При разработке тренажных и обучающих комплексов для подготовки операторов мобильных систем одной из актуальных задач является кусочно-линейная аппроксимация таблично-заданной функции системой функций
из условий максимальной длительности интервалов аппроксимации и при совпадении узлов аппроксимации. Наличие двух критериев порождает неоднозначность в постановке задачи: возможны вариации в алгоритме, не влияющие на решение поставленной задачи.
Приведем алгоритм аппроксимации, который использовался при разработке имитатора динамики полета тренажера транспортного самолета [1…4].
Блок ввода данных. Вводятся: функция , интервал
, относительная погрешность аппроксимации
в %.
Функция реализуется в виде программы, позволяющей вычислить ее значение в любой точке
или, хотя бы, в точках
(
), расположенных достаточно плотно:
,
.
При реализации программы используются:
- таблица ,
- число точек табулирования,
- абсолютная погрешность аппроксимации ; принималось
.
Блок табулирования. Блок можно организовать различными способами с учетом имеющейся и дополнительной информации о функции (если таковая имеется).
Алгоритм включает вычисление
;
;
при .
Если , то необходимая информация получена. Если же
, то, уменьшается
в два раза и продолжаются указанные вычисления (
и
можно не вычислять, они уже получены с достаточной точностью). Для сокращения вычислений таблицу
следует лишь дополнить отсутствующими значениями.
Блок кусочно-линейной аппроксимации. Кусочно-линейная аппроксимация функции (обозначается
) определяется таблицей
(
- узлы аппроксимации,
- число узлов;
- интервалы аппроксимации,
- угловые коэффициенты). Справедливо:
;
;
;
.
В силу непрерывности имеем:
.
Таким образом, для кусочно-линейной аппроксимации достаточно вычисления для значений
(параметры
уже определены при табулировании функции
в предыдущем блоке). Для удобства пользования значения
;
сохраняются в памяти ЭВМ.
Максимальность интервалов аппроксимации следует из используемого ниже алгоритма, где точка
,
определяется как максимально удаленная от
(считая, что
уже вычислены). Предполагается:
;
,
.
Алгоритм вычисления . Полагая
по значениям
вычисляются значения
, а затем
. Точка
будет одной из точек
(точек табулирования).
Алгоритм вычисления .
1. Для точки табулирования проверяется условие
, (1)
где - номер точки табулирования
, соответствующей
(
). Переход к п.2.
2. Как только условие при некотором нарушается, то
запоминается как
; номер
запоминается как
; принимается
. Переход к п.3.
3. Проверяется условие (1) для .
3.1. Если условие (1) для всех не выполняется, то принимается
(весь интервал
оказывается «интервалом запрета»). Осуществляется переход к вычислению
(принимается
).
3.2. Если условие (1) для некоторого выполняется (пройден «интервал запрета»), то переход к п.1. (
не увеличивается).
Так будут определены все тройки . В последней тройке
достаточно вычислить лишь
и
.
Если при выполнении условия (1) при некотором окажется, что
, то
;
. Завершение вычислений.
Замечание. Если функция удовлетворяет условию
, то вместо условия (1) можно использовать условие
.
Однако «трубка погрешности» при этом будет слишком неравномерной, отрицательно влияет на результат, если только задача не связана с некоторыми сингулярностями функции в окрестности нулей.
Предлагаемый алгоритм эффективно использовался при разработке комплексов для подготовки операторов и других мобильных систем [5…8].
Литература:
1. Лапшин Э. В., Данилов А. М., Гарькина И. А., Клюев Б. В., Юрков Н. К. Авиационные тренажеры модульной архитектуры: монография. — Пенза, ИИЦ ПГУ. — 2005. –146 с.
2. Гарькина И. А., Данилов А. М. Аппроксимационные задачи при разработке имитаторов транспортных систем: распараллеливание вычислительных процессов / Вестник Таджикского технического университета. -№ 4 (24). — 2013.С.75–80.
3. Гарькина И. А., Данилов А. М., Петренко В. О. Проблема многокритериальности при управлении качеством сложных систем / Мир транспорта и технологических машин. № 2(41). 2013. –С.123–130.
4. Будылина Е. А.,Гарькина И. А., Данилов А. М. Приближенные методы декомпозиции при настройке имитаторов динамических / Региональная архитектура и строительство. № 3(17). 2013. — C. 150–156.
5. Будылина Е. А., Гарькина И. А., Данилов А. М., Махонин А. С. Основные принципы проектирования сложных технических систем в приложениях / «Молодой ученый. — № 5(52), Том 1, 2013. — с.39–42.
6. Гарькина И. А., Данилов А. М. Управление в сложных технических системах: методологические принципы проектирования / Региональная архитектура и строительство. — 2012. — № 1. — С. 39–42.
7. Планирование эксперимента. Обработка опытных данных монография / И. А. Гарькина [и др.]; под ред. проф. А. М. Данилова.– М.: Палеотип, 2005. — 272 с.
8. Гарькина И. А., Данилов А. М., ЛапшинЭ.В., Юрков Н. К. Системные методологии, идентификация систем и теория управления: промышленные и аэрокосмические приложения / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. — 2009. — № 1(9). — С.3–11.