Состояние и перспективы развития рынка шоколадной продукции России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 06.03.2014

Статья просмотрена: 9572 раза

Библиографическое описание:

Онтикова, С. И. Состояние и перспективы развития рынка шоколадной продукции России / С. И. Онтикова, Е. А. Костынич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 488-490. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9653/ (дата обращения: 16.11.2024).

Уровень потребления шоколада в России высок, но в целом еще далёк от западноевропейского. В среднем россиянин съедает 4–5 кг шоколадных изделий в год, тогда как в небольшой Швейцарии — 10,6 кг, в Германии — 8,4 кг.

Рост рынка шоколада за последний год имеет тенденцию к замедлению. Несомненно, это связано с его активным насыщением. С одной стороны, это знак грядущей стабилизации рынка. С другой, объемы массового потребления шоколада в натуральном выражении падают, население склонно покупать шоколад реже, но более дорогой.

В 2010 г. производство шоколада увеличили крупные западные игроки — Nestle, KraftFoods и “СладKо” (акционер — норвежская Orkla). В целом в России шоколадную продукцию производят около 160 фабрик. Половину рынка контролируют пять крупнейших компаний: Nestle, Mars, KraftFoods, Cadbury и “Объединенные кондитеры”. К началу 2011 года холдингу “Объединенные кондитеры”, который владеет 3-я кондитерскими фабриками в Москве (“Бабаевский”, “Красный Октябрь”, “Рот Фронт”) и 12-ю в регионах, принадлежали 15,5 % кондитерского рынка.

В Европе с каждым годом растёт интерес к горькому шоколаду, и этот процесс нельзя назвать случайным. Мировые производители шоколада сделали, казалось бы, невозможное — создали шоколаду имидж продукта, полезного для здоровья. Немногим более года назад корпорация Mars вызвала настоящую сенсацию, заявив прессе, что вещества, содержащиеся в какао-бобах (основном сырье, используемом при производстве шоколада) способствуют лечению сердечных заболеваний. Данное заявление было сделано на основании многолетних исследований, проведенных корпорацией.

Какао-бобы действительно содержат полифенолы, органические соединения растительного происхождения, которые являются сильными антиоксидантами. Традиционные способы производства шоколада разрушают полифенолы. По словам представителей корпорации, лишь у Mars есть запатентованная технология, которая помогает сохранить эти натуральные питательные вещества в шоколаде.

Россия не осталась в стороне от процесса формирования имиджа шоколада как полезного продукта и также начала проявлять интерес к шоколаду с высоким содержанием какао.

На сегмент темного шоколада (с содержанием какао свыше 75 %) приходится более четверти рынка Чаще всего такая продукция представлена шоколадными плитками. Потребление молочного шоколада (с высоким содержанием сахара и низким — какао) снижается, а спрос на темный шоколад растет. Например, доля темного шоколада в целом по ЕС за последние пять лет выросла с 8 до 14 %.

Российский рынок шоколада и шоколадных изделий в высокой степени консолидирован — продажи пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66 % объема розничного рынка в денежном выражении.

Безусловный лидер рынка — холдинг «Объединенные кондитеры», рыночная доля которого по итогам 2010 года составляет около 20 % в стоимостном выражении. Среди фабрик Холдинга такие крупные предприятия как ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и другие.

На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15 %. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, Nuts, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.

Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11 %. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России.

Компания KraftFoods, выпускающая шоколад под такими брендами как AlpenGold, CoteD’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11 % рынка.

Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, FerreroRocher) составляет приблизительно 9 %. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.

В феврале 2011 года Норвежский концернOrklaFoods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo» — в единое подразделение OrklaBrandsRussia.

Таким образом, можно заключить, что, с точки зрения конкуренции, рынок шоколада испытывает влияние такой тенденции как постепенная «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа производителей.

Существует постоянная угроза дефицита какао-бобов, которая создает некоторую напряженность в отрасли. Концентрация рынка какао-бобов (70 %) приходится на четыре африканские страны-производителя, где крайне нестабильная политическая ситуация. Междоусобицы и этнические конфликты становятся причиной дефицита и, как следствие, роста цен на какао-бобы (с ноября 2010 г. их стоимость увеличилась на 20 %, что является рекордом за последние пять лет). По данным британского торгового дома ED&F Mann, в 2013 г. общемировой дефицит какао вырастет почти в 6 раз. Причина — сокращение производства этого продукта и одновременное увеличение потребления.

По данным компании EuromonitorInternational, сегмент шоколадных изделий среди всего кондитерского рынка будет самым быстрорастущим — с 2011 по 2016 год он может увеличиться на 21 % в стоимостном выражении.

Эксперты не отрицают возможного ухода с рынка крупных фирм, что повлечет за собой усиление конкуренции среди оставшихся игроков. Производителям шоколада в будущем также придется серьезно изменить свою маркетинговую стратегию по позиционированию шоколада и делать акцент если не на его полезности, то хотя бы безвредности для здоровья. Для этого, возможно, придется привлекать врачей и ученых, проводить специальные исследования. В связи с этим возможен переход на новые виды сырья, технологий и на производство менее калорийной продукции.

Изменение демографической ситуации в стране также может повлиять на шоколадную отрасль. Если увеличится прирост населения, это приведет к увеличению рынка сбыта, т. к. дети являются одними из основных потребителей шоколада.

Кроме того, влияние на рынок также оказывают изменения в налоговой системе и внешнеэкономическая политика государства.

По прогнозам исследователей на рынке шоколадной продукции предвидится рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов; в свете вышеназванных тенденций прогнозируется пересмотр многими компаниями своей ассортиментной политики и выпуск шоколадной продукции экономсегмента; развитие участниками рынка производства шоколадных изделий меньших размеров; изменение формата упаковки соответственно современным тенденциям и потребительским предпочтениям.

Литература:

1.      По материалам сайта «Шоколадный бизнес» (http://www.shokolad.biz/ratings2009.php?id=1);

2.      Журнал «RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET» (http://www.foodmarket.spb.ru).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, шоколадная продукция, компания, темный шоколад, кондитерский рынок, производство шоколада, рост цен, рынок, стоимостное выражение, шоколад.


Задать вопрос