Адаптация школьников во многом зависит не только от самих учеников, но и от учителей, родителей, завучей, педагогов-психологов и всего педагогического коллектива. На сегодняшний момент диагностика и профилактика дезадаптации осуществляются в образовательных учреждениях не достаточно эффективно, так как педагоги мало сотрудничают друг с другом. Проблема социальной адаптации младших подростков волнуют как родителей, так и психологов в целом.
Следует заметить, что социально-психологическая поддержка учащихся в школьной адаптации недопустима без учета индивидуальных особенностей подростков.
В словаре по социальной педагогике социальная адаптация — это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе.
Проблемой социальной адаптации младших подростков к изменившимся условиям обучения занимались: А. Я. Варламова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и др.
По М. А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка — это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [1, с. 382].
С точки зрения А. В. Мудрика, адаптация — это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [4, с. 147].
В начале учебного года у младших подростков отмечается преобладание отрицательных чувств ко всему обучению в целом. Для большинства учащихся характерно беспокойство, что говорит о низком уровне школьной адаптации. Это все свидетельствует об определенных проблемах в адаптации.
Трудности процесса социальной адаптации у младших подростков, связаны с изменяющимися условиями обучения при переходе из начального в среднее звено общеобразовательной школы. Поиск путей решения этой проблемы многофункциональный.
Установление эффективного взаимодействия всех членов школьного коллектива обеспечит оптимизацию процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, а именно: приведет к уменьшению, внутренней и внешней напряженности пятиклассников, повышению интереса к учебе, а также обеспечит спокойные, неконфликтные взаимоотношения между детьми. Мы предполагаем, что по итогам работы у детей будет отмечено повышение самооценки, адекватизация уровня тревожности и мотивации к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
- выявить причины, вызывающие трудности социальной адаптации;
- провести диагностику определяющий уровень социальной адаптации младших подростков.
В исследовании, проводимом на базе МБОУ Лицей № 17 г. Владимира принимало участие 15 учащихся пятого класса.
В процессе работы были использованы три основные методики, опростник С. В. Левченко [3, 46 с.] «Чувства в школе» — для диагностики адаптации к школе. Тест Филипса — «определение школьной тревожности» [2, 25], и «анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н. Г. Лускановой [5, с. 56].
Результаты теста Филипса представлены на рисунке 1
Определение школьной тревожности
Рис. 1. Результаты теста Филипса
Данная методика позволила выяснить у младших подростков, эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.
Анкета Н. Г. Лускановой помогает изучить уровень школьной мотивации учащихся пятого класса. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.
Мотивация пятиклассников в начале учебного года
Рис. 2. Результаты анкетирования по методике Н. Г. Лускановой.
Для диагностики определения адаптации в школе мы использовали опростник С. В. Левченко. Представленная методика хорошо показывает, что большинство учащихся дезадаптированны в школе. Результаты опроса представлены на рисунке 3.
Чувства пятиклассников в начале учебного года
Рис. 3. Результаты опроса по методике С. В. Левченко.
По результатам методик, очевидно, то, что младшие подростки при переходе из начальной школы в среднее звено испытывают много трудностей: изменение условий обучения, требований; подросток испытывает кризис во взаимоотношениях с новыми учителями предметниками; усталость и т. д.
Отношение к школе, судя по данным теста, у большинства детей отрицательное. Существенно, что многие, даже хорошо успевающие дети, испытывают негативное отношение к школе, потому что, считают школьную учебу малоэффективным времяпровождением.
Особенность самосознания младших подростков заключается также в том, что они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свои успехи и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для пятиклассников характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этим объясняются такие черты, характерные для данного возраста, как обидчивость, упрямство, грубость и резкость, что в свою очередь часто приводит к конфликтам между детьми.
Таким образом, наша работа показала, что общая тревожность в школе у пятиклассников в начале учебного года составляет — 76 %, уровень школьной дезадаптации и низкой мотивации — 28 %, а беспокойство в учебе — 60 %. Все это, свидетельствует о том, что учащимся нужна помощь в преодолении социальной дезадаптации.
Литература:
1. Галагузова М. А. Социальная педагогика. / М. А. Галагузова // — М.: ВЛАДОС, 2000.- 382 с.
2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.-122 с.
3. Левченко С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? / С. В. Левченко // Практика административной работы в школе. — 2005. — N 5. — С.65–66
4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии,1997.
5. Усанова О. Н. Практический материал, для психологической работы в школе./ Научно практический центр «коррекция»// О. Н. Усанова.М 1991 г