Состояние здоровья населения нашей страны в настоящее время оценивается как кризисное [1,4,7,8,12,14,16,20]. Низкий уровень рождаемости, продолжительности жизни, а также высокая смертность, алкоголизация и наркотизация граждан делают актуальной необходимость совершенствования системы безопасности жизнедеятельности человека. Базовым элементом этой системы служит сохранение жизни и здоровья индивидуума, улучшение демографической обстановки. Стратегия развития составных частей системы зависит от успешности деятельности в разных направлениях — политическом, социально-экономическом, экологическом, педагогическом, техническом, технологическом, медицинском и др. [12].
Одним из наиболее значимых аспектов проблемы является повышение эффективности образовательного процесса по формированию здорового образа жизни, прежде всего в среде детей, подростков и молодежи [2,5,6,14,15]. Основная нагрузка в вопросах воспитания здорового поколения, формирования здорового образа жизни ложится на процесс образования школьников, для чего необходима организация подготовки квалифицированных компетентных кадров [3,8,9–11,17–19].
В настоящее время в стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако эта информация отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и в большинстве случаев исходит от недостаточно некомпетентных людей.
Отсюда возникает проблема разработки системного метода создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, способного от момента рождения и до глубокой старости вооружать человека методологией здоровья, средствами и методиками его формирования. Основной задачей такого подхода должна быть совместная работа педагогов, врачей, психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации.
Принятый в 1999 году Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в статье 36 «Гигиеническое воспитание и обучение» декларирует необходимость обязательного повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях». Пропагандой этих знаний призваны заниматься средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения, а задачу высших образовательных учреждений следует рассматривать как подготовку специалистов, компетентных в области здоровьеформирующих технологий.
Основная направленность здоровьеформирующих технологий в отличие от здоровьесберегающих состоит в получении учащимися прогрессивных знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни с целью не столько сохранения, сколько повышения жизненного потенциала индивидуума, его «адаптивности» к факторам окружающей, в том числе социальной, среды. Для этого была разработаны концепция и магистерская программа «Здоровьеформирующие технологии» для подготовки магистров в области формирования культуры здоровья.
Магистратура — это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консалтинговой и научно-исследовательской деятельности.
Концептуальной основой указанной программыявляется освоение человеком комплекса ценностей и технологий формирования культуры здоровья, которые все чаще рассматриваются как мощный стимул самоопределения и самореализации человека в современном мире.
В процесс обучения студентов (особенно в педагогических вузах) необходимо шире внедрять здоровьеформирующие технологии с целью развития ответственности будущих педагогов за профилактические мероприятия по повышению потенциала здоровья населения, начиная с детства.
Основная образовательная программа специализированной подготовки магистра по здоровьеформирующим технологиям составлена на базе Государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование».
Целью программыявляется содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьформирующих технологий.
Все специальные дисциплины программы были отобраны исходя из факторов формирования здоровья: личностного фактора, фактора защиты, фактора среды, фактора деятельности. Перечисленные факторы рассматриваются как ресурсы, что отвечает здоровьеформирующему подходу в системе педагогического образования. Цель достигается путем формирования у обучающихся культуры здоровья, создания оптимальных условий обучения, любви к окружающему миру, что позволяет в полной мере реализовать жизненный потенциал индивида.
Программа выстроена по концентрическому принципу и включает следующие специальные учебные дисциплины:
- История медико-биологических дисциплин.
- Физиолого-гигиенические основы формирования здоровья.
- Социально-психологические основы формирования здоровья.
- Медицинские и экологические основы формирования здоровья.
- Организационно-методические основы формирования здоровья.
- Технологии формирования здоровья.
- Технологии формирования физической культуры.
- Технологии формирования здоровья детей в социальной сфере.
Приведенные дисциплины как структурные компоненты учебной программы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
В процессе обучения дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского и подросткового возрастов до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья, а также на сохранении окружающей природы и формировании экологической культуры.
Итоговую государственную аттестацию магистрантов предполагается организовать в два этапа: первый — комплексный государственный экзамен по направлению «Здоровьеформирующие технологии», второй — защита магистерской диссертации по избранной теме.
При успешном выполнении учебного плана и защите магистерской диссертации слушателю вручается диплом о профессиональной подготовке по магистерской программе «Здоровьеформирующие технологии», удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере здоровьеформирующих технологий в общеобразовательных учреждениях любого профиля.
В рамках реализации программ подготовки магистра следует отметить непосредственную взаимосвязь программы «Здоровьеформирующие технологии» с другими магистерскими программами подготовки, а именно: «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Профилактика социальных отклонений (превентология)», «Управление организацией безопасности образовательного учреждения», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде» и «Экологическая безопасность».
Реализация программы предполагает включение студентов в освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания.
Магистр в области естественнонаучного образования и технологий формирования здоровья подготовлен к осуществлению следующих видов деятельности:
Научно-исследовательская деятельность:
- постановка задач и реализация конкретных действий в области здоровьеформирующих технологий;
- отработка и интерпретация (качественная и количественная) полученных результатов исследований;
- использование современных методов новых информационных технологий, применяемых в современной науке;
- осуществление междисциплинарных взаимодействий в научной и образовательных сферах.
- Преподавательская деятельность:
- проектирование и реализация в практике обучения нового учебного содержания, технологии и конкретных методик обучения;
- констатирование методических моделей, их реализация и анализ результатов процесса использования различных методик в обучении в области технологий формирования здоровья в различных типах учреждений, включая учебные: специализированные гимназии; лицеи; а также средние специальные и высшие учебные заведения.
Консультационная деятельность:
- консультирование по вопросам профессиональной компетенции и осуществления помощи в ее развитии;
- консультирование коллег по актуальным научно-педагогическим проблемам.
- Культурно-просветительская деятельность:
- подготовка и систематизация материалов для сообщений по различным проблемам, лежащим в области технологий формирования культуры здоровья;
- выступление перед различной аудиторией по современным проблемам сохранения и укрепления здоровья;
- выпуск и тиражирование информационно-профилактических материалов.
Организационно-воспитательная деятельность:
- анализ педагогических ситуаций и постановка воспитательных задач;
- разработка и реализация плана воспитательных воздействий с использованием потенциала предметного содержания;
- анализ результативности воспитательной деятельности.
- Социально-педагогическая деятельность:
- осуществление помощи в социальной адаптации и развитии ценностных ориентаций в социальной среде;
- формирование социальной активности обучающихся для достижения их интересов и удовлетворения их потребностей;
- обеспечение социальной зрелости и мобильности обучающихся.
Таким образом, программа магистерской подготовки ориентирована на обеспечение специализированной фундаментальной подготовки научно-педагогических кадров и повышения качества специализированной прикладной подготовки кадров для широкого спектра видов профессиональной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья человека. Итогом освоения программы станет формирование компетенций педагогов в области культуры здоровья.
Литература:
1. Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№ 5.-С.397–400.
2. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№ 6.- С.372–375.
3. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник герценовского университета. 2011. № 4. с.16–17.
4. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№ 4.- С.242.
5. 5.. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№ 6.- С.730–732.
6. Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В. П. Соломин, Л. П. Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№ 3.-С. 484–485.
7. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
8. Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С. 494–496.
9. Матусевич М. С., Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№ 8.-С. 360–364.
10. Матусевич М. С. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№ 9.-С. 306–307.
11. Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. -№ 12. — С. 42–45.
12. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2012. — № 145. — С.90–95.
13. Соловьев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№ 4 (32).-С 16–19.
14. Соловьев А. В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С.494–496.
15. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 29–30.
16. Сухоруков Д. В., Богданов А. А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.
17. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
18. Сыромятникова Л. И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.
19. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
20. Ткачук В. А. Ценностно-смысловая сфера наркозависимых лиц [Текст] / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук // Вестник психотерапии.-2012.-№ 2.-С. 38–48.