеятельности; практикоориентированность; виды самостоятельной работы бакалавров.

В современной отечественной и общеевропейской системах профессиональной подготовки уровневость выступает основным атрибутом реформирования высшего образования. Основными задачами, решение которых связывается с введением многоуровневой структуры высшего профессионального образования в нашей стране, являются:

1.                  реализация новой парадигмы образования с акцентом на ее фундаментальность, целостность, открытость, нелинейность, практикоориентированность и направленность на интересы личности;

2.                  возможность интеграции в европейское и мировое образовательное пространство и, соответственно, решение вопроса о признании российских дипломов о высшем образовании;

3.                  гибкое реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

4.                  возможность эффективной интеграции со средними образовательными, начальными и средними профессиональными учебными заведениями;

5.                  свобода выбора индивидуальной образовательной траектории и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

6.                  широкие возможности для послевузовского образования в контексте идеи «образование через всю жизнь»;

7.                  повышение уровня и значимости научной деятельности как условия инновационного развития общества [4].

В современных нормативных документах Министерства образования и науки в разделе Требования к уровню подготовки выпускников наряду страдиционными уровнями: знать/ понимать, уметь — присутствует новый уровень — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Т. е. наряду с формированием прочных знаний у студентов этот уровень оказывает им помощь в овладении определенной системы конкретных умений и алгоритмом действий в определенных условиях. Иными словами, в ходе учебного процесса у студентов должны формироваться знания, которые бы в дальнейшем были фундаментом их практической деятельности, а также умений применять и использовать полученные знания в повседневной жизни [7].

Требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях. [2, 4, 7, 8].

В направлении развития системы уровневого образования в области безопасности жизнедеятельности, а также способов формирования составляющих профессиональной подготовки, и педагогической практики возможно через создание и успешную реализацию основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на базе РГПУ им. А. И. Герцена. В связи с этим активно разрабатываются основные программы дисциплин в той или иной области уровневого образования [1,6, 8, 10].

Рассмотрим возможности формирование основных знаний, умений и навыков по экологической безопасности у бакалавров по направлению«Естественнонаучное образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности» на примере изучения дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса» и «Основы экологической безопасности» [6].

Дисциплина «Экологическая безопасность города-мегаполиса» изучается студентами на 1 курсе в 1 семестре. Цель дисциплины состоит в ознакомлении студентов с теоретическими знаниями и практическими навыками исследования системы экологической безопасности города-мегаполиса и развитии умений правильного применения нормативно-правовых знаний в вопросах использования и охраны окружающей среды.

В соответствии с поставленной целью задачами дисциплины «Экологическая безопасность города-мегаполиса» являются: изучение особенностей города-мегаполиса как среды обитания; ознакомление студентов с проблемами экологической безопасности городов; ознакомление студентов с особенностями жизнедеятельности населения в городе-мегаполисе; ознакомление студентов с направлениями улучшения экологической ситуации и экологической безопасности города-мегаполиса.

Основные понятия по экологической безопасности, формируемые при изучении дисциплины «Экологическая безопасность города-мегаполиса» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Понятия по экологической безопасности, формируемые при изучении дисциплины «Экологическая безопасность города-мегаполиса»

Тема раздела

Примеры понятий по экологической безопасности

Город-мегаполис как среда обитания

основные характеристики города-мегаполиса; основные виды загрязнений атмосферы, водных объектов и почвы; утилизация отходов; малоотходные технологии

Организация и правовое регулирование экологической безопасности города-мегаполиса

система управления мегаполисом; экологическое право; нормативно-правовые акты; экологический мониторинг состояния окружающей среды города-мегаполиса

Особенности организации жизнедеятельности города-мегаполиса в современных условиях

информационно-аналитическая система в структуре исполнительных органов государственной власти города-мегаполиса; оценка воздействия на окружающую среду; нормирование; состояние здоровья населения больших городов; влияние техногенных факторов на заболевания и травматизм населения города

Состояние окружающей среды города-мегаполиса

проблемы состояния окружающей среды в городе-мегаполиса; экологический менеджмент в городе-мегаполисе; особенности управления качеством окружающей среды в мегаполисе; роль общественности в управлении качеством окружающей среды

Экологическая безопасность города-мегаполиса

экологическая безопасность городского (коммунального хозяйства); технические системы экологической безопасности; экологическая экспертиза; экологическое аудирование; государственный экологический контроль; направления улучшения экологической ситуации и экологической безопасности в городе-мегаполисе; экологическая информированность; факторы экологической безопасности

Деятельность бакалавров на практических занятиях направлена на изучение и анализ нормативно-правовых документов (федеральных, региональных, местных), обеспечивающие организацию и безопасность жизнедеятельности города-мегаполиса, включает подготовку сообщений и презентаций по предложенным темам. Так же на практических занятиях планируется подготовка докладов по заданной тематике; составление карты экологической опасности своего района; составление списка экологически-опасных объектов города-мегаполиса; написание рефератов по заданной тематике [5]. Итоговой аттестацией по данной дисциплине является зачет.

Дальнейшее развитие знаний и умений по экологической безопасности осуществляется при изучении дисциплины «Основы экологической безопасности», которая изучается на 1 курсе (2 семестр). Указанная дисциплина имеет своей целью ознакомление студентов с «Концепцией экологической безопасности РФ», а так же с актуальными проблемами защиты окружающей среды и здоровья населения.

Основные задачи дисциплины «Основы экологической безопасности» заключаются:

-       в обучении методам сопоставления рисков и их оценки;

-       в формировании знания о причинах возникновения экологически негативных факторов, способах их распознавания и обеспечения безопасности для здоровья человека и охраны окружающей среды от техногенного загрязнения;

-       в развитии умений вырабатывать меры безопасности по защите окружающей среды и здоровья человека в зависимости от условий окружающей среды.

Содержательную структуру дисциплины «Основы экологической безопасности» составляют следующие разделы: «Введение в экологическую безопасность», «Антропогенное воздействие на окружающую среду и экологический риск», «Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности».

Раздел «Введение в экологическую безопасность» уделяет внимание формированию понятий «экологическая безопасность», «критерии экологической безопасности», «концепция экологической безопасности».

Понятия «критерии экологической безопасности» рассматриваются в следующих направлениях: для экосферы (природно-производственный паритет), для экосистем (сохранность видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей), для индивидуумов (сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности).

Также в данном разделе уделяется внимание безопасности территориальных комплексов и ее критериям: природоемкости производственного комплекса территории, экологической техноемкости территории, предельно допустимой техногенной нагрузке.

Основной темой раздела является тема «Экологическая безопасность человека», в которой большое внимание уделяется понятиям о медико-биологических показателях функции здоровья: возрастным коэффициентам заболеваемости и смертности; средней продолжительности жизни; коэффициенту рождаемости; частоте генетически обусловленных болезней. Так же рассматриваются основные показатели ухудшения качества среды обитания и риск экологического поражения, закономерность влияния загрязненности среды на общую заболеваемость населения.

В разделе «Антропогенное воздействие на окружающую среду и экологический риск» системообразующим понятием является понятие «экологического риска». Подробно рассматриваются классификации риска, уровни риска, объективные и субъективные оценки риска. Раскрываются понятия об «экологически чистых» отраслях производства, экологической экспертизе природных экосистем и территорий, техногенных систем: принципы, модели, критерии оценки. Данная тема имеет практикоориентированную функцию, так как позволяет оценивать риск на основе доступных статистических данных, сравнивать и анализировать риски.

В содержание раздела «Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности» включен материал об экологическом нормировании, включающий: предельно допустимые концентрации, предельно допустимые дозы, предельно допустимые нормы и предельно допустимые уровни. Большое внимание уделено понятию природно-технической системы. Важными содержательными составляющими данного раздела являются направления экологизации промышленного производства, энергетики и сельского хозяйства:

-       экологизация промышленного производства рассматривается в изменении отраслевой структуры, кооперировании, смене производственных технологий, совершенствовании очистки;

-       экологизация энергетики рассматривается в рамках преобразования топливных ресурсов;

-       экологизация сельского хозяйства в направлении применения в сельском хозяйстве наиболее щадящих методов обработки.

В теме «Экологически приемлемый риск» рассматриваются положения теории экологического риска, уделяется внимание медико-биологическим, собственно экологическим, социально-психологическим, экономическим, правовым и техническим аспектам риска в оценке экологической безопасности.

На практических занятиях по дисциплине «Основы экологической безопасности» бакалавры выполняют различные виды самостоятельной работы [9]: изучение справочной и научной литературы, подготовка сообщений с презентациями по предложенным темам, решение проблемных и ситуационных заданий, участие в дискуссиях (с предварительной подготовкой по предложенным вопросам). Содержание вопросов для самоподготовки и примерная тематика сообщений по дисциплине «Основы экологической безопасности» представлено в таблице 2.

На семинарских занятиях перед бакалаврами ставятся проблемные вопросы, над которыми заранее предлагается самостоятельно поработать и в дискуссионной форме за круглым столом, при координации преподавателя, осуществляется обсуждением этих вопросов.

Таблица 2

Содержание вопросов для самоподготовки и примерная тематика сообщений по дисциплине «Основы экологической безопасности»

Название раздела

Примерные темы сообщений

Примерные вопросы для самоподготовки

Введение в эколо-гическую безопа-сность

1.     Безопасность населения и отравления природными и искусственными ядами.

2.     Санитарно-эпидемическая обстановка и здоровье населения.

3.     Генофонд человека и агрессивные факторы внешней среды.

4.     Экологическая безопасность — психологические основы.

5.     Здоровье и болезнь с позиции экологической безопасности.

6.     Аллергены как экологический фактор окружающей среды.

7.     Проблемы загрязнения окружающей среды и аллергические заболевания.

1.      Подумайте, на чем основывается экологическая безопасность граждан в Российской Федерации?

2.      Раскройте содержание понятий «экологическая безопасность», «окружающая среда», «обеспечение экологической безопасности», «экологическая опасность», «чрезвычайные экологические ситуации», «зона экологического бедствия», «зона экологической катастрофы».

3.      Что подразумевается под экологической опасностью?

4.      Какие показатели применяются для оценки экологической безопасности?

5.      Объясните, почему концепция абсолютной безопасности неприемлема в настоящее время?

6.      Какие основные цели, направления и принципы находятся в основе концепции экологической безопасности?

7.      Каким может быть характер источника чрезвычайных ситуаций?

8.      По каким признакам классифицируются все чрезвычайные ситуации?

9.      Подумайте, что является следствием чрезвычайных ситуаций экологического характера?

Антропо-генное воздейст-вие на окружа-ющую среду и экологи-ческий риск

1.                                Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы в техносфере.

2.                                Основные меры, применяемые для уменьшения загрязнения атмосферы.

3.                                Методы контроля качества воздуха.

4.                                Основные вещества, загрязняющие воду.

5.                                Влияние различного вида загрязнений окружающей среды на состояние здоровья населения.

6.                                Меры по предотвращению истощения и загрязнения вод.

7.                                Влияние деятельности человека на загрязнение почв в техносфере.

8.                                Основные методы очистки газовых выбросов, сточных вод, утилизации отходов.

1.                                Что представляют собой физические факторы? Охарактеризуйте их влияние на здоровье человека.

2.                                Каковы виды ионизирующих излучений?

3.                                В чем состоит вредное воздействие электромагнитного излучения?

4.                                Назовите основные меры борьбы с шумом и вибрацией.

5.                                Охарактеризуйте химические факторы.

6.                                Какие факторы относятся к биологическим? 7. Охарактеризуйте основные последствия воздействия биологических факторов на здоровье человека.

7.                                Какие опасные климатические явления вы знаете?

8.                                Как осуществляется контроль за опасными природными процессами?

9.                                Какие условия считаются экстремальными для жизни и деятельности человека?

10.                            В чем заключается экологическая и правовая оценка зон радиоактивного загрязнения?

11.                            Какова экологическая оценка состояния (качества) окружающей среды?

12.                            Характеристика суммирующего действия вредных факторов в условиях среды обитания.

Основы промыш-ленной экологии и приро-доохран-ной деятель-ности.

1.                                                        Экологизация промышленности в техносфере.

2.                                                        Особенности экологизации городского хозяйства.

3.                                                        Проблема переработки промышленных и бытовых отходов.

4.                                                        Экологическая безопасность города-мегаполиса.

5.                                                        Программа действий для обеспечения природно-эко-логической устойчивости города-мегаполиса.

1.                                Как организовано управление экологической безопасностью в Российской Федерации? Какова роль государства в управлении экологической безопасностью?

2.                                Перечислите основные цели и задачи системы обеспечения экологической безопасности.

3.                                Какие принципы находятся в основе системы обеспечения экологической безопасности?

4.                                Какие задачи стоят перед природоохранным законодательством в РФ.

5.                                Какие санкции применяет государство к нарушителям экологических законов?

6.                                6. Какие основные направления развития законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, содержание дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса» и «Основы экологической безопасности» способствует формированию знаний и умений по экологической безопасности, являющихся основой профессиональных компетенций бакалавров [3].

Все выше обозначенные знания, умения и навыки, которые формируются в процессе освоения бакалаврами дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса» и «Основы экологической безопасности» продолжают своё дальнейшее развитие в магистерских программах факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 050100.68 — Естественнонаучное образование — «Теоретические основы и технологии обучения экологической безопасности» и «Современные проблемы охраны окружающей среды» [8, 10]. И в этом прослеживается преемственность и непрерывность образовательного процесса в системе «бакалавриат-магистратура».

Литература:

1.      Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету//Мир науки, культуры, образования., 2013 № 3, С.3–6.

2.      Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — 3-е изд. — М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. ‒128 с.

3.      Бырылова Е. А., Попова Р. И., Авдеева Н. В. Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности //Молодой ученый. 2013. № 8. С.378–381.

4.      Гладченкова, Н. Н. Многоуровневость как условие интернационализации высшего образования / Н. Н. Гладченкова. — [Электронное издание] http://pi.sfedu.ru/rspu/science/conferenes/

5.      Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 2012. Т.2. № 148. С.54–60.

6.      Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-Содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012 № 5. С.151–158.

7.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. — М.: Изд-во ВШЭ, 2002. — С.263 ‒ 282.

8.      Соломин В. П., Магистерская подготовка в современном профессиональном педагогическом образовании//Профессиональное образование. Столица. 2011 № 12 С.13–15.

9.      Спицына Т. А., Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый. 2013 № 8., С.429–432.

10.  Станкевич П. В., Формирование содержания специализированных магистерских программ в сфере естественнонаучного образования //Известия Российского государственного педагогического университета. 2009 № 94 С.28–35.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, ознакомление студентов, Экологическая безопасность города-мегаполиса, здоровье человека, высшее образование, знание, сельское хозяйство, умение, экологический риск.


Ключевые слова

профессиональное образование, образование в области безопасности жизнедеятельности, , практикоориентированность, уровневость высшего образования, виды самостоятельной работы бакалавров

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде»)

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде» на кафедре социальной безопасности...

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»

В статье рассматриваются этапы создания и апробирования авторского курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Приводится модель реализации авторского курса на примере специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде»)

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде» на кафедре социальной безопасности...

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Авторский курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 25.02.08. «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»

В статье рассматриваются этапы создания и апробирования авторского курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Приводится модель реализации авторского курса на примере специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Задать вопрос