В конце ХХ века Россия пережила период системного кризиса. Форсированный и слабо продуманный переход от плановой к рыночной экономике вылился в масштабный спад производства, стремительный рост внешней задолженности, быстрое падение уровня жизни, рост вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе, частые хаотические кадровые перестановки в высшей государственно-политической элите РФ, открытое давление олигархических промышленно-финансовых групп на Кремль и др. Россию фактически перестали рассматривать как знакового игрока на мировой арене, а в среде западных аналитиков очень популярными сентенциями стали прогнозы о будущем распаде страны. Однако этот негативный тренд в развитии страны был преодолен со сменой её руководства. Новое политическое руководство РФ во главе с В. В. Путиным в начале 2000-х годов проводит ряд радикальных мер в сфере государственно-политических институтов, решительными мерами купирует распространение сепаратизма и укрепляет позиции страны на мировой арене [1, 2].
Два первых президентских срока В. В. Путина в целом характеризовались следующими изменениями:
- в качестве ядра партийной системы современной РФ синтезируется новое политическое объединение — партия «Единая Россия» (ЕР) с достаточно аморфной идеологией, которая выполняла главным образом электоральная функцию: создание массовой политической и организационной поддержки нового лидера и режима;
- на выборах максимально используются административные и иные ресурсы для обеспечения абсолютного доминирования ЕР;
- смешанная система выборов в Государственную Думу, действовавшая с 1993 года, изменяется на пропорциональную с высоким заградительным порогом, что обеспечивает проход в нижнюю палату парламента только большим партиям;
- новые участники политического процесса (партии «Родина», «Правое дело» и др.) в значительной степени не представляют собой действительно самостоятельные субъекты политической жизни, вследствие чего во многом их генезис и судьба в целом зависят от воли Кремля;
- все главы субъектов РФ не избираются населением региона, а напрямую назначаются Президентом РФ;
- складывается так называемая «вертикаль президентской власти», модель «президентской демократии», характерной чертой которой выступают сверхцентрализация и монополизация государственной власти в стране.
Вместе с этим, в 2000-е годы публичная политика в России все более приобретала черты театрализованности, гламурности, ухода от реальных проблем (что ведёт к их консервации и обострению) или имитации их решения (так называемая реформа МВД). Постепенно в обществе начало падать доверие к власти в целом и её различным институтам (особенно к Государственной Думе, Правительству РФ, судам, Генеральной прокуратуре). Складывается ситуации, когда граждане уже не стремятся обращаться в органы МВД или суд, т. к. часто решения выносятся не по закону и справедливости, а только по воле чиновников. Снижается оценка обществом института выборов как основного демократического механизма влияния граждан и их политических объединений на институты государственной власти, позволяющего выдвигать и отстаивать свои групповые позиции, интересы и новых лидеров. Выборы стали не формой смены политической власти в стране, а способом легитимации уже закрепившейся во власти политической элиты.
Всё сказанное выше постепенно привело к тому, что интерес к политике у большинства граждан стал снижаться, что отразилось в росте числа людей, особенно в больших городах, которые открыто уклоняются от голосования. Так, на выборах мэра Москвы в 2013 году явка составила всего лишь 32 %. Кандидат — действующий мэр получил 51 % голосов. Характерно, что при этом он провёл свою избирательную кампанию без участия в публичных дебатах. Выборные кампании в России стали проходить без реальной борьбы кандидатов, соперничества позиций, программ, аргументов, публичных дебатов, участия новых независимых, ярких и самодостаточных, талантливых кандидатов. Власть откровенно боялась свободных и честных выборов с непредсказуемыми итогами и особенно поражением кандидатов от партии власти (что уже происходило в ряде центров субъектов России).
На последних федеральных выборах 2011–2012 годов значительного роста нарушений законодательства относительно предшествующих лет не наблюдалось, но для части активных слоёв общества, в том числе студенческой молодёжи, оппозиционных движений в целом, это стало поводом для массовых протестных выступлений в мае-июне 2012 года. Эти гражданские инициативы направлены на гарантию принципов равенства, состязательности, объективности, демократизма в избирательной кампании.
С другой стороны, бòльшая часть современного российского электората по-прежнему настроена патерналистски, требует стабильности и государственной опеки, т. е. патерналистский синдром в России имеет глубинные корни и традиции, что реально сдерживает развитие нормального партийного строительства в России. Боязнь новых радикальных и неоднозначных перемен в стране усиливает и поддерживает низовой народный консерватизм и антидемократизм: «лучше отец народа, чем демократия».
Замалчивание актуальных проблем страны (незаконная иммиграция, непрофессионализм и безответственность чиновников всех уровней, коррупция и др.) ведет, с одной стороны, к росту рядов политических оппозиционных движений, солидаристских настроений и различных форм самоорганизации граждан. Так, например, возникли движения: экологическое, в защиту прав обманутых дольщиков, автомобилистов за равенство на дорогах, комитеты солдатских матерей — именно по причине того, что власть не обеспечивает конституционных прав граждан, не защищает их. Права на жизнь, среду, равенство люди вынуждены защищать непосредственно и от самих реальных угроз, и уже от власти, когда она сама не исполняет закон (т. е. нарушает закон). А с другой стороны, в части общества растут настроения гнетущей напряжённости, чувство безысходности, отчаяния и отчуждения (массовая фрустрация). И тогда главные пути действия граждан: массовые акции протеста весны-лета 2012 года в Москве или перекрытие дорог в провинции, митинги у зданий местных администраций либо попытка напрямую обратиться к «первому лицу» с надеждой на «решение проблемы» (что стало уже регулярным).
Тем не менее, высшие власти России могут пойти и на расширение либерально-демократических методов своего правления. Говоря о значимых тенденциях политического развития современной России, последние 15 лет нельзя не выделить новые позитивные моменты:
1. Демократизация законодательства о политических партиях (решительное уменьшение порога численности для их регистрации, закрепление представительства в парламенте части партий, не прошедших заградительный барьер и др.).
2. Изменение избирательного законодательства (восстановление смешанной системы выборов в Государственную Думу, прямые выборы глав субъектов РФ, в том числе мэра столицы, пропорциональная система выборов депутатов Московской городской думы и др.).
3. Создание Общественной палаты России и аналогичных негосударственных органов в регионах и при учреждениях государственного управления.
4. Либерализация некоторых статей УК РФ за нетяжкие преступления.
5. Попытка осуществить муниципальную реформу в России и др.
Таким образом, в новом ХХI столетии Россия преодолела лишь частично те негативные тенденции в своём политическом развитии, которые были вызваны последствиями развала Союза ССР и приходом к власти в Кремле группировки, ориентированной исключительно не на достижение государственно-значимых целей, а на личное обогащение. Однако задачи наведения порядка в стране, которые решал Президент России В. В. Путин, используя при этом преимущественно административный ресурс, неизбежно наложили свой отпечаток на весь ход и характер политического процесса. Излишняя бюрократизация и явное пренебрежение демократическими правилами и институтами закрепились как одни из самых знаковых явлений в политической практике. Преодоление их будет делом будущего, которое пока видится неоднозначным.
Литература:
1. Чернышов А. Г. Конструирование современной Российской власти и управление территориями: Федеральные и региональные аспекты// Политическая наука. 2009. № 2. С.27–34.
2. Путин В. В. Демократия и качество государства// Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. С.45–57.