При разработке тренажных и обучающих комплексов для подготовки операторов мобильных систем одной из актуальных задач является кусочно-линейная аппроксимация таблично-заданной функции системой функций из условий максимальной длительности интервалов аппроксимации и при совпадении узлов аппроксимации. Наличие двух критериев порождает неоднозначность в постановке задачи: возможны вариации в алгоритме, не влияющие на решение поставленной задачи.
Приведем алгоритм аппроксимации, который использовался при разработке имитатора динамики полета тренажера транспортного самолета [1…4].
Блок ввода данных. Вводятся: функция , интервал , относительная погрешность аппроксимации в %.
Функция реализуется в виде программы, позволяющей вычислить ее значение в любой точке или, хотя бы, в точках (), расположенных достаточно плотно:
, .
При реализации программы используются:
- таблица ,
- число точек табулирования,
- абсолютная погрешность аппроксимации ; принималось .
Блок табулирования. Блок можно организовать различными способами с учетом имеющейся и дополнительной информации о функции (если таковая имеется).
Алгоритм включает вычисление
; ;
при .
Если , то необходимая информация получена. Если же , то, уменьшается в два раза и продолжаются указанные вычисления ( и можно не вычислять, они уже получены с достаточной точностью). Для сокращения вычислений таблицу следует лишь дополнить отсутствующими значениями.
Блок кусочно-линейной аппроксимации. Кусочно-линейная аппроксимация функции (обозначается ) определяется таблицей (- узлы аппроксимации, - число узлов; - интервалы аппроксимации, - угловые коэффициенты). Справедливо:
;;
; .
В силу непрерывности имеем:
.
Таким образом, для кусочно-линейной аппроксимации достаточно вычисления для значений (параметры уже определены при табулировании функции в предыдущем блоке). Для удобства пользования значения ; сохраняются в памяти ЭВМ.
Максимальность интервалов аппроксимации следует из используемого ниже алгоритма, где точка , определяется как максимально удаленная от (считая, что уже вычислены). Предполагается:
; , .
Алгоритм вычисления . Полагая по значениям вычисляются значения , а затем . Точка будет одной из точек (точек табулирования).
Алгоритм вычисления .
1. Для точки табулирования проверяется условие
, (1)
где - номер точки табулирования , соответствующей (). Переход к п.2.
2. Как только условие при некотором нарушается, то запоминается как ; номер запоминается как ; принимается . Переход к п.3.
3. Проверяется условие (1) для .
3.1. Если условие (1) для всех не выполняется, то принимается (весь интервал оказывается «интервалом запрета»). Осуществляется переход к вычислению (принимается ).
3.2. Если условие (1) для некоторого выполняется (пройден «интервал запрета»), то переход к п.1. ( не увеличивается).
Так будут определены все тройки . В последней тройке достаточно вычислить лишь и .
Если при выполнении условия (1) при некотором окажется, что , то
; . Завершение вычислений.
Замечание. Если функция удовлетворяет условию , то вместо условия (1) можно использовать условие .
Однако «трубка погрешности» при этом будет слишком неравномерной, отрицательно влияет на результат, если только задача не связана с некоторыми сингулярностями функции в окрестности нулей.
Предлагаемый алгоритм эффективно использовался при разработке комплексов для подготовки операторов и других мобильных систем [5…8].
Литература:
1. Лапшин Э. В., Данилов А. М., Гарькина И. А., Клюев Б. В., Юрков Н. К. Авиационные тренажеры модульной архитектуры: монография. — Пенза, ИИЦ ПГУ. — 2005. –146 с.
2. Гарькина И. А., Данилов А. М. Аппроксимационные задачи при разработке имитаторов транспортных систем: распараллеливание вычислительных процессов / Вестник Таджикского технического университета. -№ 4 (24). — 2013.С.75–80.
3. Гарькина И. А., Данилов А. М., Петренко В. О. Проблема многокритериальности при управлении качеством сложных систем / Мир транспорта и технологических машин. № 2(41). 2013. –С.123–130.
4. Будылина Е. А.,Гарькина И. А., Данилов А. М. Приближенные методы декомпозиции при настройке имитаторов динамических / Региональная архитектура и строительство. № 3(17). 2013. — C. 150–156.
5. Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Махонин А. С. Основные принципы проектирования сложных технических систем в приложениях / «Молодой ученый. — № 5(52), Том 1, 2013. — с.39–42.
6. Гарькина И. А., Данилов А. М. Управление в сложных технических системах: методологические принципы проектирования / Региональная архитектура и строительство. — 2012. — № 1. — С. 39–42.
7. Планирование эксперимента. Обработка опытных данных монография / И. А. Гарькина [и др.]; под ред. проф. А. М. Данилова.– М.: Палеотип, 2005. — 272 с.
8. Гарькина И. А., Данилов А. М., ЛапшинЭ.В., Юрков Н. К. Системные методологии, идентификация систем и теория управления: промышленные и аэрокосмические приложения / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. — 2009. — № 1(9). — С.3–11.