В статье проанализированы психологические особенности развития профессиональной мобильности личности путем специально организованного профессионального обучения. Продуктивными формами такого обучения являются: дискуссионный клуб, спецкурс, социально-психологический тренинг с использованием технологии психологического сопровождения.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, дискуссионный клуб, психологическое сопровождение, профессиональное обучение.
Постановка проблемы. Чтобы быть успешным и конкурентоспособным в своей профессии будущий специалист должен обладать определенными личностными качествами — быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть профессионально мобильным. Как показало изучение научных трудов, стихийно, спонтанно такие качества формируются не у всех людей. Поэтому значительная их часть испытывает трудности при изменении социальных или профессиональных условий, и тогда нехватка профессиональной мобильности может стать причиной серьезных психологических и социальных проблем личности. Указанная ситуация актуализирует проблему формирования профессиональной мобильности личности при изменении ее профессионального статуса (получения второго высшего образования, переквалификация и т. д. — прим. авт.).
Подготовка профессионально мобильного специалиста, способного к участию в инновационном процессе, будет эффективной, если она разворачивается в специально организованной образовательной среде и решает две задачи: формирование готовности специалиста к изменениям, обучение умению осуществлять деятельность в постоянно меняющихся условиях.
Цель статьи: проанализировать развитие профессиональной мобильности личности посредством учебной формы — дискуссионный клуб с применением технологии психологического сопровождения.
Изложение основных результатов исследования. Теоретико-эмпирический анализ проблемы профессиональной мобильности личности позволил выявить особенности указанного процесса и группы респондентов с высоким, низким, средним уровнем профессиональной мобильности. В процессе эксперимента мы внедрили в группу людей с низким индексом профессиональной мобильности (студенты, которые приобретают второе высшее образование и имеют фиксированный статус смены профессии, т. е. являющиеся профессионально мобильными). Важная роль при этом была отведена преподавателю. Справедливо отмечает С. Д. Максименко, что только через совместную кооперативную деятельность возможно образование личностного смысла, отношение субъекта к предмету деятельности, ее мотивации. В учебном процессе нужно моделировать, создавать общественные отношения, в которые должны включаться и студенты [2].
Для формирования профессиональной мобильности личности в указанном векторе служит специальным образом организованное обучение, как дополнение к традиционным формам обучения. Целями такого обучения являются следующие: способствование формированию субъектной позиции личности относительно профессионального продвижения; поддержка личностно-профессионального развития; стимулирование восходящей профессиональной мобильности; оптимизация отношения к себе как к профессионалу; расширение уровня осведомленности о профессиональном поле; актуализация личностных ресурсов в профессионально мобильном поведении; помощь в принятии нового профессионального статуса; прогнозирование возможных трудностей, связанных с профессиональной мобильностью.
Такое обучение можно рассматривать как один из разновидностей кросс-форматного обучения, то есть обучения, лишенного давления существующих норм, стереотипов, алгоритмов и формальных принципов. При внедрении специально организованных условий обучения специалисты будут иметь возможность естественного вхождения в профессию, практического применения учебной информации, интеграции личностного и профессионального развития и т. д.
Результатом использования такого вида обучения станут такие новообразования в психике профессионально мобильных специалистов: рефлексия, профессиональное самосознание, профессиональные установки, готовность самореализации в новой профессиональной деятельности. Наполняя содержание форм специально организованного профессионально ориентированного обучения, мы использовали семиотические, имитационные и социальные обучающие модели. Семиотические модели включают проблемные ситуации, задачи, задания, которые способствуют усвоению студентами представленных в них объективных значений. В рамках имитационных обучающих моделей специалисты соотносят теоретическую информацию из профессионально приближенной ситуацией и используют ее в собственных практических действиях. Социальные модели вмещают в себе проблемные ситуации и задачи, имитирующие профессиональные и решаемые в процессе диалогического взаимодействия. Таким способом учебная информация приобретает для специалистов личностно-профессиональный смысл; способствует творческой самореализации, саморазвитию в новом профессиональном статусе.
Мы согласны с утверждением Н. Ф. Шевченко в том, что поэлементное использование отдельных методов, знаний из отдельных дисциплин, вычлененных из целого, не дает верного понимания настоящих особенностей основных теоретических и практических вопросов и не способствует эффективной реализации учебных целей в процессе профессиональной подготовки [4].
Важным является утверждение С. Д. Максименка о том, что современный опыт подготовки психологов дает основание утверждать, что все уровни моделирования заданной структуры профессиональной деятельности создают определенные условия, которые способствуют разворачиванию и способствованию структур профессионального сознания. Содержание подготовки должно быть подано в форме специально организованных учебно-профессиональных задач, имеющих профессиональную направленность [2].
При построении программы профессиональной мобильности личности важно учитывать следующие теоретические предпосылки.
Человек является активным субъектом, творцом собственной жизненной картины мира при построении траектории своего жизненного пути профессиональной мобильности
Профессиональное самоопределение личности в новой профессии уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», снижает тревожность, повышает личностный потенциал, то есть становится условием и одновременно стимулом к дальнейшему личностному росту и личностному самоопределению
Осознание себя как профессионала возможно при рефлексивной организации личности. Трудности в становлении чувства самоидентичности обусловлены недостаточной сформированностью и рефлексией, что проявляется в нарушении образа «Я», блокируя саморазвитие.
Необходимость внедрения специально организованного обучения подтверждают и выявленные трудности, возникающие перед профессионально мобильной личностью: нечеткость и размытость целей, недостаточная рефлексивность прошлого жизненного опыта, разочарование в предыдущих неудачах, истощение личностных ресурсов, нарушение целостности социально-психологического пространства, хаотичность в принятии новой статусно-ролевой структуры (риск маргинализации в профессиональной общности), больший риск профессиональной деформации и выгорания и т. д.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало необходимость специально организованного профессионального обучения на выборку студентов Центра последипломного образования Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника, представленного авторскими программами учебных курсов «Социальная психология», «Психология бизнеса», «Психология управления», дискуссионного клуба, социально-психологического тренинга, спецкурса.
Как показали наши наблюдения, специально организованное обучение создает благоприятную среду и условия для дальнейшего понимания специалистами, которые меняют свой профессиональный статус, сущность своего профессионального выбора. Возможность свободно и без стеснения обсуждать свои профессиональные проблемы в кругу преподавателей, работающих специалистов, одногруппников дает незаменимый практическый личностный опыт, осознание своего «профессионального Я», своих личностных черт, и всего процесса профессиональной мобильности. (эмпирически доказана существующая связь между направленностью профессиональной мобильности личности и ее психологической основой — суммарным индексом профессиональной мобильности).
Участие в дискуссионном клубе видится нам влиятельным фактором формирования профессиональной мобильности по нескольким причинам.
Во-первых, для многих студентов это становится первой возможностью приобщиться к профессиональной сообщности, почувствовать профессиональную идентичность и найти в ней свою собственную. Беседы и дискуссии, в которых берут участие различные профессионалы (отличающиеся за возрастом, полом, статусом и профессиональным опытом), объединенные одной профессией, общими предметными интересами, ярко и наглядно демонстрируют сущность существования условной большой группы принадлежности (термин социальной психологии) — профессиональной общности.
Во-вторых, активное участие в работе дискуссионного клуба способствует не только расширению круга теоретических знаний и практических умений, а и повышению уровня осведомленности о сущности самой профессии, о возможных трудностях и осложнениях и путях их минимизации, об особенностях восприятия указанной профессии в обществе.
В-третьих, существование такой профессиональной общности позволит воплотить в практику неотъемлемый принцип какого-либо профессионального образования — передача межпоколенного опыта и формирование реальных представлений о будущей профессии.
Приведем короткое описание тем, которые предлагаются студентам для обсуждения в дискуссионном клубе.
Тема 1. Профессиональная карьера и карьеризм. Мотивация профессиональной деятельности.
Тема 2. Профессиональная мобильность и стабильность личности. Адаптированность. Маргинальность. Акме.
Тема 3. Психологические ресурсы выхода из профессионального кризиса. Образование как «лифт» профессиональной мобильности.
Тема 4. Ассертивное и зависимое поведение. Актуализация и манипуляция. Внутренняя свобода как готовность осуществлять профессиональную мобильность. Проблема выбора и ответственности.
Тема 5. Гендерные аспекты профессиональной мобильности. Противоречивость норм «женственности и «мужественности» в профессиональной карьере.
Тема 6. Самоменеджмент в профессиональной деятельности. Позиции руководителя и подчиненного. Планирование профессионального пути и судьбоносное «везение».
Тема 7. Роль самопознания и саморазвития в профессиональном становлении специалиста, зависимо от профессии.
Тема 8. Причины психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению профессионала и пути их преодоления.
Тема 9. Значимые качества профессионала (профессиональная, мобильность, рефлексия, эмпатия, критичность, гибкость).
Тема 10. Профессиональное выгорание и деформация: возможности коррекции, пути профилактики. Профессиональная мобильность как копинг-стратегия в кризисной ситуации.
Тема 11. Самопрезентация, реклама в профессиональной деятельности. Мифы и реальность.
Тема 12. Принятие нового профессионального статуса. Успех. Показатели удовлетворенности профессиональной карьерой. Пути дальнейшего развития.
Мы считаем организацию профессионального дискуссионного клуба не только интересной и приятной формой внеаудиторной работы студентов, овладевающих вторым высшим образованием, а важной составляющей системного процесса формирования профессиональной мобильности личности. Мнение участников дискуссионного клуба подтверждает это суждение и отображено в результатах анкетирования и интервью.
Работа дискуссионного клуба построена на добровольных началах, происходила за участием преподавателей, студентов, приглашенных специалистов определенной области (дискуссионные клубы были проведены со студентами разных специальностей: социальными педагогами, психологами, экономистами, учителями математики, учителями дошкольного образования, при этом для многих (67 %) желаемая специальность не была сродной и обозначала полное изменение профессионального статуса — прим. автора). Таким образом, мы наблюдаем проявление профессиональной мобильности как личностной черты и направленность ее как социального процесса (вертикальная, горизонтальная, нисходящая, восходящая и т. д.) не соотносительно с конкретной профессией. Поэтому такая форма работы может быть применена по формированию профессиональной мобильности с представителями различных профессий. При проведении занятий дискуссионного клуба преподаватели играют роль психологических сопровождающих. При этом сам преподаватель должен быть профессионально мобильной личностью, так как только мобильная личность может сформировать мобильную личность.
Склонность к таким рассуждениям наблюдается в работах С. В. Кирдянкиной, которая исходила из того, что сопровождение — это особый способ взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, и обосновывала необходимость разработки специальной системы научно — методического сопровождения будущего специалиста. Эта система должна быть «построена на антропологических основаниях и включать взаимосвязанные компоненты (цель, задачи, принципы, этапы, направления, средства, критерии эффективности, ожидаемый результат) для придания ему адресной помощи в саморазвитии собственных сил, нахождении настоящих потребностей и обеспечении полноценной профессиональной деятельности, ориентированной на повышение ее качества» [1, с. 4]. Исследовательница предлагала рассматривать научно — методическое сопровождение профессионального роста специалиста как «научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (студента), направленный на непрерывное саморазвитие в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности, что приведет к естественному совершенствованию, к постепенному росту в профессии» [1, с. 13]. При психологическом сопровождении создаются условия для профессиональной реализации и личностного развития сопровождаемого.
Общая цель психолого-педагогического сопровождения — это активизация процессов личностного развития как важной составляющей профессиональной мобильности у преподавателя и формирование психических новообразований, значимых для профессиональной деятельности в желаемой отрасли у сопровождаемого.
Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — это не только предоставление своевременной помощи и поддержки личности, но и развитие в сопровождаемого умений самостоятельного преодоления препятствий, ответственного отношения к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными изменениями в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами, иррациональными тенденциями жизнедеятельности.
Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, усиления профессионального «Я«, поддержание адекватной самооценки, оперативной помощи и поддержки, саморегуляции жизнедеятельности, усвоения технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально — психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышения эффективности профессиональной деятельности, а следствием — профессиональная мобильность специалиста.
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве функций диагностики сущности возникшей, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и разработки плана решения проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Вывод. Следовательно, развитие профессиональной мобильности личности, прежде всего, зависит от психических новообразований и профессионально важных качеств, которые должны появиться в результате применения специально организованного профессионального обучения, формами которого являются: дискуссионный клуб, спецкурс, социально-психологический тренинг, с учитыванием технологии психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения.
Литература:
1. Кирдянкина С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Кирдянкина Светлана Владимировна // Дальневосточный государственный гуманитарный университет. — Хабаровск, 2011. — 27с.
2. Максименко С. Д. Рефлексія проблем розвитку в психології / С. Д. Максименко // Актуальні проблеми психології: наукові записки Інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України. — К.: Нора-Друк, 2001. — Вип. 21. — С. 3–24.
3. Тришина О. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: Дис... канд. пед. наук: 13.00.08. / Ольга Юрьевна Тришина — Кемерово, 2006. — 185 с.
4. Шевченко Н. Ф. становлення професійної свідомості практичних психологів у процесі фахової підготовки: [монографія] / Н. Ф. Шевченко. — К.: Міленіум, 2005. — 298 с.