В статье рассматриваются возможности курса ОБЖ в области формирования экологических знаний, современные проблемы формирования экологических знаний в курсе ОБЖ 5–9 классов.
Ключевые слова:образовательный процесс, экологические знания, экологические понятия, законы природы.
Воздействие человеческой цивилизации на природу Земли неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
В распоряжении Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1622-р определен переход к инновационной модели экономического роста, который связан с формированием нового механизма социального развития [9], предполагающий развитие человеческого потенциала страны. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой — повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. И, как следствие, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.
Таким, образом, современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу в средней школе, предполагающие необходимость связать обучение с жизнью в условиях рыночных отношений и подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы, то есть не только пассивное получение знаний, но и формирование способности применять знания в своей жизни.
В стандартах второго поколения значимость экологической составляющей учебного предмета ОБЖ значительно усилена, что нашло выражение в постановке задач обучения [8].
Экологические знания формируются у учащихся при изучении различных дисциплин таких как биология, география, физика, история, основы безопасности жизнедеятельности. Например, в процессе обучения биологии учащиеся приобретают знания, позволяющие осмыслить сложные процессы движения и развития живой природы, биосфере, роли живых организмов в природе, о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и роли человека в биосфере. В курсе географии школьники изучают атмосферные явления, климатообразующие процессы, взаимодействие океана с атмосферой и литосферой, внутренние воды, природные комплексы и др. В курсе физики рассматриваются: давление тел, силы в природе, механическая работа, мощность, энергия, законы тяготения и др. В ходе изучения истории учащиеся знакомятся с историческими фактами проявления опасностей, историческими законами развития природы и общества, великими географическими открытиями и т. д. Знания в области экологии и экологической безопасности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствуют формированию культуры безопасности жизнедеятельности и развитию личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз [5].
Одной из задач школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование представлений о характере опасных процессов, протекающих в окружающей среды и формирование модели поведения в этой среде. Следует знать законы природы и учитывать в процессе жизнедеятельности с целью предупреждения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В основе безопасного поведения лежат научные знания, способствующие формированию безопасного поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях. Необходимость обучения школьников действиям в условиях чрезвычайных ситуациях и вопросы изучения природных явлений представлены в работах Т. П. Герасимовой, В. А. Девясилова, И. В. Душиной, В. Н. Латчука, В. В. Маркова, Н. А. Марченко, Е. М. Нестерова, В. И. Осипова, В. В. Сапронова, А. Т. Смирнова, В. П. Соломина, В. Я. Сюнькова, И. Н. Пономаревой, М. П. Фролова А. М. Якупова, С. М. Белова, С. Н. Вангородского, В. С. Кузнецова,А. Ф. Лисина, В. Н. Латчука, В. В. Маркова, А. Г. Маслова, Б. И. Мишина, С. К. Миронова, С. В. Петрова, Ю. В. Репина, А. Т. Смирнова и др. Но целостных исследований по проблеме формирования экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» не представлено. В содержательной составляющей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется внимание проблемам сохранения здоровья и жизни человека под воздействием химических, физических, социальных и других факторов внешней среды и опасностей, возникающих в результате хозяйственной и иных видов деятельности человека. Химические факторы внешней среды включают загрязнение продуктов питания, загрязнения воды, воздуха, почв. Физические факторы внешней среды представляют собой радиационное загрязнение, акустическое, электромагнитное. Социальные факторы включают в себя курение, алкоголизм и наркомания.
В ходе сравнительного анализа учебников по ОБЖ, рекомендованных к использованию: учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов (под редакцией Ю. Л. Воробьева, издательство «Астрель»), были определены следующие виды экологических знаний школьников [1], предусмотренные к изучению:
- об окружающей среде (природной и техногенной);
- о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество;
- об экологических проблемах и способах их решения;
- знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера — знание алгоритма безопасного поведения в ЧС (таблица 1).
Таблица 1
Анализ учебников курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с определением видов экологических знаний
Авторы, название учебника, класс |
Виды знаний |
под ред. В. Н. Латчука, «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс |
— об окружающей (техногенной) среде — об экологических проблемах и способах их решения; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера. |
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников /под ред. Смирнова А.Т, «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс; под ред. Ю. Л. Воробьева, «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс |
— об окружающей среде (природной и техногенной); — о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество; — об экологических проблемах и способах их решения; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; |
под ред. В. Н. Латчука, «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 класс; А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / под ред. Смирнова А.Т, «Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс; под ред. Ю. Л. Воробьева, «Основы безопасности жизнедеятельности», 6 класс |
— знания об окружающей природной среде; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. |
С. Н. Вангородский и др., «Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс; А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников /под ред. Смирнова А.Т, «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс; под ред. Ю. Л. Воробьева, «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс |
— знания об окружающей природной среде; — о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера. |
С. Н. Вангородский и др., «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс; А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / под ред. Смирнова А.Т, «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс; под ред. Ю. Л. Воробьева, «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс |
— знания об окружающей техногенной среде; — об экологических проблемах и способах их решения; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
С. Н. Вангородский и др., «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс; А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / под ред. Смирнова А.Т, «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс |
— об окружающей среде, факторы, разрушающие здоровье человека; — знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера. |
под ред. Ю. Л. Воробьева, «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс |
— об окружающей среде (природной и техногенной); — об экологических проблемах и способах их решения, знания о нарушении экологического равновесия. |
В ходе анализа и программ учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» выявлено, что материал в области экологии и экологической безопасности представлен в виде отдельных фактов, примеров, экологических терминов. В системе знаний курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражены основные причинно-следственные связи и закономерности, определяющие взаимосвязи между основными понятиями этих групп.
В целом систему знаний по экологической безопасности можно представить в виде логической цепочки, отражающей своеобразные этапы усвоения знаний: знание об опасности — знание о причине опасности — знание о последствии опасности — знание о действии, направленного на выработку правил безопасного поведения. Современный подход в обучении строится на изучении взаимодействия человека с окружающей средой с учетом различного рода опасностей. Ознакомление учащихся с множеством опасностей, обучение стереотипам безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера является основным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности [3,6]. Экологическая составляющая курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является основой выработки экологического сознания, экологической культуры, условием понимания ценности жизни учащимися [2].
Ценностное отношение можно рассматривать как интегративную характеристику личности, гармонично сочетающую в себе мировоззренческие и морально — нравственные качества, проявляющиеся в системе избирательных связей человека с природной средой, в признании универсальной ценности природы и умении делать выбор в пользу экологически обоснованных способов деятельности и поведения [1,3,7].
Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию алгоритма правильных действий при проявлении природоопасных процессов, определять признаки и интенсивность проявления природоопасных явлений и других опасностей, предсказывать и прогнозировать ЧС природного и техногенного характера и, таким образом, способствовать формированию типа личности безопасного поведения.
Литература:
1. Андреева Н. Д., Алексеева Т. Б., Ларченкова Л. А., Леонтьева О. В., Малиновская Н.В., Суслов В. Г. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике: Коллективная монография под научной редакцией Андреевой Н. Д. — СПб.: «Свое издательство», 2013. — 182 с.
2. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников» /Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 5 С.97–101.
3. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы//Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 10. С.37–40.
4. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 191 с.
5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 40 с.
6. Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С.73–76.
7. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под. Ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. — 415 с.
8. www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования.
9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012года (в ред.распоряжения Правительства РФ от02.11.2009 N1622-р) http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/strategicplanning/goverment/doc20081117_02